Татьяна Сойко
Педсовет «Фольклор в познавательном развитии»
▼ Скачать + Заказать документы
В воспитании дошкольника мы широко используем фольклор, который способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру как к чуду,но и познавательному развитию.
При отборе фольклорных произведений мы опираемся на доступность содержания, познавательность и нравственность произведений, возможность формирования на их основе умения чувствовать окружающий мир.
Публикация «Педсовет „Фольклор в познавательном развитии“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Это опыт облекался им в форму примет,поговорок,пословиц, закличек,загадок,песенок,легенд. Приметы позволяли нашим предкам предвидеть каким будет урожай, "угадывать" погоду на ближайшее время,находить дорогу домой. Знание и использование примет в повседневной жизни помогают развить наблюдательность,умение сопоставлять, анализировать,делать выводы.
В работе с детьми используем приметы, правильность которых можно проверить. Например,приметы, связанные с предсказанием погоды на ближайшее время. Например:
- Если зимой вечером на небе много звёзд,жди на следующий день мороз.
- Кошка скребёт пол-жди метели.
- Собака в снегу валяется-не за горами вьюга.
- Утром нет росы на траве-жди дождя.
- Воробьи купаются в пыли-к дождю.
Наблюдения, связанные с приметами, можно зарисовать.
Заклички, поговорки используем,когда что-то делаем (например, скачут на одной ножке,чтобы из уха вылилась попавшая туда во время купания вода); обращаются к кому-то (к мышке,чтобы дала новый зуб вместо выпавшего)
Наблюдая за радугой, можно попросить её напоить землю: Радуга-дуга, пришли нам дождя.
Когда идёт дождь,дети радостно закликают его, "задабривают"
- Уж дождём,
Поливай ковшом,
Поливай весь день
На наш ячмень.
Когда дождь идёт долго и дети не могут выйти на улицу, они призывают солнышко:
- Солнышко-вёдрышко,
Выгляни, высвети;
Твои детки плачут,
Пить, есть хотят.
С просьбой "подарить" хорошую погоду обращаемся к радуге:
- Радуга-дуга, перебей дождя!
Радуга-дуга, давай солнышко-колоколнышко!
Дети обращаются к божьей коровке с приговорками; если она улетит-к вёдру,если будет ползать по ладошке-жди дождя.
К весне, которую дети ждут с нетерпением, обращаемся с разными закличками. В одних просим, чтобы быстрее растаял снег, установилось тепло, появилась трава шёлковая; в других просим богатый урожай.
- Весна-красна, появись,
Солнышком ярким обернись!
Растопи нам снежок,
Зазелени наш лужок.
Использование в работе с детьми закличек, приговорок помогает не только привлечь их внимание к природе, но и развить их интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям.
Большое значение имеет знакомство детей с потешками. Мы их используем, играя с малышами (с его пальцами, ручками, ножками)
- Ножки, ножки, куда вы бежите?
В лесок, во борок.
Грибы, ягоды собирать,
К зиме припасать!
Используем потешки во время умывания, кормления,когда дети ложатся спать,при рассматривании иллюстраций. Дети любят прибаутки,маленькие сказки в стихах.
Читаем небылицы, они вызывают у детей добрый смех.
Песни и приговорные напевы укрепляют бережное и любовное отношение детей к домашним животным. Чтобы понять суть некоторых пословиц, ставим опыты.
Для "проверки" пословицы "По семенам всходы" проводим 2 опыта. Первый позволит им убедиться в том, что из разных семян вырастают растения: по форме,величине и т. д. В этом смысле данная пословица перекликается с другой-"Не родит верба груши".Второй опыт показывает, что всходы зависят от качества семян. -"от худого семени не жди доброго племени".
Чтобы понять прямой смысл пословицы "Снег то холодный, а от холода греет" обсуждаем следующие вопросы с детьми: почему некоторые птицы ночуют в снегу? зачем некоторые деревья и кустарники специально засыпают снегом? почему трава под снегом остаётся зелёной?
Потом дети ставят опыт (помещают бутылки с тёплой водой на поверхности сугроба и в его глубине) и делают вывод:снег сохраняет тепло.
К пословице "Красна ягода, да на вкус горька" дети делают рисунки.
Для проверки знаний, наблюдательности и сообразительности используются загадки. Прежде чем загадывать загадки, целесообразно рассмотреть предметы, растения, животных и т. д., о которых говорится в загадке,подобрать эпитеты,сравнения; попытаться сочинить свои загадки. Разбирая загадки, нужно обращать внимание на сравнения, образные выражения (небо-ковёр, ночь-чёрный лебедь, день-белый лебедь).
Дети с удовольствием слушают сказки. По теме сказки организуются подвижные игры. Ребёнок показывает, как прыгает зайка, ходит лиса, медведь.
Любая сказка чему-то учит: мудрости и находчивости, послушанию и уважению к старшим, дружбе, ответственности. Прочитав детям сказку "Гуси-лебеди", можно применить пословицу: "Сумел ошибиться-сумей и исправиться". Сказку "Теремок"- "Сделав худо, не жди добра"
Фольклор легко воспринимается детьми с самого раннего возраста. В нём заложена информация о соблюдении правил поведения, норм морали, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Произведения устного народного творчества эмоционально переживаются ребёнком, а их ритм и своеобразность слога снимают напряжение у тревожного ребёнка. С помощью фольклора можно эффективно влиять на формирование ценностных представлений (отношение к природе, родителям, традициям, труду и т. д.)