Наталья Зозина
Формирование временных представленийу детей старшего дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Все что происходит в жизни, совершается во времени и в пространстве. Время есть отражение вечного развития природы, общества, человека. Слово "время" в переводе с древнерусского означает "вращение".
слайд №3
Характерными особенностями времени являются его текучесть, необратимость, отсутствие наглядных форм - его не видно и не слышно.
Публикация «Формирование временных представленийу детей старшего дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Готовность ребенка к обучению в школе, помимо интеллектуальной готовности, включает в себя важные составляющие: крепкое физическое здоровье, умение общаться с детьми и взрослыми, высокую познавательную активность, способность к восприятию окружающего мира и адаптацию к новым социальным условиям, самостоятельность, умение планировать свою деятельность, пространственно- временную ориентировку. Дошкольникам жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени : определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность, меняя свои действия в зависимости от наличия времени.
Неадекватное восприятие времени, неумение ориентироваться в нем, распределять его на различные дела, определять их продолжительность, негативно сказываются на этапе обучения детей в школе. Временная неорганизованность и недисциплинированность ребенка - серьезная причина его отставания в период школьного обучения.
В процессе воспитания и обучения мы знакомим детей с окружающим миром, в котором все события, изменения явлений протекают во времени. В дошкольном возрасте формируются временные понятия : быстро- медленно, долго-недолго, часто-редко, давно-недавно, всегда-иногда, позавчера- вчера- сегодня- завтра- послезавтра, сутки-неделя- месяц- год. Малыши связывают понятие времени с событиями хорошо им знакомыми:" Зимой бывает Новый год", "Летом поедем в гости к бабушке", " В воскресенье пойдем в цирк". Дети 5-6 лет относительно точно определяют промежутки времени на основе личного опыта (после выходного дня бывает музыкальное занятие, после дневного сна -физкультурное занятие).
Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется неустойчивостью. Трудности формирования временных представлений у детей объясняются не только возрастными особенностями ребенка, но спецификой самой категории время :
* время нельзя воспринять непосредственно органами чувств;
*время очень трудно представить как объективную реальность;
*продолжительность времени можно " показать" ребенку через его меры: секунда, минута, час, день, неделя, месяц, год;
* большое разнообразие временной терминологии : до, после, затем, вскоре, вчера, долго, медленно, быстро, раньше и т. д. ,
*абстрактность употребления временной терминологии в речи, связанной с конкретным обозначением определенного отрезка времени ("вчера" станет завтра " позавчера"; то, что будет завтра, через день будет считаться "вчера" и т. п.).
Поскольку ведущим познавательным процессом у дошкольников являются образное мышление и воображение, то любой новый материал лучше усваивается при его образной подаче, применительно к жизни ребенка, его разнообразной деятельности: я использовала наглядный материал, отражающий временные и сезонные изменения в природе, включала предметно- практическую деятельность, собственный опыт ребенка, различные дидактические игры, направленные на развитие умения решать несложные режимные задачи на время, соотносить временные понятия с деятельностью людей
различные виды деятельности:
занятия познавательного цикла
дидактические игры
чтение художественной литературы
рассматривание картин, иллюстраций
беседы о личном, конкретном опыте
наблюдения, опытно-экспериментальная деятельность
Чтобы успешнее проходила работа по формированию временных представлений, следует использовать занятия, относящиеся к различным педагогическим областям (познание, коммуникация, чхл, художественное творчество, а также свободное от занятий время.
Развитию чувства времени способствуют дидактические игры и игровые задания( "День и ночь", "Долго- быстро", "Когда это бывает?", "Медленно-быстро", "Вчера-сегодня" и т. д.) с картинками (в дидактических играх с картинками отражаются события во времени, что позволяет вернуться к содержанию картинки неоднократно, со словами, с поэтическими произведениями..
В процессе обучения умению ориентироваться во времени очень важно сформировать у детей понимание определенного постоянного и неизменного порядка следования одного отрезка времени за другим (повторяемость, цикличность, т. е. каждый временной период связан и с предыдущим и с последующим, один сменяется другим. Для закрепления понятий вчера, сегодня, завтра необходимо понять сменяемость суток, их состав (утро, день, вечер, ночь). Дети дошкольного возраста способны различать и называть части суток, но не в строгой последовательности, а как противоположные по значению понятия. Ознакомление с частями суток нужно начинала с бесед о личном, конкретном опыте детей.
Среди разнообразных видов детской деятельности есть ежедневно повторяющиеся в режиме дня в определенное время (приход в детский сад, зарядка, обед, прогулка и т. п., которые могут быть использованы в качестве показателей частей суток (сутки начинаются в полночь, первая половина суток проходит до 12 часов дня, а вторая половина длится от полудня до полуночи). Для закрепления временных понятий "сутки" и "части суток", умения ориентироваться во времени, проводятся беседы: "Что делают дети и взрослые днем?", "Что делают дети вечером?", "Люди каких профессий работают в ночную смену?", "Что делают ночью хищные животные?" и т. п. Понимание смены суток служит основой для ознакомления дошкольников со значением других временных эталонов (неделя, месяц, сезон, год).
