Дина Чернова
Консультация для педагогов «Дидактическая игра, как средство развития речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи в дошкольном детстве является процессом многоаспектным. Основными задачами развития речи в детском саду являются:
Воспитание звуковой культуры речи.
Работа по данному разделу включает:
формирование правильного звукопроизношения;
развитие фонематического восприятия;
развитие артикуляционного аппарата;
развитие речевого дыхания;
умение пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.
Публикация «Консультация для педагогов „Дидактическая игра, как средство развития речи дошкольников“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Формирование грамматического строя речи :
работа над морфологией, т. е. дети должны уметь изменять слова по родам, числам, падежам (один грибок – много грибков, одна груша – много груш, один карандаш – много карандашей и т. д.);
словообразование, т. е. создание нового слова на базе другого однокоренного слова с помощью окончаний, приставок, суффиксов (снег – снежинка – подснежник – снеговик); соединение основ (сок выжимает - соковыжималка, мясо рубит – мясорубка); названия детёнышей животных; названия профессий (рыба – рыбак, море – моряк); названия предметов посуды (сахар – сахарница, суп – супница);
синтаксис, т. е. построение предложений, сочетаемость и порядок слов в словосочетаниях и предложениях.
Словарная работа:
правильное понимание и употребление слов, обогащение словаря новыми словами, т. е. усвоение детьми ранее неизвестных слов и новых значений уже известных слов;
активизация словаря, т. е. перевод слов из пассивного словаря в активный;
устранение из речи детей нелитературных слов (просторечных, жаргонизмов и т. д.);
Развитие связной речи :
овладение ребё нком следующими типами связных высказываний: описание, повествование, рассуждение;
умение употреблять в связном высказывании точные и образные слова, включать в текст повествования прямую речь и диалоги действующих лиц;
пересказ готового литературного текста без помощи взрослого, передавать диалоги действующих лиц и характеристику персонажей.
Взрослый может помочь овладеть ребёнку умением полноценно общаться, пользоваться в целях общения разными формами и типами высказывания.
Для того, чтобы обучение принесло положительный результат нужно правильно построить процесс обучения, при котором сохраняется самобытность и специфика дошкольного детства, нормальный ход развития детей. Такой процесс предполагает многообразие форм организации занятий и возвращение первоначального значения слову «занятие» - т. е. заниматься с ребёнком чем-то интересным и полезным для него, но не в форме школьного урока. Здесь наиболее приемлема дидактическая игра, как одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, и в то же время – основного вида деятельности дошкольника. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие, они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые правила и действия.
Дидактическая игра может выступать как средство развития речи детей, так как:
Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, может включаться в любое занятие (музыкальное, физкультурное, изодеятельность и др., является одним из занимательных элементов на прогулке.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно, действовать в определённой ситуации, с определёнными предметами, приобретая при этом собственный действенный и чувственный опыт.
Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении положительного эмоционального отношения к заданию.
Дидактические игры, которые используются, как средство речевого развития детей должны основываться на следующих принципах:
Дидактическая игра должна опираться на программный материал.
Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, правила должны быть понятны детям.
Пособия должны быть внешне привлекательными.
Условия игры, количество пособий, используемых в ней должны обеспечить вовлечение всех детей в образовательный процесс.
Требования к дидактическим играм :
Каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей.
В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
Дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.
Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр :
игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д.);
настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото);
словесные игры (без наглядного материала).