Мокеева Алена Васильевна
Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [С], [Ш]» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дифференциация звуков [С], [Ш]» (5-6 лет)
Задачи:
• Учить детей анализировать звуки [С] и [Ш].
• Упражнять детей в звуковом анализе слов.
• Упражнять в делении слов на слоги, предложений на слова
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Дифференциация звуков [С], [Ш]“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2024
Ход занятия:
Логопед: Здравствуй, я очень рада тебя видеть! Посмотри, сегодня к нам в гости пришел мальчик Саша. Он расстроен тем, что не может правильно произнести свое имя. Саша путает звуки [с] – [ш]. Давай научим мальчика говорить красиво? Но сначала узнаем, что успел сделать с утра Саша.
Логопед: Давай расскажем Саше, как правильно произносить звук [с]. Язык находится за нижними зубами, зубы – «заборчиком», губы улыбаются, холодный ветерок проходит по середине языка. Посвисти, пожалуйста.
Когда мы произносим звук [ш], язычок находится за верхними зубами и похож на «чашечку», зубы – «заборчиком», губы – «бубликом», ветерок теплый. Покажи Саше, как ты произносишь звук [ш]. Можно помогать себе рукой. Когда произносишь звук [с], опусти руку вниз. Когда произносишь звук [ш], поднимай руку вверх.
Дома у Саши живет кошка, которая умеет шипеть: [ш-ш-ш-ш]. Еще у Саши есть птичка, которая поет такую песенку: [с-с-с-с]. Птичка и кошка хотят с тобой поиграть и узнать, сможешь ли ты различить, кто из них подает голос. Внимательно слушай, чью песенку я сейчас спою, и укажи, чья эта песенка: кошки или птички.
С - Ш - С - С -Ш - Ш -С - С - Ш - С - Ш - Ш
СА - ШИ - СУ - СЭ - ША - СО - СЫ - ШУ
ОС – УШ – ИШ – ЫС – ОШ – АС – ИС
Логопед:
Давай поиграем в такую игру. Я буду кидать тебе мяч и называть слог со звуком [с], а ты будешь называть этот слог со звуком [ш ] и возвращать мяч мне.
СА –. (ША)
СУ –. (ШУ)
СЫ –. (ШИ)
СО –. (ШО)
УС –. (УШ)
ОС –. (ОШ)
ИС –. (ИШ)
ЫС –. (ЫШ)
Логопед: Молодец! Продолжим игру. Но теперь я стану называть слог со звуком [ш], а ты будешь называть этот слог со звуком [с ]. Договорились?
ША –. (СА)
ШО –. (СО)
ШУ –. (СУ)
ШИ –. (СЫ)
АШ –. (АС)
УШ –. (УС)
ЫШ –. (ЫС)
ОШ –. (ОС)
Теперь давай поиграем в игру "Повтори за мной". Я буду называть слова, а ты эти слова повторяй за мной. (Логопед называет по паре слов, ребенок повторяет)
сайка – шайка
сутки – шутки
стуки – штуки
споры – шпоры
стык – штык
срам – шрам
стиль – штиль
сок – шок
миска – мишка
маска – Машка
крыса – крыша
касса – каша
марс – марш
вас – ваш
нас – наш
мыс – мышь
Логопед: Скажи, пожалуйста, кем ты мечтаешь стать? (Ответ ребенка). Саша очень хочет стать поэтом. Послушай, какие стихи он придумал. Но так как мальчик путает звуки [с] и [ш], то и в стихах получилась путаница. Поможешь Саше исправить ошибки в его стихотворениях? Но сначала внимательно послушай, какие слова я сейчас произнесу. Ты эти слова повтори за мной. Называю по паре слов, которые ребенок повторяет: каска - кашка, миска – мишка, пасу – пашу, Машка – маска, шуметь – суметь, крыса – крыша. А теперь послушай, что сочинил Саша.
(Зачитываю по паре предложений. Ребенок исправляет ошибки).
Положили в плошку … КАСКУ.
Надевал пожарный … КАШКУ!
Сладко спит в берлоге … МИСКА,
На столе с салатом … МИШКА.
В поле землю я … ПАСУ,
На лугах коров … ПАШУ!
На лицо надета … МАШКА,
Имя нашей кошки … МАСКА!
Как нам хочется … ШУМЕТЬ!
Спать спокойно, не … СУМЕТЬ!
Послушай, что еще говорит Саша. Может быть, и в других словах есть ошибки?
КРЫСУ красит маляр. Живет в подвале КРЫША.
Саша очень рад твоей помощи! Посмотри: Сашины кошка и птичка заскучали. Давай с ними поиграем? Вспомни, пожалуйста, как шипит кошка. А теперь спой песенку птички. Перед тобой лежат картинки, на которых изображены разные предметы. Тебе нужно по очереди брать картинки, называть, что на них изображено. Если в слове, которое ты произнесешь, есть звук [с], то эту картинку положи к птичке. А если в этом слове есть звук [ш], картинку клади рядом с кошкой.
На картинках изображены: машина, мишка, миска, сумка, камыш, коса, каша, шуба, усы, сыр, каска, шарф, сок, шаль, шар.
Логопед: В какие игрушки ты любишь играть? (Ответ ребенка). Саше нравится играть в машины и самолеты. Давай поможем Саше сосчитать сколько у него машин и самолетов.
Игра "Сосчитай до пяти".
Логопед: Я хочу рассказать Саше чистоговорки. Чтобы мальчик их лучше запомнил, повторяй, пожалуйста, чистоговорки за мной.
Ша - са - ша – Маша моет малыша.
Су - шу - су – большой шарик я несу.
Аш - ас - аш – под сосной стоит шалаш.
Ош - ос - ош – до чего же день хорош.
Молодец, ты очень старался! Какие звуки ты помогал Саше различать? Каким играм мы научили мальчика? Саша очень благодарен тебе за помощь и дарит тебе раскраску.