Папки-передвижки

Педсовет «Фольклор в познавательном развитии»

Татьяна Сойко
Педсовет «Фольклор в познавательном развитии»
▼ Скачать + Заказать документы

В воспитании дошкольника мы широко используем фольклор, который способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру как к чуду,но и познавательному развитию.

При отборе фольклорных произведений мы опираемся на доступность содержания, познавательность и нравственность произведений, возможность формирования на их основе умения чувствовать окружающий мир.

Публикация «Педсовет „Фольклор в познавательном развитии“» размещена в разделах

Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Это опыт облекался им в форму примет,поговорок,пословиц, закличек,загадок,песенок,легенд. Приметы позволяли нашим предкам предвидеть каким будет урожай, "угадывать" погоду на ближайшее время,находить дорогу домой. Знание и использование примет в повседневной жизни помогают развить наблюдательность,умение сопоставлять, анализировать,делать выводы.

В работе с детьми используем приметы, правильность которых можно проверить. Например,приметы, связанные с предсказанием погоды на ближайшее время. Например:

- Если зимой вечером на небе много звёзд,жди на следующий день мороз.

- Кошка скребёт пол-жди метели.

- Собака в снегу валяется-не за горами вьюга.

- Утром нет росы на траве-жди дождя.

- Воробьи купаются в пыли-к дождю.

Наблюдения, связанные с приметами, можно зарисовать.

Заклички, поговорки используем,когда что-то делаем (например, скачут на одной ножке,чтобы из уха вылилась попавшая туда во время купания вода); обращаются к кому-то (к мышке,чтобы дала новый зуб вместо выпавшего)

Наблюдая за радугой, можно попросить её напоить землю: Радуга-дуга, пришли нам дождя.

Когда идёт дождь,дети радостно закликают его, "задабривают"

- Уж дождём,

Поливай ковшом,

Поливай весь день

На наш ячмень.

Когда дождь идёт долго и дети не могут выйти на улицу, они призывают солнышко:

- Солнышко-вёдрышко,

Выгляни, высвети;

Твои детки плачут,

Пить, есть хотят.

С просьбой "подарить" хорошую погоду обращаемся к радуге:

- Радуга-дуга, перебей дождя!

Радуга-дуга, давай солнышко-колоколнышко!

Дети обращаются к божьей коровке с приговорками; если она улетит-к вёдру,если будет ползать по ладошке-жди дождя.

К весне, которую дети ждут с нетерпением, обращаемся с разными закличками. В одних просим, чтобы быстрее растаял снег, установилось тепло, появилась трава шёлковая; в других просим богатый урожай.

- Весна-красна, появись,

Солнышком ярким обернись!

Растопи нам снежок,

Зазелени наш лужок.

Использование в работе с детьми закличек, приговорок помогает не только привлечь их внимание к природе, но и развить их интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям.

Большое значение имеет знакомство детей с потешками. Мы их используем, играя с малышами (с его пальцами, ручками, ножками)

- Ножки, ножки, куда вы бежите?

В лесок, во борок.

Грибы, ягоды собирать,

К зиме припасать!

Используем потешки во время умывания, кормления,когда дети ложатся спать,при рассматривании иллюстраций. Дети любят прибаутки,маленькие сказки в стихах.

Читаем небылицы, они вызывают у детей добрый смех.

Песни и приговорные напевы укрепляют бережное и любовное отношение детей к домашним животным. Чтобы понять суть некоторых пословиц, ставим опыты.

Для "проверки" пословицы "По семенам всходы" проводим 2 опыта. Первый позволит им убедиться в том, что из разных семян вырастают растения: по форме,величине и т. д. В этом смысле данная пословица перекликается с другой-"Не родит верба груши".Второй опыт показывает, что всходы зависят от качества семян. -"от худого семени не жди доброго племени".

Чтобы понять прямой смысл пословицы "Снег то холодный, а от холода греет" обсуждаем следующие вопросы с детьми: почему некоторые птицы ночуют в снегу? зачем некоторые деревья и кустарники специально засыпают снегом? почему трава под снегом остаётся зелёной?

Потом дети ставят опыт (помещают бутылки с тёплой водой на поверхности сугроба и в его глубине) и делают вывод:снег сохраняет тепло.

К пословице "Красна ягода, да на вкус горька" дети делают рисунки.

Для проверки знаний, наблюдательности и сообразительности используются загадки. Прежде чем загадывать загадки, целесообразно рассмотреть предметы, растения, животных и т. д., о которых говорится в загадке,подобрать эпитеты,сравнения; попытаться сочинить свои загадки. Разбирая загадки, нужно обращать внимание на сравнения, образные выражения (небо-ковёр, ночь-чёрный лебедь, день-белый лебедь).

Дети с удовольствием слушают сказки. По теме сказки организуются подвижные игры. Ребёнок показывает, как прыгает зайка, ходит лиса, медведь.

Любая сказка чему-то учит: мудрости и находчивости, послушанию и уважению к старшим, дружбе, ответственности. Прочитав детям сказку "Гуси-лебеди", можно применить пословицу: "Сумел ошибиться-сумей и исправиться". Сказку "Теремок"- "Сделав худо, не жди добра"

Фольклор легко воспринимается детьми с самого раннего возраста. В нём заложена информация о соблюдении правил поведения, норм морали, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Произведения устного народного творчества эмоционально переживаются ребёнком, а их ритм и своеобразность слога снимают напряжение у тревожного ребёнка. С помощью фольклора можно эффективно влиять на формирование ценностных представлений (отношение к природе, родителям, традициям, труду и т. д.)

Публикации по теме:

Природа в познавательном и эстетическом развитии детей Природа… что это? Природа - это все, что нас окружает с самого рождения, она бывает живая и неживая. Хотим ли мы, нравится ли нам, но день.

Дидактические игры в познавательном развитии детей посредством ознакомления с объектами учебно-опытного участка Проект на тему: «Дидактические игры в познавательном развитии детей посредством ознакомления воспитанников с объектами учебно-опытного.

Доклад для педсовета «Использование ИКТ в развитии речи у дошкольников» Средства массовой информации, особенно электронные, активно проникают в жизнь детей. Отечественные и зарубежные исследования использования.

Фотоотчёт с педсовета «Осваиваем ФГОС до»Фотоотчёт с педсовета «Осваиваем ФГОС до» Фотоотчёт проведённого в форме деловой игры педсовета на тему "Осваиваем ФГОС ДО" Цель: повышение профессионального мастерства и компетенции.

Консультация для педагогов «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников» Эксперимент- метод проверки выдвинутой идеи, гипотезы, разработанных новшеств. Экспериментирование может использоваться в различных видах.

План-конспект педсовета в форме мастер-класса по использованию элементов сказкотерапии в развитии речи детей 3–4 лет с ОНР Цель мастер-класса: овладение педагогами новыми приемами решения коррекционных задач с использованием сказкотерапии в работе с детьми младшего.

Реализация системно-деятельностного подхода в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста В докладе раскрывается тема реализации системно-деятельностного подхода в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста..

Родительское собрание «Взаимодействие воспитателя и семьи в познавательном развитии посредством игры» Родительское собрание Взаимодействие воспитателя и семьи в познавательном развитии через игру Цель: наладить взаимодействие между педагогами.

Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения.

Сообщение для педсовета «Развивающая речевая среда в детском саду» Хорошая речь – важнейшее условие полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педсовет «Фольклор в познавательном развитии»
Опубликовано: 12 февраля 2016 в 21:53
+92Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педсовет «Фольклор в познавательном развитии»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Сойко (УИ 144489) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 60.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД