татьяна пестерникова
Ознакомление детей дошкольного возраста с государственными символами
▼ Скачать + Заказать документы
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость
за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Во всех ее элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы. В группах должны быть созданы патриотические уголки, где представлена Государственная символика. Необходимо включить государственные символы в пространственную образовательную среду как детского сада в целом, так и в отдельном групповом пространстве. Их можно разместить в отдельном месте в каждой группе или в общем пространстве – например, в холле детского сада. Так воспитанники смогут привыкнуть к новым объектам, и у них возникнет интерес к их назначению. Патриотическое воспитание дошкольников и работа по ознакомлению с государственной символикой как его часть — это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к Родине. И эта работа даст большой эффект, если будет опираться на организацию доступной возрасту детей деятельности. Реализовать эту задачу можно посредством организации бесед, рассматривания иллюстраций, игр-бесед, которые можно проводить дифференцированно в утренние и вечерние часы; дидактических игр, которые лучше проводить в индивидуальной форме; игр-путешествий, экскурсий, а также различных досуговых мероприятий и чтения художественной литературы. В процессе беседы с детьми целесообразно использовать дидактические материалы, например, рисунки и фотографии денежных знаков, транспортных средств, имеющих изображения государственных символов. Прежде чем начать работу по ознакомлению детей с государственными символами, следует выявить имеющиеся у дошкольников представления о гербе, флаге и гимне России. Ребенок на пороге школы должен узнавать герб, флаг и мелодию гимна России.
Целесообразно сначала познакомить детей с Государственным флагом России. При знакомстве с флагом России ребенку необходимо уяснить лишь цвет его полос и их взаимное расположение, понять значение флага страны. Белая полоса - символ чистоты, мира, благородства и открытости - означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно открыто относится ко всем странам. Синяя полоса - символ веры и верности, постоянства и честности, говорит о том, что Россия против войны. Красная полоса – символизирует отвагу, силу, мужество и кровь, пролитую за Отечество. Всё это означает, что каждый гражданин России готов защищать свободу и честь Родины от врагов.
Затем, следует познакомить детей с Государственным гимном России, который имеет две составляющие текст и музыку. Детям рассказывается о его происхождении. Гимн — это торжественная песня страны, ее граждане встают, когда звучит гимн, слушают его стоя.
Государственная символика имеет единое цветовое решение, поэтому дети совместно с педагогом должны найти отображение трех цветов флага в словах гимна. Далее происходит знакомство с гербом Москвы. Дети слушают легенду о всаднике и драконе, изображенных на гербе Москвы, затем самостоятельно анализируют его цветовое решение, рассматривают форму герба и его основной цвет, выясняют, что они символизируют. Только после этого целесообразно провести занятие – исследование «Герб России».
Такая последовательность при ознакомлении дошкольников с символикой России соответствует одному из основных дидактических принципов - от простого к сложному - и даст хорошие результаты.
Детям рассказывается, что на гербе Российского государства изображен двуглавый орел на красном щите. Орёл символ непобедимости и силы. Двуглавый орёл, сохраняя государство, смотрит и на Запад, и на Восток. Крылья орла подняты вверх и расправлены. Головы увенчаны коронами. В центре над ними большая корона. Корона на голове орла – символ законности, означающий, что страна живёт по законной чести. В правом лапе орла скипетр (золотой жезл, а в левой держава (золотой шар) – символы, означающие силу и могущество единого государства. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Это Георгий Победоносец - защитник Отечества. Под ногами коня - опрокинутый на спину черный дракон. В руке всадника - серебряное копье, которым он поражает дракона.
В этом гербе отразилась постоянная борьба и олицетворение побеждающего добра над злом, готовность народа защищать свою страну от врагов. Детям можно объяснить, что такой птицы не существует в природе, но существует такая версия этого изображения. Люди с глубокой древности изображали двуглавого орла. Может быть, хотели удвоить могущество орла, или видели в нем зоркого стража, изгоняющего нечистую силу и с правой, и с левой стороны. Герб изображен еще на монетах, можно показать детям монеты с изображением герба.
Изучение герба позволяет дать детям представление о нелегкой истории страны, воспитывать чувство гордости за их предков, признательность за их подвиг верность и преданность Родине.
Обязательно следует включить тематические мероприятия в рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы детского сада.
Удобнее всего будет приурочить мероприятия к празднованию памятных дат страны и региона.
Например:12 июня – «День России»;22 августа – день Государственного флага Российской Федерации;30 ноября – день Государственного герба Российской Федерации;12 декабря – «День Конституции»;25 декабря – «День Государственных символов Российской Федерации: флаг, герб, гимн».
Работа, построенная таким образом, позволяет детям, не только понять смысл государственных символов, но значительно расширяет знание о родной стране, воспитывает чувство гордости и уважение к Родине. Воспитывает настоящих патриотов.
Список литературы
1. Захарова О. Н. Знакомство дошкольников с государственной символикой Российской Федерации. – URL: https://sdo-journal.ru/journalpril/zaharova-on-znakomstvo-doshkolnikov-s-gosudarstvennoj-simvolikoj-rossijskoj-federacii.html (дата обращения: 05.08.2022).
2. Как ввести изучение госсимволов в детском саду // Информационный портал resobr.ru. – URL: https://www.resobr.ru/news/62854-kak-vvesti-izuchenie-gossimvolov-v-detskom-sadu (дата обращения: 05.08.2022).
3. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 18 апреля 2022 года № СК-295/06 об использовании государственных символов Российской Федерации. – URL: https://rfartcenter.ru/wp-content/uploads/2022/05/pismo-minprosveshhenija_o-gos.simvolah_18_04_.2022.pdf (дата обращения: 05.08.2022).
4. Ривина Е. К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. – М. : АРКТИ, 2002. – 64 с. ISBN 5-89415-256-9.
5. Храброва О. А. Программа "Государственная и региональная символика и геральдика в системе патриотического воспитания старших дошкольников". – URL: https://urok.1sept.ru/articles/560833 (дата обращения: 05.08.2022).