Елена Шуршилина
Формирование речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии ТРИЗ и РТВ
▼ Скачать + Заказать документы
Для детей дошкольного возраста большое значение имеет формирование и развитие монологической речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.
Публикация «Формирование речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии ТРИЗ и РТВ» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. С одной стороны общество ориентировано на потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, с другой стороны в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников, которое является важным компонентом речевого творчества.
Анализ ситуации в дошкольном учреждении показал, что у детей старшего дошкольного возраста наблюдается снижение словарного запаса, недостаточное развитие связной, грамматически правильно построенной диалогической и монологической речи, несмотря на то, что целевые ориентиры (в соответствии со ФГОС ДО) на этапе завершения дошкольного детства должны быть следующими: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Таким образом, актуальной является проблема поиска оптимальных средств развития речи детей дошкольного возраста и их системного
использования, на основе равноправного взаимодействия педагога и воспитанника, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития последнего.
Несомненно, при этом встала проблема развития воображения, придумывания детьми рассказов, сказок, решения творческих задач. В процессе анкетирования педагогов установлено, что воспитатели не всегда понимают значимость этой работы, и если даже понимают, то не всегда представляются возможности специального развития творческого воображения у детей.
Таким образом, выявлено основное противоречие, которое заключается в необходимости развития творческого мышления, речи и воображения у детей дошкольного возраста. Мы попытались разрешить данное противоречие и обратились к созданию системы работы по развитию
творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования методов и приёмов ТРИЗ и РТВ.
Речевое творчество - самостоятельная деятельность детей по
построению связных высказываний, вызванных восприятием произведений
искусства, стимулирующих использование детьми разнообразных
выразительных языковых средств, передающих впечатления ребёнка от
художественной информации. Оно выражается в различных формах : в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов – новообразований).
На 1 этапе (накопление опыта) такие методы ТРИЗ – РТВ, как составление загадок, метафор, системных сравнений становятся “пусковым” механизмом в становлении речевого творчества детей, который помогает на всем протяжении работы с детьми, ненавязчиво формировать новые действия и соответствующие им чувственные образы и понятия.
Для этого организуются игры, направленные на развитие творческого воображения, в которые входят сложные слова, слова-родственники, уменьшительно-ласкательные формы существительных, обобщающие слова, метафоры, фразеологические обороты. Дети учатся системно мыслить, находить взаимосвязи между предметами и явлениями, выделять отличительные признаки, части предметов, с помощью игр: «Кто в чем?», «Кто кем был?», «Кто кем стал?», «Кто откуда?», «Что от чего?», «Один - это много», «Один - это два», «Что в круге?», «Части - целое», «Кольца Луллия» и др.
Используются игры по принципу объединения: «Что общего?» (муравей и
грузовик) или (дерево и человек, обобщение по разным параметрам «Морфологический анализ». Игры на классификацию предметов,
развивающие фантазию, метафорийное мышление: «На что похожи?» (шишка, кусочек меха, апельсин и т. д., не менее ценны и типовые приемы фантазирования: (приемы РТВ) увеличение-уменьшение, ускорение-замедление, дробление-объединение, оживление-окаменение.
Метод системного анализа «Системный оператор» позволяет заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям, определить прошлое и будущее предмета. Системный оператор используется при знакомстве с предметами быта, ближайшего окружения, при описании игрушек.
Также проводится работа по усвоению модели имя признака - значение имени признака, через игры: «Поиграем со временем», «Раз, два, три - признак назови», «Найди ошибку» и т. п.
На 2 этапе (процесс детского творчества) используется метод каталога - построение связного текста сказочного содержания с помощью наугад выбранных носителей. Данный метод учит детей составлять логически связный текст по определенному алгоритму, в котором добро побеждает зло.
Алгоритм составления сказки:
1. Воспитатель выбирает книгу, с помощью которой будет составляться сказка.
2. Задает детям вопросы (Примерная цепочка вопросов). Задав первый вопрос: "Жил-был (кто,что)", воспитатель открывает книгу на любой странице и предлагает указать пальцем на любое слово. Например, "старый, старый дуб". Воспитатель говорит: "Жил-был старый, старый дуб!". Значит, история будет про дуб, с которым приключилась беда. Ответ на следующий вопрос нужно искать на любой другой странице.
3. Дети "собирают" в единое целое ответы, найденные в книге.
4. Придумывают название получившейся сказки.
5. Один или несколько детей восстанавливают текст.
6. Организуется продуктивная деятельность.
Для развития словесного творчества используется лимерик. Лимерик – короткое стихотворение, состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы).
Характеристика текста лимерика:
Как правило, это стихотворение из пяти строчек, которые рифмуются следующим образом:
Первые две строчки рифмуются между собой.
Третья и четвертая строчки рифмуются между собой.
Пятая содержит вывод и не рифмуется.
Также на втором этапе активно используется метод обучения детей составлению творческих рассказов по картине (реалистический и фантастический рассказ).
На последнем этапе (появление новой продукции, опираясь на полученные знания, используя оригинальные решения проблем, дети учатся
находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель выступает наблюдателем и придерживается следующих правил:
- детям предлагаются ситуации, провоцирующие их на самостоятельную
художественно-речевую, познавательно - исследовательскую, художественно - продуктивную, игровую деятельность;
- дети сами определяют степень своего участия в данной деятельности;
- воспитанникам предоставляется свобода выбора средств, материалов;
- воспитанникам демонстрируется постоянная заинтересованность, уважительное и деликатное отношение к детскому творчеству;
- совместно проводится анализ творческих работ.
Условия решения поставленных задач:
Повышение уровня профессиональной компетентности родителей по данному направлению.
Отбор современных форм работы с семьёй (взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в т. ч. и посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй (в соответствии с ФГОС ДО и Законом об образовании).
Психолого-педагогическое сопровождение взаимодействия с семьями:
составление комплексного плана работы по взаимодействию с родителями.
Анкетирование
Цель обследования: выявление знаний и умений по развитию речевого творчества и отношения к проявлению творческих способностей у детей.
Групповые консультации,родительские собрания.
Цель: просветительство, вовлечение в образовательный процесс, обучение практическим умениям, ознакомление с возрастными нормами развития по программе, задачи на текущий год.
Шкатулка вопросов и предложений (по запросам родителей)
Родителям рекомендуется завести специальную папку, куда помещаются наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества помогает ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений. А затем совместно с родителями создаётся альбом, куда отбирались наиболее яркие фантазии детей, выраженные в изобразительном творчестве. Также совместно с родителями собираются интересные высказывания, умозаключения, стихи, рассказы, сказки, фантастические истории, придуманные детьми и их родителями, которые разместим в книге «Мы –
фантазёры». Такая работа способствует проявлению творческой активности
В результате проделанной работы у детей сформируются умения работать по моделям, которые помогают организовывать собственную речевую деятельность творческого характера, дети овладеют достаточно полным по объему языковым материалом в соответствии с возрастными особенностями;
будут совершенствоваться теоретические и практические знания педагога и родителей; родители станут активными участниками воспитательно - образовательного процесса (укрепление детско - родительских отношений, укрепление взаимодействия педагогов ДОУ и родителей воспитанников).
Информационные источники использованные источники.
Основные источники : Ворошнина Л. В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста. - Пермь, 1991г. ;Лелюх С. В., Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003,; Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников: Сб. научн. ст. /отв. ред. А. М. Шахнарович/ И., 1993.- 183 с. ; Сидорчук Т. А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск, 2006; Сидорчук Т. А., Кузнецова А. Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. Ульяновск, 2007;Сидорчук Т. А. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 2007.