Ольга Денисова
Инновационный педагогический опыт «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге»
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационный педагогический опыт
«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»
В настоящее время значительно вырос уровень детского дорожно-транспортного травматизма.
Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.
Публикация «Инновационный педагогический опыт „Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге“» размещена в разделах
Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части. Именно поэтому свой педагогический опыт я направила на формирование у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
1. Актуальность и перспективность.
Актуальность выбранной мной проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности, на улицах.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.
Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи:
1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой.
5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
2. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвинутых принципов и приемов).
Новизна педагогического опыта работы заключается в разработке и апробации комплексных занятий по формированию навыков безопасного повеления на улице и дороге во всех видах познавательной деятельности (физкультурно-оздоровительной, музыкальной, речевой, математической, продуктивной, игровой) и необходимости проведения в комплексе образовательного процесса.
Новизна опыта состоит в :
• определении актуальности проблемы, стоящей перед ребенком;
• определении целей и результатов;
• нахождении и использовании форм и методов, методик диагностики;
• обогащении жизненного опыта;
• ознакомлением с художественной литературой, развитием речевой, изобразительной, конструктивной, экспериментальной деятельности;
• пропаганде здорового образа жизни среди детей и родителей.
3. Наличие теоретической базы педагогического опыта.
Осуществляемая мной инновационная педагогическая деятельность, имеет достаточное теоретическое обоснование, опирающееся на труды таких авторов, как:
1. Авдеева Н. Н. Безопасность на улицах. – М. : АСТ-ЛТД, 1997.
2. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р. Б. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2004.
3. Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности/ Авт. -сост. М. Р. Максиняева, Т. Ю. Филиппова, С. В. Обоева. – М., 1999.
4. Клочанов Н. И. Дорога, ребёнок, безопасность : Методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальной школы. – Ростов н/ Д: Феникс, 2004.
5. Черепанова С. Н. Правила дорожного движения дошкольникам. - Москва, 2008
4. Ведущая педагогическая идея опыта работы заключается в формировании у дошкольников знаний правил дорожного движения, посредством комплексных занятий с использованием иформационно-коммуникативных и игровых технологий обучения (презентации, просмотр фото и видео материалов, подбор иллюстрированных наглядных пособий по теме, досугов, индивидуальной работы, спортивных мероприятий и развлечений, экскурсий («Путешествие по городу», целевых прогулок («Знакомство с улицей», различные виды изо деятельности, чтение художественной литературы, беседы и разговоры по ПДД, наблюдение за транспортом и пешеходами.
5. Оптимальность и эффективность средств
Работа должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Мной были разработаны и проведены серии занятий по изучению ПДД. Я считаю, что одной из эффективных форм работы с детьми по изучению ПДД, является осуществление проектной деятельности. В ходе работы были разработаны и реализованы проекты на тему: «Мои друзья – дорожные знаки», «В гостях у светофора».
Чтобы работа была более эффективной, осуществляется целенаправленное взаимодействие с родителями. Стараюсь сделать их своими помощниками в ликвидации дорожной безграмотности у детей. Совместно с родителями в группе оборудован уголок по ПДД. Так же были проведены консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы, отражающие актуальные вопросы по формированию у ребёнка навыков безопасного поведения на дороге.
Мной в достаточной степени обоснована позиция к использованию выдвигаемых идей. Предлагаемые принципы и приёмы соответствуют основным идеям ФГОС.
Для реализации поставленных задач я использовала в своей работе следующие методы исследования:
теоретические: изучение и анализ психолого - педагогической литературы, программ, изучение состояния проблемы в практике обучения;
эмпирические: наблюдение за педагогическим процессом, тестирование детей.
Теоретическая значимость работы состоит в анализе и обобщении исследований педагогов и психологов по проблеме формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге.
Практическую значимость работы я вижу в способе положительного влияния на ребенка, в результате которой открывается возможность формирования его собственного жизненного опыта.
6. Результативность опыта.
Результативность работы по формированию у дошкольников основ безопасного
поведения на улице и дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения показал позитивные сдвиги, которые произошли благодаря комплексной, целенаправленной работе по данной проблеме. Знания детей правил дорожного движения приобрели устойчивый характер, появился навык наблюдательности, умение ориентироваться в окружающей обстановке, дошкольники самостоятельно могут решать различные дорожные ситуации.
7. Адресная направленность.
Опыт работы представлен единой системой работы по внедрению проектной деятельности в образовательный процесс: мини-проектами, конспектами непосредственно образовательной деятельности с включением элементов игры, развлечениями, праздниками; консультациями родителям, детскими рисунками, данными внутреннего мониторинга развития дошкольников.
Опытом работы могут воспользоваться в практике воспитатели дошкольных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования. Разработки и презентации мероприятий, конспектов размещены на личном мини-сайте МААМ. ru.