Дарья Спиридонова
Педсовет «Современные образовательные технологии как средство развития связной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДСОВЕТ – ДЕЛОВАЯ ИГРА
Слайд2
«Современные образовательные технологии как средство развития связной речи дошкольников».
Дата проведения: 26.02.2019
Цель: активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ и систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.
Задачи:
Публикация «Педсовет „Современные образовательные технологии как средство развития связной речи дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития связной речи у детей;
2) развивать умения проектировать, конструировать процессы развития речи дошкольников;
3) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;
4) контролировать соблюдение педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.
Подготовка.
1. Аналитическая справка по результатам методической недели.
2. Коллективные просмотры деятельности педагогов по речевому развитию по выявлению форм и методических приёмов, направленных на речевое развитие ребёнка.
3. Смотр-конкурс речевых уголков.
4. Подготовка грамот за «Лучший речевой уголок»
5. Деловая игра.
6. Разработка проекта решения педагогического совета.
Повестка дня
1. Выполнение решения предыдущего педагогического совета.
Ответственный: Заведующий
2. Итоги тематического контроля по выявлению форм и методических приёмов, направленных на речевое развитие ребенка.
Ответственный: Заведующий
3. Вручение грамот за смотр –конкурс «лучший речевой уголок».
Ответственный: Заведующий
4. «Современные образовательные технологии как средство развития связной речи дошкольников».
Ответственный: Старший воспитатель
5. Сообщение: «Методы образовательных технологий в развитии речи» (Наглядное моделирование, синквейн, мнгемотаблицы, коллаж).
Ответственный: воспитатель.
5. Деловая игра.
Ответственный: Старший воспитатель
6. Решение педсовета
Ответственный: Старший воспитатель
Ход педсовета.
Теоретическая часть.
Слайд 3
Цель:
• Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.
• Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.
Слайд 4
Актуальность проблемы речевого развития
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Родители также должны понимать значимость своей функции в общении с ребенком. Общение матери и ребенка должно начинаться с рождения, а еще лучше до его появления на свет. В странах Африки до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней, потому что комфортное для ребенка пребывание рядом с матерью способствует его успешному развитию.
Слайд 5
Условия успешного речевого развития.
1. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:
- воспитатели побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;
- воспитатели побуждают детей к речевому общению между собой.
2. воспитатели задают детям образцы правильной литературной речи:
- речь воспитатели четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;
- в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
3. воспитатели обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:
- следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);
- наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.
4. воспитатели обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:
- воспитатели обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;
- помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;
- обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);
- знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.
5. воспитатели создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:
- учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;
- учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.
6. воспитатели развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:
- поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;
- организуют диалоги между детьми и со взрослыми.
7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
8. воспитатели создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:
- стимулируют детей комментировать свою речь;
- упражняют в умении планировать свою деятельность.
9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.
10. воспитатели поощряют детское словотворчество.
Слайд 6
В процессе тематического контроля были выявлены разнообразные формы работы педагогического коллектива и методические приёмы, направленные на речевое развитие детей:
Наглядный:
-непосредственное наблюдение;
-опосредованное наблюдение
Словесный:
-чтение;
-рассказывание;
- заучивание стихотворений;
-пересказ;
-беседы
Практический:
-дидактические игры и упражнения;
-драматизация;
-инсценировка;
-хороводные игры и т. д.
Обучение по образцу:
-составление предложений;
-составление текстов;
- выразительное чтение;
-пересказ
Слайд 7
В младшем и среднем дошкольном возрасте эти задачи направлены на:
1. Обучение детей при описании предмета (в ходе игр «Узнай по описанию», «Угадай игрушку», «Скажи какой», «Выполни команду») видеть и называть его характерные признаки, качества, действия. Эффективны игры – соревнования, предложенные ещё Е. И. Тихеевой. Одна из них – «Кто больше увидит и скажет про медвежонка (куклу?». Сначала подбираются яркие игрушки, значительно отличающиеся по внешним признакам, затем используются предметы (овощи, фрукты, одежда, при описании которых следует знать об их свойствах.
2. Формирование представления о последовательности действий персонажей путем раскладывания соответствующих картинок, с помощью упражнений, активизирующих глагольную лексику («Кто что умеет делать?», «Скажи, что сначала, что потом?», и лексических упражнений («Скажи по – другому»).
В старшем дошкольном возрасте решение речевых задач заключается в использовании речевых логических упражнений:
1. Составление предложений с многозначными словами.
2. Составление предложений со словами синонимического ряда (большой, огромный, громадный).
3. Подбор синонимов.
4. Подбор антонимов.
5. Речевые ситуации, например: «Небо затянуло тучами, дует холодный ветер, идёт дождь».
Какими ещё словами можно сказать об осени? Какая она? (пасмурная, дождливая, хмурая, прохладная, тоскливая).
Затем даётся противоположное описание осени. «А если осенью светит солнце, небо прозрачное, погода ещё теплая, как можно сказать про осень? Какая она?» (золотая, солнечная, теплая, ласковая).
6. Оценка словосочетаний и высказываний по смыслу («Можно ли так сказать?», например: легкий чемодан, тяжелый чемодан, трудный чемодан (задача).
