Жукова Людмила
Формирование познавательной активности у дошкольников с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательная активность возникает в процессе познания и выражается в заинтересованности принятия информации, в желании задавать вопросы, в проявлении творчества.
У детей с задержкой психического развития познавательная активность имеет некоторые отличия:
- дети с ЗПР адекватно воспринимают окружающий мир, однако сам процесс восприятия этого мира малоактивен.
Публикация «Формирование познавательной активности у дошкольников с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- предлагаемый материал дети понимают упрощенно, многое пропускают, искажают последовательность смысловых звеньев, не могут восстанавливать причинно – следственные связи. Дети не отмечают многие существенные и важные свойства объекта.
Интеллектуальное отставание тормозит развитие познавательного интереса. Детям необходимы стимулы, формирующие познавательную активность, вызывающие у них эмоции удивления, радости, удовольствия, воспитывающие интерес к знаниям. Одним из таких стимулов является игра.
ИГРЫ НА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ
«КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА»
Для этой игры можно использовать специальные таблицы, но вполне подходят и старые журналы.
В течение 5 минут предложите ребенку найти и зачеркнуть любую букву в тексте, например «А» или любую геометрическую фигуру. В течение следующих 5 минут (после отдыха) поменяйтесь журналами и проверяйте, нет ли ошибок. Ошибкой считается каждая пропущенная буква. Проверка самими детьми обеспечивает концентрацию внимания еще на пять минут, то есть тоже является тренингом внимания.
«ДА И НЕТ»
«Да» и «Нет» не говорить, черное и белое не носить. Взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы. Дошкольник может по-разному отвечать на вопросы, но должен выполнить одно правило: нельзя произносить запретные слова (например, «да», «нет», «черное» и «белое» или др.). Взрослый задает такие вопросы, которые предполагают использование запретного слова, например: «Какого цвета халат у доктора?» Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры. В случае ошибки играющие меняются ролями. Игру следует начинать с одного запретного слова, постепенно вводя остальные.
Эта игра способствует развитию произвольного внимания и произвольного поведения.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МОТОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ
«КТО ЛЕТАЕТ?»
Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает «летает» и изображает, что машет крыльями. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки.
«УХО-НОС»
Ребенок слушает команду: «Ухо» и дотрагивается до уха. «Нос» - дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ
«СКОЛЬКО ЧЕГО?»
Ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на букву "К", "Т", "С", все стеклянные или металлические, все круглые, или все белые предметы.
«СРИСОВЫВАНИЕ ПО КЛЕТОЧКАМ»
Ребенку дается лист в клеточку (желательно крупную, образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура, карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТОЧНОСТИ ПАМЯТИ
«ЖИЛ-БЫЛ КОТ…»
Упражнение заключается в составлении ряда определений к существительному. Каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце свое определение.
Например:
- «Это был красивый кот…»
- «Это был красивый пушистый кот…»
- «Это был красивый пушистый кот с зелеными глазами…» и другие варианты.