Светлана Колесникова
«Дифференциация звуков [ж]-[ш]». Непосредственно-образовательная деятельность по звуковой культуре речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно - образовательная деятельность по звуковой культуре речи в старшей группе.
подготовила воспитатель Колесникова С. М.
«Дифференциация звуков Ж и Ш»
Программные задачи: Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками ж- ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж-ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж-ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание. Развивать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности;
1. Организационный момент. Дети в кругу. Здравствуйте ребята! Встаньте ровно, подтянитесь и конечно улыбнитесь.
-Ребята, какой у нас девиз?
«Мы будем разговаривать,
И будем выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно»
2. -А чтобы хорошо выговаривать звуки разомнём язычок. Артикуляционные упражнения «Лягушка-слоник», «Чашечка».
Артикуляционная гимнастика:
«Слоник»
Подражаю я слону
Губы хоботом тяну
А потом их отпускаю
И на место возвращаю
«Чашка»
Язык лопаткой положи
А края приподними,
Получилась чашечка,
Кругленькая чашечка.
Чашку в дом мы занесем,
А края к зубам прижмем.
3. Постановка цели занятия
Ребята, крокодил Гена и Чебурашка очень хотят, чтобы их приняли в школу, но они не умеют проговаривать некоторые звуки, а какие это звуки вы узнаете если отгадаете эти загадки. Слушайте внимательно.
Загадки
Его поймал я на цветке,
Зажал, как следует в руке.
Жужжит он: «Попрошу без рук,
Я не железный, я же – … (ЖУК)» выставляется картинка
Веревка по земле ползет,
Вот язычок, открытый рот,
Всех укусить, готова Я,
Потому что Я - (змея) выставляется картинка.
Правильно, ребята, загадки вы отгадали, хотите помочь нашим друзьям?
-Как жужжит жук? (жжж). Как жужжит большой жук? Маленький? (громко-тихо)
-Как шипит змея? (шшш) Большая? Маленькая?
-Кто догадался с какими звуками мы будем играть?
-Сегодня мы будем различать звуки ш-ж и чётко их произносить.
4. Сравнение звуков ш-ж по акустико-артикуляционным признакам. Характеристика. Обозначение.
-Давайте произнесем звук [ш], а теперь [ж].
-Как вы думаете, чем похожи эти звуки?
-Правильно, при произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены, между верхними и нижними зубами — расстояние, широкий кончик языка — «чашечкой» за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним зубам.
- Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и произнесем снова эти звуки.
-Когда произносим звук [ш] — горлышко молчит, а когда звук [ж] — дрожит (звонкий).
5. Дифференциация звуков ш-ж на слух. Развитие фонематического восприятия.
А сейчас мы поиграем в игру «Будь внимателен». Я буду называть слова, а вы, если услышите слово, в названии которого есть звук Ж машите руками как крыльями, а если слово со звуком Ш – показ как движется змея. (напоминаю детям, что звук ш — это песня змеи, а ж — песня жука.
Помогаю детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением. Произносит звуки: ш. ш. ж. ш. ж. ж. ш. ж. ж. ш. ж.
Предлагаю тем, кто допустил ошибки, выполнить задание отдельно; остальные контролируют их.
Далее воспитатель называет слова со звуками ш и ж. Дети, как и в первом случае, показывают, какой звук слышится. (Слова надо произносить с очень легким интонированием звука.) В начале, упражнение выполняют девочки, затем мальчики.
Словарный материал:
Шайба, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный, жираф, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, лимон, шмель, дождик.
6. Дифференциация звуков ш-ж в словах.
А) Игра «Большой-маленький». Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Иллюстрации
Слова:
снег-снежок утюг -утюжок
сапог-сапожок петух-петушок
флаг-флажок пирог-пирожок.
Б) Игровое упражнение с мячом.
Я иду, и ты… (идёшь)
Я пою. И ты …
Я несу, и ты …
Я беру, и ты …
Я веду. И ты …
Я плыву, и ты …
Я лечу, и ты…
Я стою, и ты …
Я бегу, и ты …
7. Фонетическая ритмика «Жук». Координация речи с движением.
Дети становятся в круг. Выполняют движения.
На лужайке, на ромашке (Кружение с поворотом)
Жук сидел в цветной рубашке (Приседание руки на пояс.)
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ромашками дружу
Тихо по ветру качаюсь, (Движения по тексту).
Низко -низко наклоняюсь.
В) Игра «Четвёртый лишний». (Картинки)
Картинки: шуба, шапка, жук, шарф.
-Какая картинка лишняя, почему?
8. Составление предложений по сюжетным картинкам
Женя едет на машине.
Алёша держит флажок.
В лукошке лежат вишни.
Миша катается на лыжах.
Пожарник тушит пожар.
9. Итог.
-С какими звуками мы сегодня играли?
-Чем они похожи, чем отличаются?
-Вы молодцы! Теперь вы не будите путать звуки ш-ж. А как вы думаете? Помогли мы крокодилу Гене и Чебурашке, научили их произносить звуки правильно?
Ребята, возьмите солнышко, если на занятии вы чувствовали себя комфортно и, вам все было понятно.
- Если, что-то осталось неясно, возьмите тучку.