Анна Хорькова
Дидактическая игра как средство развития связной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Дидактическая игра, как средство развития связной речи дошкольников»
Полкова Александра Сергеевна,
Хорькова Анна Васильевна,
воспитатели МБДОУ № 3,
структурное подразделение детский сад "Лучик"
Публикация «Дидактическая игра как средство развития связной речи дошкольников» размещена в разделах
Дошкольное детство - короткий, но важный и сензитивный период становления и развития ребенка. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются такие психические функции как внимание, память, воображение, восприятие и мышление, а также мыслительные процессы - аналитико-синтетический, обобщение, сравнение и классификацию.
В своей работе особое внимание уделяем дидактической игре. Благодаря ее использованию процесс обучения проходит в игровой форме, доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста
Основная цель нашей работы заключается в развитии всех компонентов устной речи детей с помощью дидактической игры.
Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Через систему дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию («Ринг-Динг», «Собери цифры по порядку», «Волшебные мешочки») закрепляем у детей знание цветов, формы, величины предметов
Для формирования грамматического строя речи, словаря, звукопроизношения, развития связной речи используем такие дидактические игры, как «Кто позвал?», «Звуковые дорожки», «Цветные слова», «Он, Она, Оно, Они», «Угадай, чей хвост?» «Какой? Какая? Какое?», «Противоположности».
Ознакомлению с явлениями общественной жизни, с предметным окружением, природой способствуют дидактические игры, способствующие развитию познавательной деятельности («Что кому нужно», «Что сначала, что потом», «Транспорт», «Угадай профессию», «Одень Ваню и Таню», «Найди такой же листок»).
Словесные игры «Это правда или нет?», «Составь описание», «Придумай окончание сказки» формируют у детей умение пересказывать, самостоятельно составлять рассказы по образцу, по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок, из личного опыта; сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки.
Для детей чаще отбираем игры, в которых они учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать. Роль ведущего в играх чаще поручаем кому-либо из участвующих, кто более самостоятельны в выборе дидактических игр, организации обстановки, подборе партнеров по игре. В процессе объяснения правил игры, оценивания ответов и высказываний сверстников дети учатся употреблять в речи сложные предложения, пользоваться прямой и косвенной речью.
Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения общаться со сверстниками.
Любую дидактическую игру можно использовать для всех возрастов усложняя ход игры (например, разрезные картинки для младшего возраста делятся на две части, затем на четыре, и для старшего возраста картинка разрезается по разным направлениям).
Все дидактические игры собраны в речевом центре «Букварик», в котором также есть картотеки чистоговорок, пальчиковых и артикуляционных гимнастик, средства для дыхательной гимнастики.
Таким образом, применяя дидактические игры как средство развития речи, мы пополняем и активизируем словарь, формируем правильное звукопроизношение, развиваем связную речь, умение правильно выражать свои мысли.