7. Придумывание небольших рассказов с использованием слов, близких или противоположных по смыслу.
Следует отметить недостаточность планирования индивидуальной работы с детьми по развитию речи. На это следует обратить внимание воспитателям вторых младших, средних, старших и подготовительных групп. Индивидуальную работу следует проводить в утренние и вечерние часы, в игровой форме, в обстановке естественного общения. Цель – развивать речевые способности каждого ребенка.
Слайд 8
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.
Поэтому педагоги применяют как традиционные, так и современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников. К современным образовательным технологиям относятся здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, метод наглядного моделирования.
Слайд 9
Наглядное моделирование - это опорные картинки, это различные схемы, мнемотаблицы, карточки - символы, реальные предметы и т. д.
Слайд 10
Метод наглядного моделирования –это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. В основе этого метода лежит принцип аналогии. Он может быть использован при выработке рабочей гипотезы, при протекании учебно-воспитательного процесса или его фрагментов. При помощи «моделей-гипотез» раскрываются связи между элементами учебно-воспитательного процесса, создаются рекомендации по совершенствованию последнего.
Слайд 11
Дидактические игры с наборами моделей учат дошкольников раскрывать обобщённое содержание элементов модели, наполняя его конкретными образами. Дети упражняются в умении подбирать образные слова для характеристики объекта и его действий, объяснять связь предметной картинки с элементами модели. Замещение - это использование при решении разнообразных умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов.
Слайд 12
Абстрактные символы – это замещение слов, стоящих в начале каждой части повествования и рассуждения. Сначала модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир самостоятельного составления рассказа.
Слайд 13
К методам наглядного моделирования относится мнемотехника - (греч.) – «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как: развитие связной речи; преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации); развитие мелкой моторики рук;
Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.
Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Слайд 14
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:
Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами,
Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями,
Глухов В. П. – блоками-квадратами,
Большева Т. В. – коллажем,
Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Слайд 15
Мнемотехника может быть использована в виде мнемоквадратов, мнемотаблиц, мнемодорожек.
Слайд 16
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
• развитие основных психических процессов - памяти,
внимания, образного мышления;
• перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;
• развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Слайд 17
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, ёлочка- зелёная. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
Слайд 18
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Пример мнемотаблицы
Попробуйте узнать, что за стихотворение закодировано на слайде.
Мой мишка
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки,
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить.
(З. Александрова)
Слайд 19
Методика формирования умений и навыков связной речи В. К. Воробьевой включает в себя разделы: Формирование ориентировочных умений по выделению существенных признаков рассказа. Знакомство с правилами строения рассказа (правило смысловой связи предложения; правило лексико-синтаксической связи предложения). Закрепление усвоенных правил в самостоятельной речи детей. Используется слуховая, зрительная, ассоциативная память. Из текста выбираются предметы, они становятся ориентирами рассказа. Составляется предметно-графическая схема или план. Стрелки обозначают действия.
Слайд 20
Пересказ составляется с опорой на данный предметно-графический план.
Слайд 21
По Т. А. Ткаченко процесс формирования и развития связной речи используется с применением наглядности и моделирования плана высказывания. Разделен на несколько этапов: воспроизведение рассказа, составление рассказа по следам, продемонстированного действия, пересказ текста с использованием магнитной доски, пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин, составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин, пересказ текста с наглядной опорой на одну сюжетную картину, составление рассказа по одной сюжетной картине.
Слайд 22
Методика коллаж по Т. В. Большевой – Берется лист картона (плотная бумага или фланелеграф, на который наклеиваются, накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Данное пособие используется на всех видах занятий. С их помощью у ребенка формируются экологические представления, расширяется словарный запас; развиваются связная речь, зрительная память и логическое мышление.
Слайд 23
Главная задача коллажа - соединить все картинки, буквы, цифры между собой. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания.
Слайд 24
Еще одной новой образовательной технологией в обучении речи дошкольников является Синквейн.
Слайд 25
Синквейн - нерифмованное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам:
1 строка тема - называется одним словом (существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет.
2 строка - это описание темы - в двух словах, (прилагательные или причастия, они дают описание признаков и свойств предмета или объекта.
3 строка – это действия - в трёх словах (глагол или деепричастие) описывающее характерные действия объекта.
4 строка – это предложение из четырёх слов выражающая личное отношение к описываемому предмету или объекту
5 строка - это одно слово - характеризующее суть предмета или объекта, которое выражает настроение.
Слайд 26
Эффективность Синквейна в том, что его могут составить все. В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности, это игровой прием. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации; помогает пополнить словарный запас; учит краткому пересказу: помогает развить речь и мышление.
Слайд 27
Алгоритм составления синквейна:
Предмет (тема) – одно слово-существительное.
Два прилагательных по теме.
Три глагола по теме.
Предложение по теме.
Ассоциация по теме: одно слово-предмет.
Слайд 28
Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
- Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
- Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
- Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
Слайд 29, 30,31
Примеры синквейна.
Таким образом, развитие речи – главный показатель умственного развития ребёнка. Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики.
