Людмила Воробьева
Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи с применением обучающих приемов в старшем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 23 «Улыбка» г. Феодосии Республики Крым»
Конспект комплексной НОД
по формированию лексико-грамматических категорий
«Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи с
применением обучающих приемов в старшем возрасте»
(старшая группа компенсирующей направленности с ЗПР)
Публикация «Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи с применением обучающих приемов в старшем возрасте» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Разработала:
учитель-логопед
Воробьева Людмила Владимировна
г. Феодосия
2016 г.
Цели: развитие основных познавательных процессов-зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.
Формирование лексико-грамматических категорий : словообразование-
а) родственных слов от слова заяц;
б) относительных прилагательных (стеклянный, деревянная, кирпичный);
в) согласование прилагательных, числительных с существительными в роде, числе и падеже;
г) образование единственного и множественного числа имен существительных, окончания слов во множественном числе.
Словоизменение: (зеленая, зеленый, зеленое, зеленые, образование антонимов (вверху – внизу, длинная – короткая и т. д., использование местоимений: я, ты, мы, он, она.
Умение грамматически верно оформлять предложения, употребляя в речи союз потому что, предлоги «на», «в», «за».
Совершенствование навыков связной речи (мелодико-интонационная сторона речи, темп, ритм речи, речевое дыхание). Развитие диалогической речи – самостоятельные ответы детей на вопросы.
Развивать мелкую моторику пальцев рук (массаж пальцев рук, самомассаж ладоней).
Активизация словаря по темам: «Птицы», «Дикие животные». Актуализация словаря: глобус, каменный, красна.
Оборудование: картинки - дятел, сорока, скворец, ласточка, заяц; картинки к игре «Кого везем в зоопарк?», логопедические щетки для каждого ребенка «Ежик»; картинки: кирпичный дом, каменный дом; игрушки: матрешки, пирамидка; картинки к игре «Что бывает зеленым?» (крокодил, кубик, лягушка и т. д.); «цветочки» – для дыхания, листики с изображением солнца и его лучей на каждого ребенка, апельсин.
Ход НОД
Орг. момент. Дети с логопедом на ковре, в кругу. Считалка: «Раз, два, три, четыре, пять начинаем мы играть!» Детям предлагается игра «Надувайся пузырь…», в ходе игры дети сравнивают круг: «На что похож круг?» (На помидор, на апельсин, на глобус и т. д.). Цель: использование в речи предлогов. Проводится игра: «Вот у нас игра какая! Хлоп, ладошка, хлоп другая. Вверх ладошки: хлоп – хлоп.» Цель: речь с движением пальцев рук, понятия - вверх, вниз, влево, вправо, за спиной, перед собой.
Проводится упражнение «Греем руки» (вдох носом, на выдохе долго, тихо произносим: [х-х-х]; а затем кратко, громко произносим: [х-х-х].
Сели за парты. Проводится игра «Скажи наоборот» (высокий-низкий, толстый-худой, вверху-внизу, направо-налево и т. д.) Цель: использование в речи антонимов.
Упражнения для активизации щек : «Толстячок», «Худышка».
Игра «Четвертый лишний». Цель: обобщение, исключение. Детям предлагаются картинки: дятел, сорока, скворец, ласточка, логопед выясняет с детьми, что это птицы; дятел, сорока, скворец, заяц, логопед выясняет с детьми, что лишний - заяц, потому что заяц – это дикое животное, а дятел, сорока, скворец – это птицы.
Проводится артикуляционное упражнение «Дятел»; цель: активизация кончика языка за верхними зубами, стучим твердо: [д-д-д]. Выясняется, что дятел дерево не калечит, а лечит.
Образование родственных слов от слова заяц: зайчик, зайчонок, зайчишка и т. д. Цель: словообразование существительных.
Игра «Кого везем в зоопарк?», в ходе игры : автоматизация твердого звука [р] в игре «Заведи мотор», использование местоимения «я», выяснение назначения слова зоопарк. Логопед предлагает детям из двух частей собрать картинку и сказать, кого ребенок везёт в зоопарк, например : «Я везу лису», «Я везу ежа»… Цель: окончание существительных в родительном падеже.
Логопед спрашивает у детей: «Какой ёжик? (Колючий). Проводится массаж ладоней с помощью логопедической щетки: «Гладь мою ладошку ёж, ты колючий, ну и что ж! Я хочу тебя погладить. Я хочу с тобой поладить!» Выясняется назначение слова поладить - значит, дружить.
Логопед: «Как называется наш детский сад? («Улыбка». Это дом для детей и взрослых, где дружат). Проводится упражнение «Подари улыбку другу».
На ковре логопед предлагает построить дом из кирпичей с помощью рук, проводится игра: «Строим быстро, строим споро, без цемента и раствора, дом растёт всё выше, выше, есть карниз, труба и крыша».
Рассматривание предметных картинок. Цель: использование в речи предлога «в». Вопросы: дом из кирпичей, какой он? (Кирпичный дом). Мальвина живёт в каком доме? (Мальвина живёт в кирпичном доме). Дом из камней, какой он? (Каменный дом). Нуф-нуф живёт в каком доме? (Нуф-нуф живёт в каменном доме).
Образование относительных прилагательных: матрёшка из дерева какая? (Деревянная матрёшка); стакан из стекла какой? (Стеклянный стакан, пирамидка из пластмассы какая? (Пластмассовая пирамидка). Проводится игра «Посчитай до пяти» : одна матрёшка, две матрёшки и т. д. цель: окончания существительных во множественном числе, согласование числительных с существительными в роде, числе.
Проводится игра «Что бывает зелёным?» Цель: словоизменение - зелёный кубик, зелёный мячик, зелёная лягушка, зелёная трава, зелёное яблоко, зелёные листья и т. д.
Физминутка. Игра на релаксацию с помощью рук и речи «Мы играем на гармошке, громко хлопаем в ладошки, влево можем, вправо можем…» Цель: закрепление понятий: влево, вправо.
Сели за парты. Логопед выясняет у детей, какое сейчас время года? (Сейчас весна). Проводится артикуляционное упражнение «Качели», цель: подъем языка вверх. Пословица: «Весна красна цветами!». Выясняется назначение слова красна (Значит, красива цветами). Предлагается упражнение для пальцев рук «Замок», в результате дети образуют из пальцев рук тюльпан.
Проводится игра «Один-много», цель: на окончание существительных в единственном и множественном числе в именительном и родительном падежах: это тюльпан, а это – тюльпаны, много тюльпанов; это жук, а это – жуки, много жуков ( индивидуальная работа: «песенка жуков» : ж-ж-ж); это комар, а это – комары, много комаров. ( индивидуальная работа: «песенка комарика» : з-з-з.
Предлагается игра на дыхание: «Подуй на цветочки». Обращается внимание на картинку – солнышко, выясняется, какое оно? (Теплое, ласковое, доброе). Проводится массаж пальцев рук «Солнышко лучами гладит нас, ласкает.».
Логопед предлагает детям дорисовать на бумаге листа лучи солнышка.
Сюрпризный момент: апельсин. Проводится игра «Мы делили апельсин, много нас, а он один…». Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук с речью.
На ковре проводится игра «Дай мне руку, друг, что справа…», цель: использование в речи местоимений он, она, ты, мы, я, закрепление понятий: справа, слева.
Итог занятия.