Светлана Игнатова
Формирование связной речи у детей игровыми методами
▼ Скачать + Заказать документы
… Чтобы научиться говорить,
надо говорить. "
М. Р. Львов.
Связная речь – результат общего развития речи, показатель не только речевого, но и умственного развития ребенка. Связное высказывание отражает уровень развития ребенка: умственного, речевого, эмоционального. Оно показывает, насколько ребенок владеет словарным богатством родного языка, его грамматическим строем, нормами языка и речи; умеет избирательно пользоваться наиболее уместными для данного монологического высказывания средствами, то есть умеет употреблять слово, словосочетание, которое бы точно, полно, выразительно, грамотно отражало замысел говорящего. Связная речь включает в себя две языковые формы – диалог и монолог. Развитие обеих форм играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в воспитательной работе.
Публикация «Формирование связной речи у детей игровыми методами» размещена в разделах
Значительно затрудняют работу по формированию связной речи у детей нарушения у них процессов восприятия, внимания, памяти, навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Дети испытывают трудности в составлении рассказа по серии картин; многим детям не удается выполнить задание на составление творческого рассказа, рассказа-описания., не дают развернутого ответа на вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями. Ограниченный словарный запас (неточное употребление многих лексических значений; в активном словаре преобладают существительные и глаголы; недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. При пересказе текстов дети ошибаются в передаче ло-гической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.
Несформированность связной речи отрицательно сказывается на развитие всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями. Поэтому формирование связной речи имеет важное значение для всего процесса обучения и воспитания.
Связная речь имеет самый низкий показатель по сравнению со всеми остальными компонентами речевой системы.
Программа предъявляет следующие требования по развитию связной речи :
- совершенствование диалогической формы речи, поощрение попыток детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
- развитие монологической формы речи.
- формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие рассказы и сказки.
- формировать умения рассказывать (по плану или образцу) о предмете, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
- развивать умение составлять рассказ о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
- формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему предложенную воспитателем.
Пути развития связной речи.
--- диалогическая речь (ответы на вопросы полным предложением, инсценировки, сюжетно – ролевые игры)
--- монологическая речь (рассказ описание по графическому плану, по вопросам воспитателя; рассказ по сюжетным картинкам; рассказ по серии картинок; рассказ по готовому началу и концу; рассказ из собственного опыта)
Составить рассказ по предметно- графическому плану на тему «Как мы помогаем птицам»
Аналогично строится работа по обучению детей выделению и описанию признаков явления природы по теме «Времена года»
Составить несколько вариантов рассказа по одной и той же предметно- графической программе, выбирая каждый раз новые глаголы.
Прежде, чем предложить ребёнку описать предмет или животное я предлагаю ему фишки, обозначающие цвет, форму, величину и т. д. этого предмета.
Например- при описании белки предварительно предлагаю из ряда фишек разного цвета, выбрать ту, которая соответствует цвету заданного объекта (рыжий- серый, для описания формы- выбрать ту или иную геометрическую фигуру (похожа на шарик, для описания фактуры выбирается среди разного материала кусочек меха (пушистый, для описания функционального признака «чем питается «- изображение шишки, гриба и т. п.
Система моей работы по развитию связной речи у детей включает в себя упражнения по составлению предложений сначала простых, а затем сложных конструкций; игры и упражнения по обучению диалогической речи; игры и упражнения по обучению связной описательно-повествовательной речи, игры на установление правильного расположения картинок серии, объединённых единой темой, с последующим составлением рассказа или его фрагмента, игры эвристического характера (направленные на нахождение недостающего элемента ситуации среди предложенных (фоновых) картинок., игры на «воображение», связанные с придумыванием небольшого сюжета и последующим его оречевлением вначале с опорой на наглядный материал, а затем самостоятельно, игры в «семантические абсурды» (предлагаем найти несоответствие между текстом и иллюстрацией к нему.) ассоциативные игры - данный вид игр подготавливает к пересказу своими словами, актуализирует процесс отбора слов из долговременной памяти, систематизирует имеющийся у ребёнка словарь, чтение как специальный приём создающий базу для развития интереса к различным типам связного сообщения : сказкам, рассказу, стиху. Поэтому мы много читаем, рассматриваем иллюстрации и беседуем о прочитанном:
дети начинают понимать, что любая сказка имеет главную идею, героев, последовательность событий;
внимание детей обращается на традиционные сказочные обороты, которые одновременно являются одним из средств связности высказывания.
Формы организации обучения детей связной речи в системе ДОУ могут быть различными: игры, экскурсии, наблюдения и др. Логопед, воспитатели, руководитель по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, психолог мы все активно участвуем в процессе развития связной речи у детей в совместной деятельности, на прогулке, во время режимных моментов, где предоставляются большие возможности для свободного общения с детьми.
В совместной деятельности используются такие приемы работы, как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, оценка речевой деятельности и др. Во время деятельности необходимо постоянно создавать такие ситуации, которые побуждали бы ребенка к продуцированию речевых высказываний, развивали у него желание поделиться своими впечатлениями, рассказать о событиях в своей жизни.
Для полноценного развития связной речи у дошкольника чрезвычайно значима игровая мотивация, которая реализуется прежде всего в сюжетно-ролевой игре. При этом сюжет должен быть интересен для детей и одновременно должен побуждать их к речевой деятельности. Введение игровых моментов с широким использованием выразительных средств, наглядности, практических действий с предметами, активных эпизодических и систематических наблюдении различными
объектами поддерживают положительный эмоциональный настрой детей, их интерес.