Основные задачи развития речи - это воспитание орфоэпической культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развёрнутого высказывания - решаются на каждом возрастном этапе. От возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обучения. Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так и в партнёрской и самостоятельной деятельности.
Слайд 32 Деловая игра.
Сейчас, я вам предлагаю поиграть в деловую игру (педагоги делятся на 2 команды)
Слайд 33
Задание:
Разминка. Блиц-опрос.
1 команда 2 команда
Назовите формы речи.
(диалогическая и монологическая)
Какие умения развиваются в диалоге. (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
Какие формы работы используют при обучении детей связной речи (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание). Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией (диалог)
Речь одного собеседника, обращенная к слушателям (монолог). С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
Слайд 34.
Задание: Переведите пословицы на русский язык.
Сын леопарда - тоже леопард (Африка). /яблоко от яблони недалеко падает/
Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) /шила в мешке не утаишь/
Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) /В тихом омуте черти водятся/
Молчаливый рот - золотой рот (Германия) /Слова - серебро, а молчание - золото/
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) /Язык до Киева доведет/
Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция) /Обжегшись на молоке, дует на воду/
Слайд 35 Задание: каждое слово замените противоположным и получите название сказок.
Пес без шапки - Кот в сапогах
Красные усы – Синяя борода
Красивый цыпленок – Гадкий утенок
Серебряная курочка – Золотой петушок
Черная туфелька – Красная шапочка
Бодрое чудовище – Спящая красавица
Слайд 36 Задание: "Прилагательные ассоциации"
Интерес - Убеждение -
Библиотека Музей
Страна - Пример -
Собака Приказ
Жизнь - Воспитание -
Физика - Принцип
Город - Группа
Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное ведущим (старший воспитатель, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только прилагательные. К примеру: стол - круглый; пруд - большой.
Задание для 1 команды. Задание для 2 команды
Список - Критика -
Звезда - Книга -
Кругозор - Закон -
Лекция - Счастье
Дом - Пища -
Воззвание - Дефицит -
Действие Шрифт -
Слайд 37
Развитие фонематического слуха.
Юмористическая пауза. Упражнение "Шушаника Минична"
Глориоза Провна Эннафа Варсонофьевна
Вивиана Ионична Маркелина Ермилинична
Феосения Патрикеивна Геновефа Иркнеевна
Беата Нифонтовна Домитилла Ювенальевна
Антигона Маевна Препидигна Аристидовна
Вестита Евменьевна Ермиония Питиримовна
Нунехия Амфиохъевна Вевея Вуколовна
Геласия Доримедонтовна Иовилла Иеронимовна
Агафоклия Наркисовна Кетевань Варнавична
Рипсимия Флегонтовна Фессалоникия Якубовна
Слайд 38
Задание: Развитие выразительной речи воспитателя
Командам дается задание: произнесите слово "МОЛОДЕЦ!" :
1 команда 2 команда
громко нежно
тихо требовательно
Удивленно Иронично
Восторженно таинственно
Слайд 39
Задание: "Подбор антонимов, синонимов"
Из предложенных слов составьте антонимические группы, включив в них слова противоположные по смыслу.
Для 1 команды - подбор антонимов. (Слова противоположные по смыслу)
1. Правдивый. 2. Экспорт. 3. Микро. 4. Авангард. 5. Нерадивый. 6. Эксцентричный. 7. Импорт. 8. Рыхлый. 9. Стремительный. 10. Тощий. 11. Неряшливый. 12. Объективный. 13. Макро. 14. Старательный. 15. Плотный. 16. Прозрачный. 17. Арьергард. 18. Упитанный. 19. Опрятный. 20. Субъективный. 21. Медленный. 22. Лживый. 23. Концентричный. 24. Мутный.
Для 2 команды - подбор синонимов (близкие по смыслу слова.)
Из данных слов составьте синонимические группы, включив в них
1. Властелин. 2. Быстрый. 3. Материк. 4. Воля. 5. Портьера. 6. Владыка. 7. Истинный. 8. Свобода. 9. Континент. 10. Властитель. 11. Наготове. 12. Подлинный. 13. Независимость. 14. Занавеска. 15. Повелитель. 16. Штора. 17. Стремительный. 18. Начеку. 19. Настоящий. 20. Гардина. 21. Господин. 22. Действительный. 23. Настороже. 24. Скорый.
Подведение итогов и награждение победителей.
Слайд 40.
Правила для смелых и упорных педагогов
• Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.
• Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью, но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
• Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.
• После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.
• Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.
Слайд 41
Решение педагогического совета №3 от 26.02.2019г.
1. Использовать в практике работы современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников.
Срок: всем воспитателям постоянно.
2. Использовать создание проблемных ситуаций на занятиях и в свободное время, побуждающих к активизации речевой деятельности детей.
Срок: всем воспитателям постоянно.
3. Молодым специалистам изучить опыт работы коллег по развитию связной речи детей и для повышения педагогического мастерства посещать занятия по развитию речи воспитателей – стажистов.
Срок: апрель 2019 года.
4. Периодически пополнять уголки речевого развития.
Срок: всем воспитателям постоянно.