Светлана Агейкина
Формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушным холодом дышать,
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
Я. Козловский.
Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения.
Публикация «Формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
«Формирование основ культуры поведения начинается с самых первых лет жизни ребёнка. Он, подражая взрослому человеку, начинает осваивать основные нормы общения. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам
Культура общения – это та часть поведения, которая выражается главным образом в речи.
Существуют определенные правила ведения беседы, которые называются этикетом.
Этикет — неотъемлемая часть культуры поведения, те правила поведения, которые установлены обществом или социальной группой
Проблеме формирования у дошкольников основных навыков и умений употребления формул речевого этикета стали уделять внимание сравнительно недавно. Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, «содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми решение следующих задач:развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов устной речи детей;
практическое овладение воспитанниками нормами речи».
Эффективными методами и приемами обучения дошкольников правилам речевого этикета являются игры-инсценировки, дидактические игры, речевые упражнения, речевые ситуации, словесные игры. Согласно ФГОС «игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между людьми». В игре моделируются ситуации общения, распределяются роли, осуществляется выбор тех или иных форм речевого поведения, а также нравственных установок.