Поскольку каждый временной период связан с предыдущим то знакомство со следующим временным понятием "неделя" начинала после усвоения предыдущего материала, когда дети будут хорошо ориентироваться в продолжительности суток. Дети знают, что в неделе семь суток, что каждый день недели имеет свое название, в котором есть подсказка - какой это день по счету, что дни недели последовательно сменяют друг друга и этот порядок всегда неизменен.
Для закрепления временного понятия "неделя" проводила игровые упражнения: "Цепочка", "Что раньше, что позже?", "Вчера-сегодня" и др. Все игры и задания проводятся в игровой форме совместно с взрослым, и в случае затруднения оказывала детям помощь.
Ознакомление с понятиями "сутки" и "неделя" подводят детей к пониманию того, что жизнедеятельность людей связана, и соотноситься с определенной частью суток и недели, а порядок следования одного временного отрезка за другим постоянен и неизменен.
Целенаправленное обучение, систематическое руководство познавательной деятельностью детей способствует формированию представлений о времени и ориентировке на время. При знакомстве детей с временными представлениями, дети учатся умению регулировать и планировать свою деятельность во времени. А это в свою очередь создает основу для развития таких качеств, как организованность, собранность, целенаправленность, точность - необходимых в обучении в школе и в повседневной жизни.
Приложение.
Занятие №1. "День и ночь"
Цель:
*учить детей ориентироваться во времени,
*формировать понятие определенного постоянного и неизменного порядка одного временного отрезка за другим,
*различать и называть отдельные части суток.
1. Дидактическая игра "День- ночь".
Цель: научить различать части суток: день, ночь.
Ход: взрослый произносит слово "день", дети выполняют различные действия (бегают, прыгают, танцуют). На слово "ночь"- приседают и закрывают глаза.
2. Рассматривание картин "День и ночь".
Вопросы по содержанию картин:
* какое время года изображено на картинах?
*какие признаки указывают, что изображена ночь? день?
* почему говорят: "Днем солнце все позолотило?",
*какое солнце бывает все днем? (яркое, желтое, по цвету похоже на цвет золота, солнечный свет как будто все золотит вокруг,
3. Дидактическое упражнение "Продолжи. "
День (какой). солнечный, теплый, яркий.
Ночь (какая). темная, лунная, холодная, звездная, черная.
4. Дидактическое упражнение "Закончи предложение".
Солнце светит и греет (когда).
Луна светит (когда).
Дети играют (когда).
Взрослые работают (когда).
Дети в детском саду отдыхают (когда).
5."В течение дня дети и взрослые занимаются разными делами, а ночью они отдыхают, спят. Но иногда взрослым людям необходимо работать ночью. Это связано с их профессией. В ночную смену работают врачи скорой помощи, пожарные, полицейские, летчики, машинисты электропоезда и др.
Занятие №2 "Утро и вечер".
Цель:
*познакомить с понятием "сутки",
*формировать понятие, что каждый временной период связан с предыдущим, и с последующим, один сменяется другим,
*закрепить понятия "утро", "вечер",
*упражнять в умении называть отдельные части суток как противоположные (день- ночь, утро- вечер).
1. Загадка: " Друг за дружкой чередой
мирно ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
а, сестра, едва придет
спать тотчас же всех зовет. "
(Сутки. День и ночь).
ЗАПОМНИ! Сутки - это день и ночь.
* какая часть суток в загадке называется "братец"? "сестрица"?
*как можно отличить день от ночи? ночь ото дня?
"Днем светло, в ясную погоду светит солнце. Ночью темно, потому что на небе, нет солнца и Землю освещает луна. А как вы думаете: сразу становится темно и наступает ночь? (темнеет не сразу, а постепенно).
Как называется промежуток времени между днем и ночью (вечер). Какое время суток следует за днем? (ночь).
ЗАПОМНИ! Вечер-это промежуток между днем и ночью.
Сразу ли наступает день, когда ночь заканчивается (светлеет постепенно, утром)
ЗАПОМНИ! Утро-это промежуток времени между ночью и днем.
2. Дидактическая игра "Что за чем?"
* утро закончилось, а до вечера еще далеко. Какое это время суток (день).
*ночь закончилась, а день еще не наступил. Какое это время суток (утро).
*день закончился, а ночь еще не наступила. Какое это время суток (вечер).
*вечер закончился, а утро еще не наступило. Какое это время суток (ночь).
Занятие №3 "Дни недели".
Цель:
* формировать новые временные представления- неделя,
*закрепить последовательность дней недели, определять порядковый номер дня,
*соотносить день недели и условное обозначение (цвет,
*закрепить понятия "вчера" - "сегодня"- Завтра"
1. Дидактическая игра "Что зачем следует?"
Какой день недели наступает после среды?
После какого дня наступает среда?
Перед каким днем недели бывает вторник?
Перед четвергом бывает среда, а после четверга?
После воскресенья наступает понедельник, а после понедельника?
2."Какой по счету?"
Понедельник - первый день недели.
Вторник -?
Среда -?
Четверг -?
Пятница -?
Суббота-?
Воскресенье-?
3."Было вчера, будет завтра".
4."Что когда?"
В какой день в детском саду бывает занятие музыкой, физкультурой, рисованием?
Назови занятие, которое бывает у детей один раз в неделю? А какое занятие бывает два раза в неделю? Какое занятие бывает чаще? В какие дни недели дети не ходят в детский сад?