Литченко Евгения Леонидовна
Консультация для воспитателей ДОУ на тему «Сказка как средство развития связной речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Слово сказка известна с 17 века. До этого времени употребляли термин "байка" или "басень", рассказывать. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве из них не осталось никаких сведений. Однако уже в 19 веке появились люди, которые поставили своей целью собрать и систематизировать устное народное творчество.
Ярким собирателем сказок был А. Н. Афанасьев В 1857 - 1862 годы им создаются уже сборники русских народных сказок.
Публикация «Консультация для воспитателей ДОУ на тему „Сказка как средство развития связной речи у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
Сказки есть в каждом доме. В дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов, и дети их очень любят. Из сказок они черпают множество познаний: первое представление о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.
Русская народная сказка - это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность ("сказка ложь, да в ней намёк").
Сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.
Существует несколько классификаций сказок :
-художественные (народные и авторские) сказки
-дидактические (цель дидактической сказки - передать ребёнку некое новое знание,
умение, навык)
-сказки о животных
-сказки о людях (волшебные, новеллистические)
-кумулятивные (многократное повторение одних и тех действий или элементов)
-бытовые сказки (характерной приметой этих сказок становится воспроизведение в них
обыденной жизни)
Строение сказки одинаково во всех типах:
1. Зачин - эта часть сказки всегда обозначает место и время действия и знакомит с некоторыми героями, зачину иногда предшествует присказка, обычно шутливая, она украшает сказку.
2. Основное повествование - развитие сюжета
3. Концовка - любая сказка имеет счастливый конец
Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, в том числе и в работе над связной речью.
Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.
Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников - это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребёнка и приобретение им учебных знаний.
Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно - следственные взаимосвязи, делать выводы.
Работая со сказкой в области развития связной речи преследуются такие цели, как:
-создание коммуникативной направленности речевых высказываний;
-совершенствование лексико - грамматических средств языка, звуковой стороны речи;
-развитие диалогической и монологической речи;
-приобщение детей к истокам народной культуры
Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму:
-слушаем
-рассказываем
-проживаем
-сочиняем сказку
Перед прочтением сказок проводится пропедевтическая работа, цель которой - организовать внимание детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте.
Предлагаю Вашему вниманию некоторые игры и игровые приёмы и использованием сказок :
1. Определение лишнего слова
Ребёнок должен по принципу системного подхода обобщить и отобрать нужное.
Например: лиса, заяц, избушка, собака, петух - ребёнок определяет лишнее слово - избушка.
2. Шагаем в сказку
Воспитатель предлагает детям, поставить себя на место героя: как бы вы поступили в такой ситуации?
3. Помоги герою найти свою сказку
На столах сюжеты из 2-3 сказок. Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением сказочных героев, и дети к каждому сюжету приносят своего сказочного героя.
4. Сказочные слова
Учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку. Воспитатель предлагает детям вспомнить и сказать все заклинания, которые они знают из сказок, а затем перечислить все слова, с которых начинается сказка.
5. Хорошо - Плохо
Формировать у детей умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации.
Например (мышка прибежала вытянуть репку. Это хорошо? Почему (Мышка помогла помогла вытянуть репку. Это плохо? Почему? А кошка могла съесть мышку)
Сказка для ребёнка - это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка,истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.
В заключении хотелось бы сказать : читайте и анализируйте с детьми сказки, применяйте методы и приёмы в работе со сказкой, тем самым Вы поможете ребёнку осознать, что добро побеждает зло, научите преодолевать трудности, воспитаете любовь к книге и чтению.