Татьяна Мяченкова
Метод глобального чтения
▼ Скачать + Заказать документы
Дети в нашей группе стали проявлять интерес к изучению букв и самостоятельному чтению, когда один из воспитанников научился читать. Я вспомнила об одном интересном методе обучения чтению.
Впервые глобальный метод начал использовать американский нейрофизиолог Гленн Доман.
Суть глобального метода обучения чтению заключается в том,
что ребенок на протяжении длительного времени регулярно
воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова,
словосочетания, короткие предложения. Одновременное восприятие
информации в нескольких модальностях (зрительно, на слух,
тактильно) регулярно в течение длительного времени помогает мозгу
сформировать определённые нейронные связи и механизмы, в
результате которых ребёнком самостоятельно, "в удобное для него
время", самостоятельно выводится технология чтения любых слов и
текстов.
Глобальный метод обучения чтению является наиболее
физиологичным для обучения маленьких детей, так как строится по
тем же законам, что и обучение устной речи.
Как известно, левое полушарие обладает аналитическими,
логическими функциями, а правое полушарие - синтетическими,
"глобальными". Если образно упростить эту мысль, то можно сказать,
что левое полушарие "видит" отдельные деревья, а правое полушарие
- воспринимает лес. У детей в период созревания мозга - а это вплоть
до 7-9 лет - правое полушарие мозга играет ведущую роль. Именно
благодаря своей "правополушарности" дети воспринимают любую
информацию глобально, целиком, как на фотоснимке. Эта особенность
детского восприятия должна являться основой любого обучения -
только в этом случае обучение маленького ребёнка может считаться
физиологически оправданным и безопасным.
Условно работу по данному методу можно разделить на несколько
этапов:
1. Подготовительный – знакомство с картинками. Этот этап
подойдёт детям младшего возраста, которые в силу своих
особенностей не умеют взаимодействовать с картинками, не
проявляют интерес к изображению, низко функциональны ко
всем видам коммуникации;
2. Различение изображений – на этом этапе ребёнок учится
находить связь слова с изображением, развивается понимание
речи. По инструкции взрослого, малыш находит требуемую
картинку из двух, трёх предложенных;
3. Сопоставление и сличение изображений – важнейший этап, на
котором ребёнок учится зрительно сопоставлять одинаковые
картинки и впоследствии слова (одинаковые графические
символы);
4. Самостоятельные номинации – звукоподражания, жетсы, слова,
аморфные слова-корни;
5. Индивидуальный альбом ребёнка – дальнейшая работа по
глобальному чтению слов (существительных, прилагательных,
глаголов, фраз, текстов переносится в индивидуальный альбом,
где учитывается ближайший круг интересов ребенка.
Этот метод используется нами в работе, дает
положительные результаты. Он улучшает понимание речи, так как
формирует связь предмета со словом. Развивает импрессивную речь.
Увеличивает пассивный словарь. В некоторых случаях стимулирует
развитие экспрессивной речи.