Елена Трунькина
Природа в познавательном и эстетическом развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
Природа… что это? Природа - это все, что нас окружает с самого рождения, она бывает живая и неживая. Хотим ли мы, нравится ли нам, но день сменяет ночь, ясную погоду - ненастье, лето – осень. Всему этому человек никак не может помешать, его роль в природе - наблюдателя и естествоиспытателя. Взрослый человек обладает жизненным опытом, он знает, что пчела может ужалить, из тучи полить дождь. А как же быть ребенку, у него нет опыта?
Публикация «Природа в познавательном и эстетическом развитии детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
Ребенку нужна Ваша помощь, опыт, знания и любовь к природе. Малыша необходимо ввести в мир природы, развивать у него способность видеть красоту и уникальность окружающего мира, воспитывать любовь, прививать бережное и заботливое отношение к природе.
Вы можете использовать каждый удобный случай, чтобы обратить внимание ребенка на природное явление, побудить задуматься над ним: «Посмотри малыш, после дождя на небе появилась радуга!»
Однако следует помнить, что повседневные наблюдения в природе не должны перерастать в обучение. Очень важно, чтобы Ваша речь точно отражала свойства природного объекта, и соответствовала эстетическому чувству, возникающему при его восприятии. Помощником образного, яркого, эстетического отражения явлений природы в слове является художественная литература. Дети любят рассказы В. Сутеева, Е. Чарушина, применяйте потешки, народный фольклер:
Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Весну - красну,
Красну солнышку,
Теплу гнездышку!
Для развития у детей восприятие окружающего, родителям необходимо
выделять явления и предметы природы присущие данному сезонному периоду, его особенности: зимой рассмотреть узоры на стекле, весной – появление травы, насекомых, летом – обратить внимание на изобилие ягод и цветов, осенью – на смену окраски листвы деревьев: «Какие появились маленькие, зеленые листочки! А как они пахнут!»
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Важно помнить, что ребенок способен испытывать радость от общения с братьями нашими меньшими, наслаждаться видом родных красот не только через слово, но главным образом, через поступки близких людей. Так как же развивать и формировать в повседневной жизни представление о природе?
Допускается наделение живой природы человеческими качествами и положительным ответом на добрые поступки детей : «Посмотри, ты полил цветы на клумбе, и они подняли свои листочки».
Приравнивайте предметы живой природы с человеком, обращайтесь к ним ласково: солнышко - колоколнышко, елочка- красавица…
Игровые действия также способствуют воспитанию у ребенка любви к природе : «Покажи, как восходит солнце на небо, как качаются деревья при ветре».
Ваши действия и поступки служат наглядным примером для поведения ребенка в дальнейшем. Неблаговидное поведение других людей в природе : на пляже, в парке, сквере необходимо отметить осуждением: «Так нельзя делать».
Уважаемые родители, помните! Природа - это неиссякаемый источник эмоционального наслаждения, неугасимого желания познания. Ваша задача научить ребенка видеть необыкновенное в элементарном, выражать чувственное познание речью, способствовать развитию ориентирования в предметах живой и неживой природе. Отвечайте Вашему малышу на многочисленные вопросы, вводите его в мир окружающей красоты!
Дидактические игры для ознакомления дошкольников с природой
«Найди, что назову».
Дидактическая задача: Найди предмет по слову-названию.
Игровое действие: Поиск «спрятавшихся» овощей и фруктов.
Правила: Искать предмет можно в вазе, соответствующей по форме либо окраске названному овощу или фрукту, например: свекла, репа, редька, помидор, апельсин, яблоко, лимон и другие. Во все вазы заглядывать нельзя.
Оборудование: Овощи и фрукты разложить по краю стола, чтобы хорошо была видна их форма, величина. Овощи и фрукты брать лучше одинаковые по величине, но разной окраски (несколько яблок, груш и других, разной величины с постоянной окраской (морковь, свекла, капуста).
Ход игры.
Взрослый предлагает ребенку: «Найти маленькую морковку и показать её всем». Или: «Найди жёлтое яблоко, покажи его». «Покатай яблоко и скажи, какое по форме». Ребёнок находит предмет, показывает его, пытается определить форму. Если ребёнок затрудняется, можно назвать яркий отличительный признак овоща или фрукта. Например: «Покажи жёлтую репку, чёрную редьку» и так далее.
Игра «Изобрази».
Попросите ребенка изобразить: звук ветра, порождаемого бурей; звук облаков, подгоняемых ветром; звук большого пушистого облака. Приведите народные приметы: Кучевые облака - к вечеру дождь будет. Низкие облака - к дождю.
Пластическая игра «Танец бабочек».
К этой игре вы можете совместно с детьми скроить и раскрасить "одеяние" бабочки, то есть её крылья, из плотной бумаги. Малыш, нарядившись бабочкой, то медленно и плавно, то порывисто и быстро изображает полёт бабочки.
Игра «С чем нельзя в лес ходить?»
Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.
Правила игры: Взрослый выкладывает на стол предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда. Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.
«Загадай, мы отгадаем».
Первый вариант.
Дидактическая задача: Описать предметы и найти по описанию.
Оборудование: На стол ставят 3-4 растения.
Игровое действие: Загадывание и отгадывание загадок о растениях.
Правило: Описать растение нужно, не называя его.
Ход игры: Взрослый описывает какой-нибудь предмет, находящийся на столе, в комнате. Ребенок должен узнать предмет по описанию и назвать его. Затем поменяться ролями с ребенком.
«Где спрятано растение».
Дидактическая задача: Запомнить расположение предметов, найти изменения в их расположении.
Игровые действия: Поиск изменений в расположении растений.
Правило. Смотреть, что убирает взрослый, нельзя.
Оборудование: Для первой игры нужно 4-5 растений, для последующих до 7-8.
Ход игры. Комнатные растения ставят на столе в один ряд. Ребенка просят хорошо рассмотреть и запомнить растения, их расположение, а затем закрыть глаза. В это время водящий меняет растения (в начале два растения, а затем два-три). «А теперь открой глаза и скажи, что изменилось. Какие растения переставлены? Покажи, где они стояли раньше?».
Следует обратить внимание детей, чтобы они осторожно обращаться с растениями.
«Радости и огорчения»
Цель: Формировать у ребенка собственное отношение к природе
Вариант 1. Игра проводится по типу "закончи предложение".
Взрослый (мама, папа) начинает предложение, а ребенок его заканчивает:
Самое красивое место в парке (сквере) ….
Мне было радостно, когда …
Мне стало грустно, когда ….
Вариант 2. Игра проводится по типу вопрос- ответ
Что тебя порадовало во время прогулки?
Что вызвало огорчение?.
За каждый ответ дошкольники получают фишку, можно пуговицу: яркую - за продолжение положительных предложений и ответов, и темную - за продолжение двух последних. После игры подводится итог (беседа) - каких фишек оказалось больше: если темных (например, в парке много мусора, сломаны ветки деревьев и т. п., обсуждается, что можно сделать, чтобы исправить ситуацию.
«Вершки-корешки»
Дидактическая задача. Упражнять детей в классификации овощей ( по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).
Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Ход игры. Взрослый уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что - корешками: «Съедобный корень овоща называть вершками, а съедобный плод на стебле - вершками». Взрослый называет какой-нибудь овощ, а ребенок быстро отвечает, что в нем съедобно: вершки или корешки. Взрослый предупреждает, чтобы ребенок были внимательными, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Ведущий называет: «Морковь!» Ребенок отвечает: «Корешки», «Помидор!» - «Вершки». «Лук!» - «Вершки и корешки».
Можно предложить иной вариант; ведущий говорит «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после беседы об овощах, огороде.