Светлана Кимяева
«Формирование речевых навыков через повышение качества коррекционной работы по взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя»
▼ Скачать + Заказать документы
Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.
Совместная коррекционная работа логопеда и воспитателя в речевой группе предусматривает решение следующих задач:
– учитель-логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов;
Публикация «„Формирование речевых навыков через повышение качества коррекционной работы по взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя“» размещена в разделах
– воспитатель закрепляет приобретённые знания, отрабатывает умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (в игровую, трудовую, учебную, в содержание других занятий (математику, изобразительную деятельность, развитие речи и ознакомление с окружающим через наблюдения за явлениями природы и общественной жизнью, а так же в режимные моменты.
В связи с этим вопросы интеграции логопедических целей, задач и технологий в содержание работы воспитателя, а так же поиска новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые патологии, при руководящей роли учителя-логопеда приобретают особую актуальность.
Проблема взаимосвязи логопеда с воспитателем видится нам в следующем:
в комбинированных детских образовательных учреждениях созданы условия для преодоления дефектов речи у детей в тесной взаимосвязи логопеда и воспитателя, однако содержание уже не удовлетворяет современным требованиям коррекционно-воспитательной работы и требует внедрения новых методов и приёмов коррекции речи, а так же более глубокой интеграции логопедического содержания занятий воспитателя.
Гипотеза:
интеграция логопедических целей, задач и содержания в организованную и нерегламентированную деятельность детей, сделает коррекционное воздействие более эффективным.
Цель работы : Содействие формированию речевых навыков через повышение качества коррекционной работы по взаимосвязи логопеда и воспитателя в организованной и нерегламентированной деятельности.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по вопросу взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речи.
2. Определить содержание коррекционно-воспитательной работы воспитателя во взаимосвязи с учителем-логопедом.
3. Внести в предметно-развивающую среду группы зоны: «Зернотворчество», «Модульный конструктор» и разработать методические рекомендации по их использованию в нерегламентированной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
4. Усовершенствовать структуру занятий воспитателя по развитию речи в соответствии с возрастом детей и периодом обучения, разработать содержание занятий.
5. Определить эффективность оптимизированной взаимосвязи логопеда и воспитателя по развитию речи.
В соответствии с поставленными задачами концептуальной основой работы явились : коррекционно-логопедическая направленность учебно-воспитательного процесса в специальных учреждениях, взаимодействие специалистов при коррекции речи в условиях дошкольного учреждения основанное на интеграции и личностно-ориентированном подходе (Поваляева М. А., взаимосвязь двигательного анализатора и речевой деятельности (Е. Ф. Архиповой); организация обучения детей конструированию (З. В. Лиштван); так же общепринятые методические направления формирования связной речи при ОНР (В. П. Глухов, Т. А. Ткаченко, В. К. Воробьёва и др.).
Построение системы работы соответствуют принципам обучения: научности; преемственности, последовательности и систематичности обучения (логический порядок изучения материала, опора на ранее полученные знания); принцип развивающего обучения – обучение ориентируется не только на достигнутый уровень, но и забегает вперёд; учитывается принцип доступности при достаточном уровне трудности (посильно и доступно детям - от близкого к далёкому, от простого к сложному); включается так же принцип наглядности.
Изучая научно-методическую литературу по взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речи были выделены значимые направления коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушением речи старшего дошкольного возраста. Приоритетными направлениями в работе выбрали развитие моторных функций, как средство стимулирующее развитие речи и развитие связной речи, как конечная цель всего коррекционного процесса при работе с детьми с общим недоразвитием речи.
В общемоторной сфере были выделены общая и мелкая моторика, развитие которой происходило в нерегламентированной деятельности детей с нарушениями речи. Развитие связной речи осуществлялось в организованной деятельности.
Под нерегламентированной деятельностью мы понимаем деятельность детей не ограниченную строгими временными рамками, но под руководством педагога. Это повседневная жизнь детей, протекающая в определённом пространстве, когда система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирует содержание развития его духовного и физического облика. Так как этим пространством является предметно-развивающая среда, она должно формироваться в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности. Особенно важное значение, имеет организация предметно-развивающей среды у детей с нарушениями речи. Возникает вопрос в поиске элементов развивающего пространства группы наиболее соответствующих умственным и физическим возможностям детей данной категории и возраста.
Мы решили внести изменения в предметно-развивающую среду группы и создать зоны, способствующие коррекции речи по средствам развития общей и мелкой моторики пальцев рук.
Известно что, от степени сформированности тонких движений пальцев рук, зависит уровень развития речи. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь, а слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.
Мы остановились на нетрадиционном способе развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук через предметно-практическую деятельность «Зернотворчество». Ручной труд с зерном способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.
Для этого в группе в предметно-развивающюю среду включили зону «Зернотворчество», где организовали рабочее место с разным оборудованием для творчества: мерными стаканчиками, игровыми весами, ёмкостями с крупами риса, речки, манной крупы, бобовыми и горохом, контурами-образцами.
Коррекционной целью явилось : развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи посредством зернотворчества.
Осуществлять деятельность в системе позволил перспективный план работы разработанный в соответствии с лексическими темами, так же в соответствии с лексическими темами были разработаны игры, упражнения, способствующие развитию мелкой моторики. Данный вид деятельности использовался не только воспитателем в нерегламентированной деятельности, но и учителем-логопедом, как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях для развития словаря, формирования грамматических категорий, развитию связной речи, обучению грамоте.
