Папки-передвижки

«Дифференциация звуков [ж]-[ш]». Непосредственно-образовательная деятельность по звуковой культуре речи в старшей группе

Светлана Колесникова
«Дифференциация звуков [ж]-[ш]». Непосредственно-образовательная деятельность по звуковой культуре речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Непосредственно - образовательная деятельность по звуковой культуре речи в старшей группе.

подготовила воспитатель Колесникова С. М.

«Дифференциация звуков Ж и Ш»

Программные задачи: Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками ж- ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж-ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж-ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание. Развивать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности;

1. Организационный момент. Дети в кругу. Здравствуйте ребята! Встаньте ровно, подтянитесь и конечно улыбнитесь.

-Ребята, какой у нас девиз?

«Мы будем разговаривать,

И будем выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно»

2. -А чтобы хорошо выговаривать звуки разомнём язычок. Артикуляционные упражнения «Лягушка-слоник»,  «Чашечка».

Артикуляционная гимнастика:

«Слоник»

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну

А потом их отпускаю

И на место возвращаю

«Чашка»

Язык лопаткой положи

А края приподними,

Получилась чашечка,

Кругленькая чашечка.

Чашку в дом мы занесем,

А края к зубам прижмем.

3. Постановка цели занятия

Ребята, крокодил Гена и Чебурашка очень хотят, чтобы их приняли в школу, но они не умеют проговаривать некоторые звуки, а какие это звуки вы узнаете если отгадаете эти загадки. Слушайте внимательно.

Загадки

Его поймал я на цветке,

Зажал, как следует в руке.

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Я не железный, я же – … (ЖУК)» выставляется картинка

Веревка по земле ползет,

Вот язычок, открытый рот,

Всех укусить, готова Я,

Потому что Я - (змея) выставляется картинка.

Правильно, ребята, загадки вы отгадали, хотите помочь нашим друзьям?

-Как жужжит жук? (жжж). Как жужжит большой жук? Маленький? (громко-тихо)

-Как шипит змея? (шшш) Большая? Маленькая?

-Кто догадался с какими звуками мы будем играть?

-Сегодня мы будем различать звуки ш-ж и чётко их произносить.

4. Сравнение звуков ш-ж по акустико-артикуляционным признакам. Характеристика. Обозначение.

-Давайте произнесем звук [ш], а теперь [ж].

-Как вы думаете, чем похожи эти звуки?

-Правильно, при произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены, между верхними и нижними зубами — расстояние, широкий кончик языка — «чашечкой» за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним зубам.

- Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и произнесем снова эти звуки.

-Когда произносим звук [ш] — горлышко молчит, а когда звук [ж] — дрожит (звонкий).

5. Дифференциация звуков ш-ж на слух. Развитие фонематического восприятия.

А сейчас мы поиграем в игру «Будь внимателен». Я буду называть слова, а вы, если услышите слово, в названии которого есть звук Ж машите руками как крыльями, а если слово со звуком Ш – показ как движется змея. (напоминаю детям, что звук ш — это песня змеи, а ж — песня жука.

Помогаю детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением. Произносит звуки: ш. ш. ж. ш. ж. ж. ш. ж. ж. ш. ж.

Предлагаю тем, кто допустил ошибки, выполнить задание отдельно; остальные контролируют их.

Далее воспитатель называет слова со звуками ш и ж. Дети, как и в первом случае, показывают, какой звук слышится. (Слова надо произносить с очень легким интонированием звука.) В начале, упражнение выполняют девочки, затем мальчики.

Словарный материал:

Шайба, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный, жираф, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, лимон, шмель, дождик.

6. Дифференциация звуков ш-ж в словах.

А) Игра «Большой-маленький». Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Иллюстрации

Слова:

снег-снежок утюг -утюжок

сапог-сапожок петух-петушок

флаг-флажок пирог-пирожок.

Б) Игровое упражнение с мячом.

Я иду, и ты… (идёшь)

Я пою. И ты …

Я несу, и ты …

Я беру, и ты …

Я веду. И ты …

Я плыву, и ты …

Я лечу, и ты…

Я стою, и ты …

Я бегу, и ты …

7. Фонетическая ритмика «Жук». Координация речи с движением.

Дети становятся в круг. Выполняют движения.

На лужайке, на ромашке (Кружение с поворотом)

Жук сидел в цветной рубашке (Приседание руки на пояс.)

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я с ромашками дружу

Тихо по ветру качаюсь, (Движения по тексту).

Низко -низко наклоняюсь.

В) Игра «Четвёртый лишний». (Картинки)

Картинки: шуба, шапка, жук, шарф.

-Какая картинка лишняя, почему?

8. Составление предложений по сюжетным картинкам

Женя едет на машине.

Алёша держит флажок.

В лукошке лежат вишни.

Миша катается на лыжах.

Пожарник тушит пожар.

9. Итог.

-С какими звуками мы сегодня играли?

-Чем они похожи, чем отличаются?

-Вы молодцы! Теперь вы не будите путать звуки ш-ж. А как вы думаете? Помогли мы крокодилу Гене и Чебурашке, научили их произносить звуки правильно?

Ребята, возьмите солнышко, если на занятии вы чувствовали себя комфортно и, вам все было понятно.

- Если, что-то осталось неясно, возьмите тучку.

Публикации по теме:

«Как правильно вести себя на дорогах». Конспект непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе «Как правильно вести себя на дорогах» Конспект непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе по разделу «Безопасность»Цель.

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей логопедической группе «В гости к осени» Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей логопедической группе. Тема: «В гостях у осени» Цель:.

Дидактическое пособие по звуковой культуре речи и обучению грамоте «Путешествие в мир звуков, букв и слов»Дидактическое пособие по звуковой культуре речи и обучению грамоте «Путешествие в мир звуков, букв и слов» ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по звуковой культуре речи и обучению грамоте в работе с детьми подготовительной группы «Путешествие в мир звуков,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Дифференциация звуков [ж]-[ш]». Непосредственно-образовательная деятельность по звуковой культуре речи в старшей группе
Опубликовано: 4 декабря 2024 в 13:35
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Дифференциация звуков [ж]-[ш]». Непосредственно-образовательная деятельность по звуковой культуре речи в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Колесникова (УИ 1391934) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД