МААМ-картинки

Формирование речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии ТРИЗ и РТВ

Елена Шуршилина
Формирование речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии ТРИЗ и РТВ
▼ Скачать + Заказать документы

Для детей дошкольного возраста большое значение имеет формирование и развитие монологической речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.

Публикация «Формирование речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии ТРИЗ и РТВ» размещена в разделах

Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. С одной стороны общество ориентировано на потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, с другой стороны в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников, которое является важным компонентом речевого творчества.

Анализ ситуации в дошкольном учреждении показал, что у детей старшего дошкольного возраста наблюдается снижение словарного запаса, недостаточное развитие связной, грамматически правильно построенной диалогической и монологической речи, несмотря на то, что целевые ориентиры (в соответствии со ФГОС ДО) на этапе завершения дошкольного детства должны быть следующими: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Таким образом, актуальной является проблема поиска оптимальных средств развития речи детей дошкольного возраста и их системного

использования, на основе равноправного взаимодействия педагога и воспитанника, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития последнего.

Несомненно, при этом встала проблема развития воображения, придумывания детьми рассказов, сказок, решения творческих задач. В процессе анкетирования педагогов установлено, что воспитатели не всегда понимают значимость этой работы, и если даже понимают, то не всегда представляются возможности специального развития творческого воображения у детей.

Таким образом, выявлено основное противоречие, которое заключается в необходимости развития творческого мышления, речи и воображения у детей дошкольного возраста. Мы попытались разрешить данное противоречие и обратились к созданию системы работы по развитию

творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования методов и приёмов ТРИЗ и РТВ.

Речевое творчество - самостоятельная деятельность детей по

построению связных высказываний, вызванных восприятием произведений

искусства, стимулирующих использование детьми разнообразных

выразительных языковых средств, передающих впечатления ребёнка от

художественной информации. Оно выражается в различных формах : в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов – новообразований).

На 1 этапе (накопление опыта) такие методы ТРИЗ – РТВ, как составление загадок, метафор, системных сравнений становятся “пусковым” механизмом в становлении речевого творчества детей, который помогает на всем протяжении работы с детьми, ненавязчиво формировать новые действия и соответствующие им чувственные образы и понятия.

Для этого организуются игры, направленные на развитие творческого воображения, в которые входят сложные слова, слова-родственники, уменьшительно-ласкательные формы существительных, обобщающие слова, метафоры, фразеологические обороты. Дети учатся системно мыслить, находить взаимосвязи между предметами и явлениями, выделять отличительные признаки, части предметов, с помощью игр: «Кто в чем?», «Кто кем был?», «Кто кем стал?», «Кто откуда?», «Что от чего?», «Один - это много», «Один - это два», «Что в круге?», «Части - целое», «Кольца Луллия» и др.

Используются игры по принципу объединения: «Что общего?» (муравей и

грузовик) или (дерево и человек, обобщение по разным параметрам «Морфологический анализ». Игры на классификацию предметов,

развивающие фантазию, метафорийное мышление: «На что похожи?» (шишка, кусочек меха, апельсин и т. д., не менее ценны и типовые приемы фантазирования: (приемы РТВ) увеличение-уменьшение, ускорение-замедление, дробление-объединение, оживление-окаменение.

Метод системного анализа «Системный оператор» позволяет заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям, определить прошлое и будущее предмета. Системный оператор используется при знакомстве с предметами быта, ближайшего окружения, при описании игрушек.

Также проводится работа по усвоению модели имя признака - значение имени признака, через игры: «Поиграем со временем», «Раз, два, три - признак назови», «Найди ошибку» и т. п.

На 2 этапе (процесс детского творчества) используется метод каталога - построение связного текста сказочного содержания с помощью наугад выбранных носителей. Данный метод учит детей составлять логически связный текст по определенному алгоритму, в котором добро побеждает зло.

Алгоритм составления сказки:

1. Воспитатель выбирает книгу, с помощью которой будет составляться сказка.

2. Задает детям вопросы (Примерная цепочка вопросов). Задав первый вопрос: "Жил-был (кто,что)", воспитатель открывает книгу на любой странице и предлагает указать пальцем на любое слово. Например, "старый, старый дуб". Воспитатель говорит: "Жил-был старый, старый дуб!". Значит, история будет про дуб, с которым приключилась беда. Ответ на следующий вопрос нужно искать на любой другой странице.

3. Дети "собирают" в единое целое ответы, найденные в книге.

4. Придумывают название получившейся сказки.

5. Один или несколько детей восстанавливают текст.

6. Организуется продуктивная деятельность.

Для развития словесного творчества используется лимерик. Лимерик – короткое стихотворение, состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы).

Характеристика текста лимерика:

Как правило, это стихотворение из пяти строчек, которые рифмуются следующим образом:

Первые две строчки рифмуются между собой.

Третья и четвертая строчки рифмуются между собой.

Пятая содержит вывод и не рифмуется.

Также на втором этапе активно используется метод обучения детей составлению творческих рассказов по картине (реалистический и фантастический рассказ).

На последнем этапе (появление новой продукции, опираясь на полученные знания, используя оригинальные решения проблем, дети учатся

находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель выступает наблюдателем и придерживается следующих правил:

- детям предлагаются ситуации, провоцирующие их на самостоятельную

художественно-речевую, познавательно - исследовательскую, художественно - продуктивную, игровую деятельность;

- дети сами определяют степень своего участия в данной деятельности;

- воспитанникам предоставляется свобода выбора средств, материалов;

- воспитанникам демонстрируется постоянная заинтересованность, уважительное и деликатное отношение к детскому творчеству;

- совместно проводится анализ творческих работ.

Условия решения поставленных задач:

Повышение уровня профессиональной компетентности родителей по данному направлению.

Отбор современных форм работы с семьёй (взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в т. ч. и посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй (в соответствии с ФГОС ДО и Законом об образовании).

Психолого-педагогическое сопровождение взаимодействия с семьями:

составление комплексного плана работы по взаимодействию с родителями.

Анкетирование

Цель обследования: выявление знаний и умений по развитию речевого творчества и отношения к проявлению творческих способностей у детей.

Групповые консультации,родительские собрания.

Цель: просветительство, вовлечение в образовательный процесс, обучение практическим умениям, ознакомление с возрастными нормами развития по программе, задачи на текущий год.

Шкатулка вопросов и предложений (по запросам родителей)

Родителям рекомендуется завести специальную папку, куда помещаются наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества помогает ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений. А затем совместно с родителями создаётся альбом, куда отбирались наиболее яркие фантазии детей, выраженные в изобразительном творчестве. Также совместно с родителями собираются интересные высказывания, умозаключения, стихи, рассказы, сказки, фантастические истории, придуманные детьми и их родителями, которые разместим в книге «Мы –

фантазёры». Такая работа способствует проявлению творческой активности

В результате проделанной работы у детей сформируются умения работать по моделям, которые помогают организовывать собственную речевую деятельность творческого характера, дети овладеют достаточно полным по объему языковым материалом в соответствии с возрастными особенностями;

будут совершенствоваться теоретические и практические знания педагога и родителей; родители станут активными участниками воспитательно - образовательного процесса (укрепление детско - родительских отношений, укрепление взаимодействия педагогов ДОУ и родителей воспитанников).

Информационные источники использованные источники.

Основные источники : Ворошнина Л. В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста. - Пермь, 1991г. ;Лелюх С. В., Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003,; Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников: Сб. научн. ст. /отв. ред. А. М. Шахнарович/ И., 1993.- 183 с. ; Сидорчук Т. А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск, 2006; Сидорчук Т. А., Кузнецова А. Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. Ульяновск, 2007;Сидорчук Т. А. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 2007.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста посредством использования фольклора Тема: «Формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста посредством использования фольклора» Актуальность темы: За.

Выступление «Развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста посредством использования мнемотаблиц» Дошкольный возраст – период интенсивного развития творческих возможностей ребёнка. Проявление творческих способностей является показателем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии ТРИЗ и РТВ
Опубликовано: 5 июня 2015 в 19:21
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии ТРИЗ и РТВ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шуршилина (УИ 349363) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД