Марианна Жук
Фитбол-гимнастика как средство формирования двигательной сферы детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Тема: "Фитбол- гимнастика как средство формирования двигательной сферы детей дошкольного возраста. "
Жук Марианна Викторовна
Инструктор физической культуры
ГБДОУ «Детский сад №2 компенсирующего вида»
Посмотрите на фитбол- круглый и прыгучий он.
Каждый день его беру, на занятия иду.
Чтобы мне не болеть, не надо на него смотреть.
Я сажусь, скачу вперед- эх, порадую народ!
Публикация «Фитбол-гимнастика как средство формирования двигательной сферы детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Фитбол. Занятия на фитболе, упражнения с мячом для детей
- Темочки
Приоритетным направлением воспитания ребёнка - дошкольника является физическое воспитание. В дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В дошкольном возрасте формируются важнейшие двигательные навыки, закладываются основы здоровья, создаются решающие предпосылки всестороннего развития личности. Следует отметить, что в первые семь лет жизни ребёнка происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.
Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры. Забота о здоровом образе жизни – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Решение этой задачи мы видим в проведении дополнительных занятий по фитбол-гимнастике. Такую форму работы мы выбрали не случайно.
Упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы. За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча, улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов. Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, оказывают стимулирующее влияние на обмен веществ организма и активизируют моторно-висцеральные рефлексы. Упражнения верхом на мяче по своему физиологическому воздействию способствуют лечению таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения, астено-невротический синдром. Механическая вибрация мяча оказывает воздействие на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие ткани. Практически это единственный вид гимнастики, где в выполнение физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий на фитбола.
Целью работы является содействие всестороннему гармоничному развитию личности ребенка через укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни.
Задачи:
Оздоровительно- коррекционные задачи:
1) содействовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата;
2) гармонично развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, быстроту;
3) содействовать развитию координационных способностей, функции равновесия, вестибулярной устойчивости;
4) формировать и закреплять навык правильной осанки;
5) содействовать профилактике плоскостопия;
6) содействовать развитию и функциональному совершенствованию сердечно- сосудистой, дыхательной и нервной систем организма;
7) способствовать повышению работоспособности организма занимающегося;
8) развивать мелкую моторику рук;
9) способствовать коррекции психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического состояния.
Образовательные задачи:
1) вооружить занимающихся знаниями о влиянии занятий фитбол-гимнастикой на организм, понятии здорового образа жизни, правилах техники безопасности на занятиях, профилактике травматизма;
2) формировать знания, умения и навыки, необходимые в разнообразных условиях жизни, обогащать двигательный опыт занимающихся;
3) содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
4) способствовать развитию интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями;
5) прививать навыки личной и общественной гигиены (самообслуживание, соблюдение чистоты).
Воспитательные задачи:
1) воспитывать умение эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движениях;
2) формировать навыки выразительности, пластичности в движениях;
3) развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи;
4) способствовать развитию воображения, мышления, познавательной активности;
5) воспитывать трудолюбие и стремление к достижению поставленной цели;
6) содействовать формированию коммуникативных качеств у детей.
Мяч - фитбол по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол-гимнастики как предмет, снаряд или опора. Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средств могут иметь различную направленность:
-для укрепления мышц рук и плечевого пояса;
-для укрепления мышц брюшного пресса;
-для укрепления мышц спины и таза;
-для укрепления мышц ног и свода стопы;
-для увеличения гибкости и подвижности в суставах;
-для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;
-для формирования осанки;
-для развития ловкости и координации движений;
-для расслабления и релаксации как средство профилактики различных заболеваний.
Логику построения данной программы, её особый приоритет и перспективу обеспечивает соответствие принципам дидактики и специальным требованиям:
1) непрерывности процесса обучения, которая обеспечивается механизмом преемственности между целями, задачами и содержанием отдельных разделов программы;
2) целостности процесса обучения, предполагающей интеграцию основного и дополнительного образования;
3) личностно-ориентированному характеру обучения, реализуемому посредством индивидуализации содержания, форм, методов и педагогических средств достижения целей обучения, соответствующих принципам построения учебных программ;
4) наличию существенного оздоровительного эффекта, обусловленному участием в работе различных мышечных групп, возможностью длительного выполнения упражнений ритмичного характера (преимущественно, с аэробным механизмом энергообеспечения) и биомеханическим факторам (прежде всего, воздействию непрерывной вибрации на опорно-двигательный аппарат и внутренние органы).
Приступая к занятиям, необходимо соблюдать "золотые правила" фитбол-гимнастики :
1. Подбирать мяч каждому ребёнку надо по росту, так, чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Правильная посадка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и разведённые плечи, ровное положение позвоночника, подтянутый живот.
2. Перед занятием с мячами следует убедиться, что рядом отсутствуют какие — либо острые предметы, которые могут повредить мяч.
3. Надевать детям удобную одежду, не мешающую движениям, и нескользкую обувь.
4. Начинать с простых упражнений и облегчённых исходных положений, постепенно переходя к более сложным.
5. Ни одно упражнение не должно причинять боль или доставлять дискомфорт.
6. Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничных отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц и спины.
7. При выполнении упражнений лёжа на мяче, не задерживать дыхание.
8. Выполняя на мяче упражнения лёжа на животе и лёжа на спине голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию.
9. При выполнении упражнений мяч не должен двигаться.
10. Физическая нагрузка по времени должна строго дозироваться в соответствии с возрастными возможностями детей.
11. Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приёмы страховки и учить самостраховке на занятии с мячами.
12. На каждом занятии необходимо стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения.
Возможно проведение комплексных занятий, когда одновременно с выполнением физических упражнений дети совершенствуют культуру речи, правильное произношение.
Упражнения на мячах с целью формирования коммуникативных умений у детей могут выполняться в парных общеразвивающих упражнениях, подвижных играх, командных соревнованиях. Следует обращать особое внимание на признаки физического неблагополучия ребёнка, при появлении которых необходимо снизить нагрузку или прекратить на время занятие.
В процессе комплексного воспитания здорового образа жизни можно использовать методы педагогического, психологического и медицинского воздействия. В основе этих методов лежат следующие принципы:
а) Принцип простоты: все, что необходимо ребенку и педагогу для готовности к укреплению собственного здоровья, должно быть рядом.
б) Принцип безопасности: не предлагать ничего, что отрицательно связано с внешним воздействием на него.
в) Принцип доступности : ребенок и педагог должны использовать только то, что сами испытали на собственном опыте.
г) Принцип эффективности: используя различные методы диагностики, отслеживать результаты и наблюдать динамику роста в физическом развитии ребенка и снижения заболеваемости.
Обучение детей фитбол- гимнастике с соблюдением основных требований к проведению и последовательности этапов приводит к следующим результатам:
а)происходит укрепление опорно-двигательного аппарата;
б) совершенствуются сердечно- сосудистая и дыхательная системе;
в) развиваются физические качества ребенка, повышается работоспособность, понижается утомляемость;
г) улучшаются процессы саморегуляции и самоконтроля.
В своей работе я стремлюсь максимально помочь каждому ребенку, осуществляя комплексную работу по укреплению и сохранению здоровья детей. Уникальное сочетание физических упражнений с музыкой, сказкой, проговариванием стихов в фитбол- гимнастике развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия. Высокая эффективность занятий может быть достигнута при условии четко организованной системы работы, которая включает в себя взаимодействие всех направлений: работа с детьми, родителями, воспитателями, сотрудничество с другими специалистами, а также при наличии программно-методической и материальной базы.
Безусловно, фитбол-гимнастика оказывает широкий спектр оздоровительного воздействия на детский организм, способствует развитию творчества детской фантазии и эмоционально раскрепощают детей.
Кроме того, в процессе двигательной деятельности формируется самооценка дошкольников : ребёнок оценивает своё «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.
Таким образом, фитбол-гимнастика, являющаяся на данный момент инновационным направлением в физического воспитании и оздоровлении детей, сочетает в себе все необходимые компоненты для гармоничного развития ребенка.
Занимаясь фитбол- гимнастикой, дети меньше болеют, у них улучшается осанка, внимание, настроение, появляется чувство радости и удовольствия. На положительном эмоциональном фоне быстрее и эффективнее проходит процесс освоения двигательным умениям и навыкам.
Список используемой литературы:
1. Крючек Е. С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий: Учебно - метод. пос. - М. : Терра- Спорт, Олимпия Пресс,2001. - 64 с.
2. Кудра Т. А. Аэробика и здоровый образ жизни: Учеб. пос. - Владивосток: МГУ им. адмирала Г. И. Невельского, 2001.- 120 с.
3. Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников. - СПб. : Речь,
2002.- 176 с.
4. Попова Е. Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. - М. : Терра-Спорт, 2000. - 72 с.
5. Клубкова Е. Ю. Фитбол- гимнастика в оздоровлении организма. –СПб., 2001.