Татьяна Журавлева
Проектная деятельность в ДОУ. Взаимодействие с родителями. Формирование коммуникативных навыков, связной речи у детей с ОВЗ
▼ Скачать
«Дом и его части»
с использованием игры-драматизации
Пояснительная записка
Проблема
Слабый познавательный интерес детей и взрослых к русским народным сказкам
Низкий уровень взаимодействия родителей с детьми в области чтения художественной литературы
Полное наименование проекта
Проведение консультации для родителей по теме «Логоритмика на занятиях» с использованием
драматизации русской народной сказки «Теремок»
Публикация «Проектная деятельность в ДОУ, Взаимодействие с родителями, Формирование коммуникативных навыков, связной речи у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Цель проекта
Развитие диалогической формы речи. Создание коммуникативных ситуаций. Развитие мимических и пантомимических средств общения.
Ознакомление родителей с методикой проведения логоритмики и ее значимостью для детей с речевой патологией.
Повышение навыков взаимодействия родителей с детьми.
Период и этапы реализации
Предварительный
1. Чтение русской народной сказки «Теремок»
2. Проведение игр и упражнений на развитие интонационной выразительности речи
3. Отгадывание загадок
4. Пересказ сказки
5. Пальчиковый театр
Основной
1. Консультация для родителей «Логоритмика на занятиях»
2. Привлечение родителей к подготовке атрибутов к сказке
3. Проведение занятий по теме
Конечный
Драматизация сказки
Планируемый результат:
1. Активное участие родителей в формировании правильной речи детей
2. Повышение навыков взаимодействия родителей с детьми, детей друг с другом.
3. Развитие связной речи, грамматического строя детей.
4. Повышение интереса детей к русским народным сказкам
5. Укрепление контакта между педагогами группы и родителями.
6. Создание у детей праздничного настроения.
Ожидаемый конечный результат
Формирование положительных качеств личности ребенка: уверенности в себе, инициативности, целеустремленности.
Эмоциональное благополучие детей
Взаимодействие детей и родителей
Развитие творческих способностей детей
Разработчики проекта
Учитель-логопед
Воспитатель
Учитель-дефектолог
Родители
Организация и продуманность системы оценивания
Медали всем участникам проекта «За лучшее исполнение роли»
Сюрпризный момент – сладкий стол для всех участников проекта
Презентация
1. Подготовить приглашения для родителей на спектакль
2. Подготовить спектакль
3. Лепка персонажей сказки
Контингент: дети с ТНР старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Конспект логопедического занятия по теме «Дом. Части дома» для детей старшего
дошкольного возраста с ЗПР, количество участников - 14 человек.
Актуальность: привлечение родителей к активному взаимодействию в формировании правильной речи детей.
Консультации для родителей и открытые занятия способствуют повышению навыков взаимодействия родителей с детьми, детей друг с другом.
Участие в праздниках повышает интерес детей и родителей к русским народным сказкам. Подготовка к ним развивает его память и внимание, совершенствует речь и пластику движений.
Место проведения: музыкальный зал.
Оборудование: шапочки персонажей сказки, кольца Луллия, детская мебель, предметные картинки, макеты домов, схемы постройки дома.
Действующие лица: учитель-логопед, родители и дети.
Задачи:
развитие лексико-грамматического строя речи;
развитие чувства ритма
воспитание эстетических чувств, бережного отношения к мебели;
развитие плавности движений;
развитие связной речи, воображения, мышления;
формирование эмоциональной отзывчивости в общении со сверстниками;
воспитание чувства товарищества
Содержание проекта
Конспект занятия
Тема: Жилище. Дом и его части. Русская народная сказка «Теремок».
Используемые технологии:
ТРИЗ, здоровьесберегающие технологии, проект.
Ход заседания родительского клуба
Логопед: Уважаемые родители! Мы пригласили Вас на заседание родительского клуба. Сегодня мы поговорим на тему «Музыка, речь и движения». Речь пойдет о логопедической ритмике.
В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, большую роль может сыграть логопедическая ритмика. Она органично сочетает движение, речь и музыкальное сопровождение. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют двигательную сферу ребенка. Благодаря этому идет преодоление речевой патологии за счет развития неречевых и речевых психических функций.
К неречевым функциям относится:
Развитие слухового, зрительного внимания, памяти, мышления;
Пространственной ориентировки, координации движения;
Чувства ритма и темпа в движении;
Общей и тонкой моторики.
К речевым относятся: воспитание темпа и ритма дыхания и речи;
Просодических компонентов речи;
Развитие мимической мускулатуры, арт. аппарата;
Развитие фонематического восприятия, грамматического строя речи, связной речи, обогащение пассивного и активного словаря.
На занятиях по логоритмике укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, мелкая моторика пальцев рук, формируется правильная осанка. У детей формируются двигательные умения и навыки, развиваются координация движений, ориентировка в пространстве.
