Анастасия Риттер
Формирование у старших дошкольников основы культуры безопасного поведения на дороге
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты формирования культуры безопасного поведения на улицах города у детей дошкольного возраста. 8
1.1. Исследование проблемы в области обучения дошкольников правилам дорожного движения…8
1.2. Понимание культуры безопасного поведения в транспортной среде в психолого-педагогическом контексте …. …14
ВВЕДЕНИЕ
Публикация «Формирование у старших дошкольников основы культуры безопасного поведения на дороге» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Старшая группа
- Темочки
Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста.
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, на природе и на дороге. Современный мир изменил подход к проблеме безопасности, и в неё вошли такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм. Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться.
Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знания общепринятых человеком норм поведения.
Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте.
В-третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Система работы по ознакомлению детей с правилами безопасности раскрыта в Программе. «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Комаровой Т. С., Васильевой М. В., в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Формирование основ безопасности жизнедеятельности определено в образовательной области: «Социально-коммуникативное развитие».
Обучение детей безопасному поведению в транспортной среде занимает особое место в Основах безопасности жизнедеятельности. Отличаясь сложностью и многоплановостью, проблема обучения навыку безопасного поведения на улицах города детей дошкольного возраста является не просто актуальной, но и, с учётом её специфики, - жизненно необходимой учебно-воспитательной деятельностью. Возросшее количество транспортных средств, их высокая скорость передвижения и плотность транспортных потоков требует повышенного внимания к реализации задач по обеспечению профилактики дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста.
Обучение детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте следует начинать с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека. Формирование культуры общественного поведения через знание и соблюдение норм и правил поведения на дороге важная предпосылка снижения дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста.
В то же время, дети дошкольного возраста являются особой категорией участников дорожного движения, и поэтому к ним нельзя подходить с той же меркой как ко взрослым. У ребёнка несоизмеримо меньший опыт передвижения по улице, чем у взрослого, не полностью сформировано чувство опасности, страха, ориентации в пространстве, дети подвижны и нетерпеливы. Также для них неприемлемы изложенные на нормативном, недоступном для их понимания языке обязанности пешеходов и пассажиров. Поэтому главная задача педагогов– доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, и что особо важно, не исказив при этом, их содержания.
Анализ теоретической разработанности проблемы исследования, свидетельствует о том, что вопросы обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению в транспортной среде в отечественной педагогической науке отдельно не исследовались, и рассматривались, как правило, в качестве одного из аспектов нравственного воспитания (Р. Б. Стеркина, Н. Л. Князева, М. М. Котик, Т. А. Шарыгина и др.). Так же проблемы безопасности, профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, создания системы целенаправленного обеспечения детей знаниями, умениями и навыками, ценностными ориентирами необходимыми при формировании основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения, воспитания осознанного безопасного поведения в окружающем мире, привития здоровьесберегающих навыков, творческой активности ребенка, использования разнообразных форм, методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе находятся в сфере внимания таких представителей научной педагогической мысли как Н. Н. Авдеевой, Т. И. Алиевой, О. Л. Князевой, JI.А. Кондрыкинской, Е. Ю. Протасовой и ряда других исследователей. Такими же авторами как А. Д. Добрушина, В. Н. Зимонина, JI.А. Комлева, Е. А. Козловская, С. А. Козловский, С. И. Мерзлякова и др. были предприняты попытки обобщения накопленного опыта дошкольных образовательных учреждений по вопросу исследования.
В тоже время тема требует своего дальнейшего исследования, а всё выше изложенное позволяет констатировать актуальность поиска эффективных стратегий и технологий формирования культуры безопасного поведения на дорогах города у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование у детей дошкольного возраста культуры безопасного поведения.
Предмет исследования: условия, формы, методы и средства обучения Правилам дорожного движения.
Цель работы: выявление педагогических условий, форм, методов и средств формирования культуры безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста на дорогах города.
На основании поставленной цели предполагается решение следующих задач.
-Теоретически изучить проблему обучения детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению в транспортной среде.
-Изучить особенности формирования основ безопасности
жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста в психолого-
педагогической литературе.
Основу исследования составила гипотеза, согласно которой образовательный процесс, направленный на формирование культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с Правилами дорожного движения будет эффективным, если:
-учитывать возрастные особенности детей;
-обучать детей безопасному поведению в транспортной среде рассматривая как одну из важнейших сторон общего развития ребёнка дошкольного возраста;
-процесс овладения культурой поведения на дороге будет непрерывным, поэтапным и планомерным усвоением понятий и правил на специальных занятиях.