Развитие общей моторики осуществляли в продуктивной деятельности сензитивной к развитию в старшем дошкольном возрасте – конструирование. Так как именно в этом возрасте интерес к конструированию становится более устойчивым и глубоким. Дети охотно делают постройки на занятиях и в играх. Для этого организовали в предметно-развивающей среде группы зону «Модульного конструктора» (с крупномасштабным модульным конструктором - строительный набор, представляющий собой сочетание разнообразных геометрических тел ярких по окраске, мягких, лёгких и прочных модулей).
Характерной особенностью конструирования является воссоздание и преобразование (комбинирование) образов. При этом происходит развитие пространственных представлений тесно связанных с формированием понимания логико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи. Что способствует расширению интегративных связей, объединяя усилия логопедов и воспитателей в целях коррекции речевых нарушений детей.
Коррекционной целью явилась : формирование пространственных представлений через овладение навыками предложно-падежных конструкций у детей с нарушением речи посредством модульного конструктора.
В формировании практических навыков владения предложно-падежными конструкциями рекомендовалось придерживаться следующих направлений:
- закрепление понимания значений предлогов: НА, В, ЗА, ПОД, К, ОТ, ОКОЛО (старшая группа, ИЗ, С, НАД, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ЧЕРЕЗ, МЕЖДУ (подготовительная группа);
- правильное употребление предлогов с существительными и прилагательными;
- дифференциация предлогов: НА – ПОД, НА – В, К – ОТ (старшая группа, ИЗ – С, НАД – ПОД, ИЗ-ПОД – ИЗ, ИЗ-ЗА – ИЗ (подготовительная группа);
- составление предложений с предлогами по демонстрации действий, по схеме предлога и предложенным словам.
Работа в зоне модульного конструктора осуществлялась согласно перспективного плана, включающего: название постройки, тип конструирования и коррекционные задачи.
Возвращаясь к цели системы работы необходимо сказать об интеграции коррекционной работы по развитию связной речи в организованную деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Это позволило выделить основные виды занятий по развитию связной речи:
занятия по пересказу, обучение рассказыванию по картинам, обучение рассказу-описанию предметов, обучение рассказыванию с элементами творчества.
Далее мы структурировали занятия воспитателя по развитию связной речи для детей с ОНР в циклограмму.
При составлении циклограммы занятий ориентировались на:
- установки программы массового детского сада и научно-методические рекомендации по вопросам формирования связной речи детей с нормальным речевым развитием как основы для обучения детей с ОНР;
- содержание из коррекционной программы по формированию связной речи;
- значимость каждого вида рассказывания в формировании связной речи;
- учебный план каждой возрастной группы;
- психологические и возрастные возможности детей данной категории.
Таким образом, в логопедических группах для детей 5-6 и 6-7 лет занятия проводятся еженедельно. По мере нарастания речевых возможностей детей структура занятий усложняется в соответствие с периодами обучения. Первоначально ведущими видами рассказывания являются такие, как рассказывание и чтение воспитателя, рассматривание картин и беседы по вопросам, повторение рассказов-описаний, составленных воспитателями. Особое внимание уделяется обучению умению точно отвечать на поставленный вопрос (одним словом или полным ответом). Предусматривается постепенный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи (с опорой на речевой образец) к самостоятельным; от высказываний с опорой на наглядность к высказываниям по собственному замыслу.
Т. е. на занятиях по развитию речи в начале учебного года превалируют репродуктивные формы связной речи : пересказы по демонстрации действий; пересказы с опорой на серию сюжетных картинок; пересказы с опорой на сюжетную картинку.
Постепенно в течение года осуществляется переход от репродуктивных форм к инициативным : составлению рассказов по демонстрации действий; составлению рассказов по серии сюжетных картин; составлению рассказов-описаний; и наиболее сложному виду рассказывания – творческому.
Итак, данная работа по развитию моторики и связной речи в нерегламентированной и организованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи велась на протяжении трех лет. Результаты системы работы следующие :
1. Диагностические материалы динамики развития моторики и связной речи.
2. Зоны «Зернотворчество» и «Модульный конструктор» с методическим комплектом.
3. Конспекты занятий по развитию связной речи с подобранным иллюстративным материалом на весь учебный год.
4. Мониторинг сформированности речевых навыков детей до и после внедрения системы работы.
Для проведения мониторинга сформированности речевых навыков детей до и после внедрения системы работы сравнили уровень развития речи выпускников за последние три года.
В результате анализа данных, полученных при обследовании речи дошкольников в мае (подготовительная группа) определили эффективность данной системы работы.
Сопоставляя результаты обследования речи трёх групп, можно сказать о том, что во всех группах дети достигли определенных результатов, но сопоставление высоких уровней на момент выпуска было разным. У детей, в группе которых занятия по связной речи структурировались по циклограмме и развитие моторики осуществлялось дополнительно, наблюдалось повышение результатов по всем показателям. Дети, выпускаемые со значительным улучшением (средний уровень развития связной речи) составили 14%. Это дети 4 уровня ОНР, имеющие единичные несовершенства в лексике, грамматике, при развёрнутой связной речи и сформированным звукопроизношением.
Резюме:
Значимость данной системы работы по взаимосвязи логопеда и воспитателя в коррекции речи состоит в определении основных путей коррекционно-педагогической работы, разработке содержания, способствующему речевому развитию, что в конечном счете позволит успешнее решить проблему готовности детей с ОНР к успешному школьному обучению.