Воспитательные задачи: чувства ритма, проявление творческих способностей, коррекция эмоционально-личностной сферы.
Коррекционная работа по логоритмике делится на три этапа:
Подготовительный, формирование произносительных умений и навыков, формирование коммуникативных умений и навыков.
Переход от одного этапа к другому постепенный. Занятия проходят по одной лексической теме. Уважаемые родители, чтобы лучше понять, что же такое «логоритмика», мы приглашаем стать активными участниками на нашем занятии. На нашем занятии мы ставим следующие цели:
Коррекционные: формирование координации, переключаемости, плавности движений, оптико-пространственной ориентации, перераспределение мышечного тонуса, развитие ритма, речевого дыхания, мимической мускулатуры, арт. аппарата, координации движения, речи, музыки; закрепление знаний о мебели, развитие грамматического строя речи, диалогической, связной речи.
Образовательные: развитие муз. слуха, грамматического строя речи.
Воспитательные: формирование чувства коллективизма, доброжелательности, самостоятельности, творческой активности, навыков взаимодействия детей с родителями и друг с другом.
Содержание НОД
1. Приветствие и орг. момент
2. Беседа о доме
Логопед. - У каждого есть свой дом. Посмотрите на карточки с изображением домов животных, птиц, людей.
Дети называют знакомые «дома».
3. Игровая ситуация с кольцами Луллия.
1-е кольцо – различные дома человека, животных, птиц.
2-е кольцо – люди, животные, птицы, рыбы.
Логопед: Ребята, найдите каждому «жителю» его дом. Давайте подумаем, что будет, если рыба очутилась в гнезде? Сможет ли она жить? Ей будет хорошо или плохо.
4. Игровая ситуация «Найди свой дом».
Дети надевают шапочки птиц, животных, рыб. Под музыку имитируют движения своего персонажа. Если музыка остановилась, каждый ребенок находит свой дом.
5. Игра «Части –целое» ( темы: дом, квартира, комната, лес)
Логопед называет что-либо из окружения людей, а дети называют часть предмета, например, дом – крыша, лес – дерево.
6. Логопед. Для чего служит каждое помещение квартиры? Что будет, если не построить кухню, ванную?
7. Логопед объясняет, что размеры комнат для человека, птицы, медведя разные. Почему?
8. Развитие связной речи, логического мышления.
Логопед. Угадайте, о какой сказке говорится в загадке?
Стоял в поле одинок,
Он не низок, не высок,
Только Мишка взгромоздился,
А он взял и развалился!
Узнали сказку? Как она называется? – Правильно, «Теремок».
Вспомните, кто жил в теремочке.
Ребята. А вы хотите помочь зверям построить новый дом?
9. Развитие общей моторики, логоритмика.
Упражнение «Пила» (дети встают в пары)
Запилила пила, зажужжала, как пчела.
Отпилила кусок, наскочила на сучок.
Лопнула и встала, начинай сначала.
10. Развитие артикуляционной гимнастики.
А теперь покрасим оконные рамы. Выполняем упражнение «Маляр».
Раз, два, три, -
Окна красят маляры!
А теперь сверлим дырки дрелью. Выполняем упражнение «Барабанщики» - стучим языком по бугоркам верхних зубов, произнося звуки «д-д-р-р».
11. Развитие общей моторики, пространственных представлений
Упражнение «Строим дом»
Давайте все вместе построим из цветных палочек большой дом по схеме.
12. Развитие грамматического строя речи. Д/и «Какой дом?»
Логопед просит всех детей встать в круг. Бросает мяч каждому ребенку и задает вопрос: Какой дом? - Новый, большой, уютный, красивый, просторный.
13. Развитие чувства ритма, пальчиковая гимнастика
Упражнение «Дом»
Тук, тук – молотком, строим, строим новый дом (дети стучат кулачками)
Этот дом – для мышки, этот дом для мишки
Этот – для лисички, этот – для зайчишки.
(загибают поочередно пальцы правой руки)
Все соседи, все друзья. Жить без дружбы нам нельзя!
(хлопают в ладоши)
14. Развитие лексико-грамматического строя речи. Подбор однокоренных слов.
Ребята у слов тоже есть семья, как и у каждого из вас. Слово-корень – это главное слово. Семейка слов объединяет слова одинаковые по смыслу и в которых одинаково звучит слово-корень. Подберите, пожалуйста, семью слов к слову «Дом». Посмотрите на картинки.
Молодцы, это – домик, домище, бездомный, домовой, домовенок.
15. А теперь давайте покажем вместе с родителями сказку. Пусть каждый из ребят возьмет за руку своих родителей, наденет шапочки персонажей сказки и родители помогут разыграть сказку. У нас будет много мышек, лягушек, зайчиков, лисичек и других зверей.
16. Организационный момент.
Подведение итогов.