Методологическую основу исследования составили: теория о культуре безопасности; гуманистический подход, определяющий человека как высшую ценность современного общества и системы образования, в рамках которого, здоровье является ценностью личности, а его сбережение - целью образования; теоретические концепции, позволяющие определить «культуру безопасности» как часть общей культуры и интегрированный феномен, сочетающий в себе знания, умения и навыки по теме исследования.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ ГОРОДА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Исследование проблемы в области обучения дошкольников правилам дорожного движения
С дорожной азбукой и правилами безопасности на улицах ребенок знакомится очень рано – как только начинает топать ножками рядом с родителями по улицам. Экскурсия – вид деятельности, идеальный для формирования у детей навыков безопасного поведения на улице. Перед ребенком всегда должен быть личный пример соблюдения всех без исключения правил дорожного движения. На сегодняшний день проблема воспитания у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города очень актуальна. В отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стеркиной, Н. Л. Князевой, А. В. Гостюшиным и др. Данной проблемой занималась Саулина Т. Ф., которая разработала пособие для педагогов и родителей «Три сигнала светофора». В пособии представлены основные направления работы по ознакомлению дошкольников 3-7 лет с правилами дорожного движения. Так же изучала эту проблему Данилова Т. И., которая разработала программу «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. Актуальность и жизненная необходимость обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения несомненна важна. Целью данного пособия является формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах. В пособии представлена система занятий познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки. Исследование в этой области проходит в детских садах и в настоящее время. Многие педагоги разрабатывают программы и проекты по обучению детей правилам дорожного движения. Необходимость уже в дошкольном возрасте доводить до детей первые сведения о правилах дорожного движения диктует сама жизнь. Воспитатели должны помочь ребенку стать дисциплинированным пешеходом, неукоснительно выполняющим ПДД проводя тематические экскурсии. Анализ современной методической литературы показал, что при обучении детей правилами поведения на улицах и дорогах наиболее широко используется метод: экскурсия. Так же существующие образовательные программы в той или иной мере решают задачи становления у дошкольников основ безопасной жизнедеятельности. Они позволяют в кротчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед дошкольниками проблемы и указать пути их решения, вызвать в сознании яркие картины и дорожные ситуации, активизировать память и чувства. Содержание образования в них определяется действующими Правилами дорожного движения. Методика работы в рамках обучения ПДД должна быть построена с учётом интегрированного подхода. Выполняя задания, дети дошкольного ведут наблюдения, исследуют, рисуют и т. д. У них очень хорошо развито творческое воображение которое оставляет яркие моменты в сознании детей, помогает закрепить ему полученные знания на практике, воплощая их в своих творческих работах.
Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, а и в близкой детям дорожной сказке, викторине, игре, но занимаясь художественным творчеством – рисуя, создавая композиции, аппликации, поделки из глины, пластилина и т. д. Изучая правила не только теоретически, но и практически, дети достигнут несомненных успехов в изучении ПДД.
Только совместными усилиями, используя знания, терпение и такт, возможно:
- расширить представления детей о правилах безопасного поведения на улицах.
- пробуждать эмоциональную заинтересованность в познании ПДД.
- воспитывая интерес к познанию ПДД, развивать стремления проявлять интеллектуальные и конструктивные способности, научить наших детей навыкам организации безопасного образа, активизировать внимание, наблюдательность, изобретательность, инициативность.
Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно - образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение ребят. Такая работа требует от воспитателя чёткого отбора необходимого наглядного и игрового материала. Важным условием успешного обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах является создание соответствующей материальной базы и развивающей среды. Развивающая среда для обучения основ безопасности дорожного движения в группе включают в себя макеты улиц города, наборы транспорта, дорожные знаки, светофоры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры. При построении системы работы по изучению дошкольниками Правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
Ребенок – пешеход;
Ребенок – пассажир городского транспорта;
Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.).
В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду.
Н. Н. Авдеева указывает на то, что воспитательный процесс рекомендуется осуществлять:
- через непосредственное восприятие дорожной среды во время экскурсий, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д. ;
- в процессе специальных развивающих и обучающих НОД по дорожной тематике.
Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, т. е. понимание ребенком того, что является правильным или неправильным. Также большое значение имеет формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и т. д.).
В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, экскурсий, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.
Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При этом необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении.
А. В. Гостюшин считает, что нельзя забывать, что в каждой группе детского сада имеются дошкольники, входящие в «группу риска». Это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные. С ними воспитатель проводит занятия с учетом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организует работу с их родителями.
Он рекомендует использовать на экскурсии с дошкольниками новые педагогические технологии:
- моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
- интерактивный опрос;
- коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.
Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода воспитатель может помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия. Постепенно наращивать знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения.
Таким образом, анализ научной литературы по теме исследования позволил сделать следующие выводы.
Программа проведения тематических экскурсий имеет целью не столько обучение дошкольников непосредственно правилам дорожного движения, сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
При этом необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении.