Получи документы

Фитбол-гимнастика как средство формирования двигательной сферы детей дошкольного возраста

Марианна Жук
Фитбол-гимнастика как средство формирования двигательной сферы детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ

Тема: "Фитбол- гимнастика как средство формирования двигательной сферы детей дошкольного возраста. "

Жук Марианна Викторовна

Инструктор физической культуры

ГБДОУ «Детский сад №2 компенсирующего вида»

Посмотрите на фитбол- круглый и прыгучий он.

Каждый день его беру, на занятия иду.

Чтобы мне не болеть, не надо на него смотреть.

Я сажусь, скачу вперед- эх, порадую народ!

Публикация «Фитбол-гимнастика как средство формирования двигательной сферы детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Приоритетным направлением воспитания ребёнка - дошкольника является физическое воспитание. В дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В дошкольном возрасте формируются важнейшие двигательные навыки, закладываются основы здоровья, создаются решающие предпосылки всестороннего развития личности. Следует отметить, что в первые семь лет жизни ребёнка происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.

Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры. Забота о здоровом образе жизни – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Решение этой задачи мы видим в проведении дополнительных занятий по фитбол-гимнастике. Такую форму работы мы выбрали не случайно.

Упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы. За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча, улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов. Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, оказывают стимулирующее влияние на обмен веществ организма и активизируют моторно-висцеральные рефлексы. Упражнения верхом на мяче по своему физиологическому воздействию способствуют лечению таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения, астено-невротический синдром. Механическая вибрация мяча оказывает воздействие на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие ткани. Практически это единственный вид гимнастики, где в выполнение физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий на фитбола.

Целью работы является содействие всестороннему гармоничному развитию личности ребенка через укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни.

Задачи:

Оздоровительно- коррекционные задачи:

1) содействовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата;

2) гармонично развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, быстроту;

3) содействовать развитию координационных способностей, функции равновесия, вестибулярной устойчивости;

4) формировать и закреплять навык правильной осанки;

5) содействовать профилактике плоскостопия;

6) содействовать развитию и функциональному совершенствованию сердечно- сосудистой, дыхательной и нервной систем организма;

7) способствовать повышению работоспособности организма занимающегося;

8) развивать мелкую моторику рук;

9) способствовать коррекции психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического состояния.

Образовательные задачи:

1) вооружить занимающихся знаниями о влиянии занятий фитбол-гимнастикой на организм, понятии здорового образа жизни, правилах техники безопасности на занятиях, профилактике травматизма;

2) формировать знания, умения и навыки, необходимые в разнообразных условиях жизни, обогащать двигательный опыт занимающихся;

3) содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

4) способствовать развитию интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями;

5) прививать навыки личной и общественной гигиены (самообслуживание, соблюдение чистоты).

Воспитательные задачи:

1) воспитывать умение эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движениях;

2) формировать навыки выразительности, пластичности в движениях;

3) развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи;

4) способствовать развитию воображения, мышления, познавательной активности;

5) воспитывать трудолюбие и стремление к достижению поставленной цели;

6) содействовать формированию коммуникативных качеств у детей.

Мяч - фитбол по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол-гимнастики как предмет, снаряд или опора. Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средств могут иметь различную направленность:

-для укрепления мышц рук и плечевого пояса;

-для укрепления мышц брюшного пресса;

-для укрепления мышц спины и таза;

-для укрепления мышц ног и свода стопы;

-для увеличения гибкости и подвижности в суставах;

-для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;

-для формирования осанки;

-для развития ловкости и координации движений;

-для расслабления и релаксации как средство профилактики различных заболеваний.

Логику построения данной программы, её особый приоритет и перспективу обеспечивает соответствие принципам дидактики и специальным требованиям:

1) непрерывности процесса обучения, которая обеспечивается механизмом преемственности между целями, задачами и содержанием отдельных разделов программы;

2) целостности процесса обучения, предполагающей интеграцию основного и дополнительного образования;

3) личностно-ориентированному характеру обучения, реализуемому посредством индивидуализации содержания, форм, методов и педагогических средств достижения целей обучения, соответствующих принципам построения учебных программ;

4) наличию существенного оздоровительного эффекта, обусловленному участием в работе различных мышечных групп, возможностью длительного выполнения упражнений ритмичного характера (преимущественно, с аэробным механизмом энергообеспечения) и биомеханическим факторам (прежде всего, воздействию непрерывной вибрации на опорно-двигательный аппарат и внутренние органы).

Приступая к занятиям, необходимо соблюдать "золотые правила" фитбол-гимнастики :

1. Подбирать мяч каждому ребёнку надо по росту, так, чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Правильная посадка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и разведённые плечи, ровное положение позвоночника, подтянутый живот.

2. Перед занятием с мячами следует убедиться, что рядом отсутствуют какие — либо острые предметы, которые могут повредить мяч.

3. Надевать детям удобную одежду, не мешающую движениям, и нескользкую обувь.

4. Начинать с простых упражнений и облегчённых исходных положений, постепенно переходя к более сложным.

5. Ни одно упражнение не должно причинять боль или доставлять дискомфорт.

6. Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничных отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц и спины.

7. При выполнении упражнений лёжа на мяче, не задерживать дыхание.

8. Выполняя на мяче упражнения лёжа на животе и лёжа на спине голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию.

9. При выполнении упражнений мяч не должен двигаться.

10. Физическая нагрузка по времени должна строго дозироваться в соответствии с возрастными возможностями детей.

11. Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приёмы страховки и учить самостраховке на занятии с мячами.

12. На каждом занятии необходимо стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения.

Возможно проведение комплексных занятий, когда одновременно с выполнением физических упражнений дети совершенствуют культуру речи, правильное произношение.

Упражнения на мячах с целью формирования коммуникативных умений у детей могут выполняться в парных общеразвивающих упражнениях, подвижных играх, командных соревнованиях. Следует обращать особое внимание на признаки физического неблагополучия ребёнка, при появлении которых необходимо снизить нагрузку или прекратить на время занятие.

В процессе комплексного воспитания здорового образа жизни можно использовать методы педагогического, психологического и медицинского воздействия. В основе этих методов лежат следующие принципы:

а) Принцип простоты: все, что необходимо ребенку и педагогу для готовности к укреплению собственного здоровья, должно быть рядом.

б) Принцип безопасности: не предлагать ничего, что отрицательно связано с внешним воздействием на него.

в) Принцип доступности : ребенок и педагог должны использовать только то, что сами испытали на собственном опыте.

г) Принцип эффективности: используя различные методы диагностики, отслеживать результаты и наблюдать динамику роста в физическом развитии ребенка и снижения заболеваемости.

Обучение детей фитбол- гимнастике с соблюдением основных требований к проведению и последовательности этапов приводит к следующим результатам:

а)происходит укрепление опорно-двигательного аппарата;

б) совершенствуются сердечно- сосудистая и дыхательная системе;

в) развиваются физические качества ребенка, повышается работоспособность, понижается утомляемость;

г) улучшаются процессы саморегуляции и самоконтроля.

В своей работе я стремлюсь максимально помочь каждому ребенку, осуществляя комплексную работу по укреплению и сохранению здоровья детей. Уникальное сочетание физических упражнений с музыкой, сказкой, проговариванием стихов в фитбол- гимнастике развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия. Высокая эффективность занятий может быть достигнута при условии четко организованной системы работы, которая включает в себя взаимодействие всех направлений: работа с детьми, родителями, воспитателями, сотрудничество с другими специалистами, а также при наличии программно-методической и материальной базы.

Безусловно, фитбол-гимнастика оказывает широкий спектр оздоровительного воздействия на детский организм, способствует развитию творчества детской фантазии и эмоционально раскрепощают детей.

Кроме того, в процессе двигательной деятельности формируется самооценка дошкольников : ребёнок оценивает своё «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.

Таким образом, фитбол-гимнастика, являющаяся на данный момент инновационным направлением в физического воспитании и оздоровлении детей, сочетает в себе все необходимые компоненты для гармоничного развития ребенка.

Занимаясь фитбол- гимнастикой, дети меньше болеют, у них улучшается осанка, внимание, настроение, появляется чувство радости и удовольствия. На положительном эмоциональном фоне быстрее и эффективнее проходит процесс освоения двигательным умениям и навыкам.

Список используемой литературы:

1. Крючек Е. С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий: Учебно - метод. пос. - М. : Терра- Спорт, Олимпия Пресс,2001. - 64 с.

2. Кудра Т. А. Аэробика и здоровый образ жизни: Учеб. пос. - Владивосток: МГУ им. адмирала Г. И. Невельского, 2001.- 120 с.

3. Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников. - СПб. : Речь,

2002.- 176 с.

4. Попова Е. Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. - М. : Терра-Спорт, 2000. - 72 с.

5. Клубкова Е. Ю. Фитбол- гимнастика в оздоровлении организма. –СПб., 2001.

Публикации по теме:

Игровые упражнения как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития.

ИКТ как средство формирования краеведческих представлений у детей дошкольного возраста В настоящее время воспитание любви к родному краю, родному городу, родной культуре - одна из основных задач воспитания подрастающего поколения.

Консультация для родителей «Фитбол-гимнастика-средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Фитбол-гимнастика – средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста». Приоритетное направление.

Мастер-класс «Ритмическая гимнастика как средство развития двигательной активности у детей»Мастер-класс «Ритмическая гимнастика как средство развития двигательной активности у детей» Цель мастер-класса: Знакомство педагогов с опытом использования упражнений ритмической гимнастики, способствующей развитию у детей двигательной.

Проектная деятельность как средство формирования речи у детей дошкольного возраста В педагогической деятельности мы используем в работе с дошкольниками нашей группы проектную деятельность, как средство для повышения познавательной.

Лэпбук как средство формирования основ патриотизма у детей дошкольного возраста ЛЭПБУК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Патриотизм – это любовь к Родине, преданность Отечеству,.

Физическая культура как средство формирования жизнестойкости у детей дошкольного возраста Здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие человека. На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению.

Театрализованные игры как средство формирования выразительности речи у детей дошкольного возраста. Цель: исследовать и выявить формирование выразительности речи у детей дошкольного возраста, изучить предметно-развивающую среду посредством.

Экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста «Экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» «….дети любят искать, сами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фитбол-гимнастика как средство формирования двигательной сферы детей дошкольного возраста
Опубликовано: 4 декабря 2017 в 23:53
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фитбол-гимнастика как средство формирования двигательной сферы детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марианна Жук в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД