екатерина савина
Лэпбук как средство формирования основ патриотизма у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ЛЭПБУК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей родины. Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.
Публикация «Лэпбук как средство формирования основ патриотизма у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Лэпбук на патриотическую тему «Моя Родина»
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня, и она не может быть успешно решена без глубокого знания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. [2]
Основы патриотических чувств должны быть заложены в каждом человеке с детских лет. Ведь дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются новые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. [5]
В связи с этим в ФГОС ДО определены следующие цели патриотического воспитания :
• создание условий для становления основ патриотического сознания детей,
• возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития,
• развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. [1]
Человек не рождается с определенным набором нравственных качеств, он не рождается злым, жестоким или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести. Они формируются и развиваются с раннего детства, постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения определённой информации, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт, от средств и методов воспитания. От того, какими глазами ребёнок увидит окружающее, что поразит его воображение, какие уроки он извлечёт из рассказов о современных событиях и прошлом страны, зависит, каким он вырастет гражданином. [3]
Задача педагога – как можно раньше пробудить в детях любовь и уважение к родной земле, к родному дому, семье, детскому саду, родной улице, городу, используя современные инновационные технологии и новые нестандартные формы сотрудничества с воспитанниками.
В своей работе по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию мы используем интерактивное пособие – лэпбук, которое является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.
«Лэпбук» (lapbook) – в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга» (lap – колени, book - книга). [6] Это сравнительно новое средство обучения дошкольников.
Лэпбук – это отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Лэпбук представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены миникнижки - простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, стрелочек, окошек и других деталей с наглядной информацией по теме Лэпбука : от интересных игр до лексики и большого количества интересно поданной информации.
Дидактическое пособие «Лэпбук» отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-пространственной развивающей среде : информативен, полифункционален, обладает дидактическими свойствами, вариативный, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность. Обеспечивает преемственность с учебно-методическим комплектом. Данное дидактическое пособие предназначено для детей любого возраста. Его содержание можно, по мере необходимости, пополнять и усложнять. В старшем дошкольном возрасте дети могут вместе со взрослыми участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию. Лэпбук является незаменимым помощником в работе любого педагога и узких специалистов. Это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями. Практическая значимость данной методической разработки в том, что лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
В нашем детском саду в рамках реализации парциальной программы «Белгородоведение» был разработан и реализуется проект «Родной свой край - люби и знай», целью которого является воспитание любви к родному краю, людям труда, прославляющим родную землю. В соответствии с данным проектом в каждой возрастной группе были разработаны и изготовлены лэпбуки. Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного общества. [4] Поэтому для детей группы раннего возраста был изготовлен лэпбук «Моя семья», цель которого - познакомить детей с ближайшим окружением, семьей, уточнить представления о труде близких людей, семейных историях, традициях. Следующим этапом является привитие любви к родному городу. Для этого в младшей и средней группах были созданы лэпбуки на тему «Губкин – город мой родной», «Профессии нашего города», благодаря которым дети получают краеведческие сведения о городе Губкине, об истории его возникновения, достопримечательностях, флаге и гербе, о храмах и церквях Губкинского городского округа, о градообразующих предприятиях, профессиях жителей нашего города и знаменитых земляках. Здесь также представлены статьи из истории города, стихотворения губкинских авторов о красоте родной природы.
Далее – привитие любви и уважения к родному краю. Работая с такими лэпбуками, как «Фольклор Белгородчины», «Народные промыслы», дети знакомятся с народными играми, устным народным творчеством, народным национальным костюмом. Узнают более подробную информацию о народных игрушках Белгородской области и народных промыслах. Лэпбук «По тропинкам родного края» изготовлен воспитателями совместно с детьми старшего дошкольного возраста. Он несет в себе информацию о природе родного края: растениях, животных, а также о заповедниках и Красной книге Белгородской области.
Информация в лэпбуках представлена в виде стихов, загадок, иллюстраций, всевозможных дидактических игр, которые не только знакомят детей с теми или иными понятиями и помогают закреплять полученные знания, но и совершенствовуют координацию руки и глаза, графических навыков, мелкой моторики, развивают умение детей ориентироваться в ограниченном пространстве, отражать в речи пространственное расположение предметов, логическую последовательность и речевую активность, развивают логическое мышление, зрительное восприятие и внимание.
В результате использования данной методической разработки дети стали активнее взаимодействовать друг с другом и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности. Возрос познавательный интерес, любознательность, самостоятельность и инициативность в изучении культурного наследия родного края. Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни.
Таким образом, приобщение детей к истокам народной культуры, воспитание любви и уважения к своей семье, родному городу, краю и, как следствие, Отечеству посредством использования интерактивного пособия лэпбук является эффективным средством формирования основ патриотизма у дошкольников.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2. Князева, О. Л., Маханева, М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: Детство-пресс, 2004.
3. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. :ЦГЛ. – 2005.
4. «Белгородоведение» методическое пособие для детей дошкольного возраста Авторский коллектив : Н. Д. Епанчинцева, Т. М. Стручаева, О. А. Брыткова, Я. Н. Колесникова, В. В. Лепетюха/
5. Мой дом родной. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Ред. – сост. Н. А. Арапова – Пискарева. – М., 2005.
6. Фестиваль педагогических идей: https://festival.1september.ru/