Татьяна Ибрагимова
Формирование чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Кардинальные изменения в социально-экономической и культурной жизни общества породили устойчивый запрос на личность, способную к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей, а также успешно адаптирующуюся в современном социокультурном пространстве.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети сегодня стали меньше общаться со сверстниками, читать художественную литературу. Они менее отзывчивы к чувствам других, так как к сожалению растут и развиваются в таком обществе, где не является приоритетом помочь кому-то. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна. Вырастить и воспитать гармонично развитого человека, способного чувствовать, сопереживать, понимать - желание и стремление многих родителей. На достижение этой цели направлены и усилия педагогов.
Публикация «Формирование чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Что же такое эмпатия? Эмпатия – это способность заключающаяся в постижении чувств и эмоций другого человека. Это понятие включает в себя множество дополнительных аспектов: это и возможность поставить себя на место другого человека, и склонность к сопереживанию, и умение прочувствовать другого человека.
Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений и способности управлять своими чувствами, переживаниями.
Однако, в настоящее время, нет универсальных критериев определения эмпатии личности. Остается нерешенной и проблема динамической модели процесса развития эмпатии у ребенка, в которой были бы достаточно разработаны и представлены конкретные технологии.
В структуре эмпатии можно выделить следующие компоненты
1. Эмоциональный - способность распознать и понимать эмоциональные состояния другого.
2. Когнитивный - способность мысленно переносить себя в мысли, чувства и действия другого.
3. Поведенческий - способность использовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого человека; помогающее, содействующее, альтруистическое поведение в ответ на переживания другого.
Можно выделить несколько этапов развития эмпатии у детей дошкольного возраста.
1-й этап-«язык эмоции» или «познаю себя»: ситуация сочувствия-констанции.
2-й этап «язык чувств и переживаний» или «Я - другой человек»ситуация сочувствия -переживания
3-й этап «нравственные беседы» или «содействие» ситуация сочувствия - действия
4-й этап формирования - «сорадование»
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я отметила у них повышенное чувство агрессии, негативного отношения к сверстникам, отсутствие чувства сострадания, жалости. Это подтолкнуло меня на поиск путей решения данной проблемы, результатом чего стало создание проекта,цель которого не только повышение уровня компетентности по данному вопросу, но и создание методического комплекса, направленного на использование художественной литературы, как средства развития эмпатии и снятия агрессивной обстановки в группе.
Очень важно чтобы чувства, испытанные ребёнком при чтении художественной литературы, проявились в окружающей действительности. Ребёнок должен не только научиться понимать героев художественного произведения, но и осмысленно ориентироваться в мире собственных переживаний. При этом ребёнку необходимо творчески соотнести реальный образ типичных для него поступков с «идеальными» эталонами и тем самым скорректировать свои чувства, переосмыслить своё отношение к различным сторонам действительности. В основе содержания методической разработки — вечные вопросы, волнующие человека и человечество: что такое Добро и Зло, как научиться прощать, противостоять Злу; как стать терпимым и бескорыстным. В структуру методического комплекса входит как диагностический материал, так и перспективное планирование. Перспективное планирование содержит мероприятия на каждый месяц учебного года, их программное содержание, необходимое оборудование, методы и приёмы работы. Подбор идёт исходя из следующих критериев: эмоциональная насыщенность произведения: выразительный язык, захватывающая композиция, яркая смена эмоциональных состояний героев; социально-нравственный смысл произведения: борьба добра и зла, наличие нравственных эталонов; соответствие содержания возрасту детей.
Дети дошкольного возраста не владеют, в силу возрастных особенностей, навыками анализа художественного произведения. Они нуждаются в помощи взрослого, поэтому целесообразно использовать
пошаговый алгоритм работы над художественным произведением:
1. Чтение произведения.
2. Беседа о прочитанном.
3. Рассматривание иллюстраций.
4. Игры-беседы детей с персонажами.
5. Этюды на выражение эмоций у детей.
6. Игры-драматизации по содержанию художественных произведений.
7. Установление связи между идеями произведения и жизненным опытом детей.
Главным условием воздействия художественного произведения на ребёнка на этапе чтения является эмоциональное отношение взрослого к читаемому произведению. При чтении необходима артистичность, искренность и неподдельность чувств взрослого. Чтобы помочь ребёнку глубже почувствовать события и поступки персонажей, после прочтения произведения следует проводить беседу с детьми по осмыслению прочитанного. Главная цель беседы заключается в том, чтобы, побудив ребёнка к диалогу, научить его выражать свои эмоциональные переживания в речи. Таким образом, правильно организованные беседы помогают развивать эмоциональную сферу дошкольников, способствуют усвоению детьми этических представлений, полученных при беседе. Важную роль в осмыслении материала как познавательного, так и эмоционального характера играют иллюстрации в детских книгах. Они представляют ребёнку наглядный образ ситуации и способствуют пониманию характеристик персонажей. При рассматривании с дошкольниками иллюстраций особое внимание уделяется анализу эмоционального состояния персонажей, изображённых на картинках.
При работе над произведением очень эффективен приём игры-беседы с персонажами произведения. Цель данного приёма — оценить, насколько детям понятно содержание художественного произведения, как ребёнок усвоил нравственные эталоны, какова его позиция по отношению к разным героям. На этапе осмысления произведения детям предлагается разыграть этюды на выражение основных эмоций, схожие по переживаниям с идеей рассматриваемого произведения. Мини-сценки помогают детям лучше осмыслить переживания героев, а также ведут к закреплению у них навыка перевоплощения в героев художественных произведений.
Следующий этап — игра-драматизация. Она обогащает жизненный опыт дошкольника, способствует развитию умения встать на позицию другого человека, оценить его поступок, сблизиться с героем произведения, пережить его победы и поражения.
Огромное значение в формировании эмпатии имеют детско-родительские отношения.
Формирование эмпатийных взаимоотношений в семье включает два основных направления
Первое направление предполает психолого-педагогическое просвещение родителей.
С целью углубления и расширения у родителей вышеизложенных знаний используются такие формы работы, как: родительское собрание, лекции, индивидуальные консультации и беседы, семинары – дискуссии, педагогические чтения.
Второе направление предполагает практическую работу с родителями по рефлексии родительской позиции и формированию навыков и умений эмпатического взаимодействия и сотрудничества родителей с детьми. Второе направление работы предполагает совместное участие родителей и детей на занятиях. На этом этапе использовались такие активные формы работы, как: диагностика, метод игрового моделирования, домашние задания, анализ документов, психологический тренинг, психологические игры и упражнения, педагогические театры, родительские гостиные.
Нравственное формирование - это сложный процесс, который требует постоянного педагогического вмешательства как со стороны педагогов так и со стороны родителей.