Бакеева Анжела Маратовна
Д. Б. Эльконин о развитии речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Бакеева Анжела,
Воспитатель
МДОАУ «Детский сад №88»
e-mail: anzhelabakeeva@yandex.ru
Д. Б. ЭЛЬКОНИН О РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
[/b]
Аннотация: В данной статье рассматривается важная тема развития речи у детей дошкольного возраста, с акцентом на труды Д. Б. Эльконина. Также проанализированы методы и подходы, предложенные Элькониным, для стимуляции и развития коммуникативных навыков у детей.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, развитие речи, Д. Б. Эльконин.
Развитие речи у детей дошкольного возраста - очень актуальная тема на сегодняшний день, так как доля дошкольников с различными нарушениями речи по-прежнему очень высока.
Овладение родным языком - одна из важнейших способностей, которую ребенок приобретает в дошкольном возрасте. В современном дошкольном образовании язык рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей и закреплен законодательно. Обратившись к ФОП ДО мы выделили, что решение задач воспитания и обучения направлено на приобщение детей к ценностям «Культура», «Красота» (п. 20.8): владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы культурного поведения; воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке) [1].
Речевое развитие детей определяется как развитие навыков понимания и использования языка, включая фонематическое восприятие, звуковой анализ, словарный запас, грамматические категории, коммуникативные навыки, последовательную беглость и беглость речи.
Ряд отечественных и зарубежных ученых внесли свой вклад в разработку методологических и теоретических основ изучения речевого развития дошкольников. Одним из них был советский психолог, автор оригинального направления детской и педагогической психологии Д. Б. Эльконин (1904-1984).
Д. Б. Эльконин придавал большое значение языковому развитию детей дошкольного возраста, и его идеи по этому вопросу были изложены в кратком очерке «Развитие речи в дошкольном возрасте», опубликованном в 1958 году. Эта работа была посвящена анализу и систематизации исследований отечественных психологов по развитию речи детей; на основе обобщения объективных данных Дмитрий Борисович показал, что развитие речи детей дошкольного возраста непосредственно связано с их общением с другими людьми.
Говоря о развитии форм и функций речи, Эльконин подчеркивает, что их дифференциация в дошкольном возрасте приводит к изменению образа жизни ребенка, возникновению новых отношений со взрослыми и появлению новых видов деятельности. Таким образом, речь детей в раннем детстве напрямую связана с практической деятельностью и наглядными ситуациями. В связи с этим речь в этот период ситуативно-вариативна и носит преимущественно интерактивный характер.
Переход к дошкольному возрасту, по Д. Б. Эльконину, сопровождается возникновением новых отношений со взрослым и новых видов деятельности, а также появлением такой формы как речь-сообщение, представленной в виде монолога рассказа обо всем том, что происходит в жизни и деятельности ребенка.
По мнению Эльконина, потребность в новом общении приводит к интенсивному усвоению языка, словарного запаса, грамматических строя. При этом степень связности речи ребенка определяется его задачей, контекстом, в котором происходит общение, и содержанием.
Д. Б. Эльконин критикует ошибочный взгляд на развитие речи детей в младенчестве, основанный на фактических обобщениях. Например, он не согласен с утверждением С. Л. Рубинштейна о том, что развитие связной речи происходит преимущественно в школьном возрасте. Д. Б. Эльконин указывает, что Рубинштейн недооценивает роль разговорно-бытовой речи в развитии связной речи, хотя разговорно-бытовая речь содержит широкие возможности для формирования у дошкольников связной речи, которая не состоит из отдельных изолированных [2, с. 14].
Даниил Борисович не обходит вниманием и работы Ж. Пиаже о развитии речевых функций детей. Пиаже различает социализированную речь, выполняющую коммуникативную функцию, и эгоцентрическую речь, не имеющую коммуникативной функции. В этом случае, по мнению Пиаже, эгоцентрическая речь доминирует в раннем возрасте и постепенно заменяется социализированной речью. Это изменение происходит в результате адаптации ребенка к социализированной речи взрослого. И все же, Д. Б. Эльконин, считая общую точку зрения Пиаже совершенно неприемлемой, соглашается с тем, что наблюдения зарубежных психологов, подтвердивших существование речевых форм, не выполняющих коммуникативной функции, несомненно, интересны Он заявляет.
Эльконин утверждает, что эгоцентрическая речь имеет социальное происхождение и направленность и поэтому возникает на определенном этапе развития ребенка, т. е. когда у него уже возникает потребность в самостоятельной деятельности при склонности к сотрудничеству со взрослыми.
Ученый рассматривает вопрос о развитии форм и функций речи и утверждает, что именно в дошкольном возрасте можно сознательно направлять их развитие и дифференциацию.
Помимо изучения вопросов, связанных с развитием речевых функций и речевых форм, Даниил Борисович рассматривает вопрос о том, как дети овладевают грамматическими структурами и речевым набором родного языка.
Даниил Борисович отмечает, что ранние диалогические формы детской речи в своем сущностном контексте неразрывно связаны с деятельностью взрослых: «На основе диалогической речи происходит активное овладение грамматическим строем родного языка» [3, с. 368].
Анализируя этапы овладения ребенком грамматическим строем родного языка (по А. Н. Гвоздеву, он отмечал, что речь ребенка приобретает связный характер в рамках диалогической формы и способна выражать многие отношения [2, с. 369].
Эльконин считает, что употребление союзов является показателем развития связной речи. В то же время, по мнению Даниила Борисовича, основой формирования детской речи является усвоение дошкольником звукового строя речи. Выдающийся психолог подчеркивает, что развитие связной речи у детей и овладение тесно связанными грамматическими структурами невозможны без овладения звуковым строем речи. При этом он подчеркивает, что «овладение звуковой стороной языка включает два взаимосвязанных процесса: формирование у ребенка восприятия звуков языка, или как его называют, фонематического слуха, и формирование произнесения звуков речи» [3, с. 374].
Д. Б. Эльконин подчеркивает необходимость организации развития ориентации ребенка на звуковой строй языка, познания ребенком языковой действительности. Необходимо поддерживать ориентацию ребенка на фонетическую форму слова и организовывать работу по ее развитию. Ребенок, обретающий «языковое чутье» в младшем дошкольном возрасте, не должен утратить этот особый языковой «талант» к школьному возрасту. В книге обращается внимание педагогов на разнообразные игровые упражнения по работе со словом, опирающиеся на ориентировочно-поисковый рефлекс, направленные на углубление ориентировки ребенка на звуки слова. Эльконин также считает, что важность таких упражнений заключается в том, что они выделяют изменения в форме фонем и позволяют ребенку развивать понимание языковой реальности, следя за этими изменениями.
Д. Б. Эльконин тесно связывал развитие грамматического строя речи дошкольников с овладением звуковым строем языка и проблемой обучения грамоте в детском саду. При этом он отмечал, что возможность обучения дошкольников чтению и грамоте по хорошо разработанной методике не вызывает сомнений, но определение целесообразного содержания и организации этой деятельности в детском саду требует интенсивной разработки теоретических и практических основ овладения языком детьми дошкольного возраста.
Таким образом, на основе вышесказанного стоит сказать, что Даниил Борисович внес огромный вклад в понимание процесса развития речи у детей дошкольного возраста и предложил конкретные методики и средства для его поддержки и развития, которые до сих пор используются в дошкольных образовательных учреждениях.
Список литературы:
1. Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 N 71847)
2. Эльконин Д Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М. : 1958.
3. Эльконин Д. Б. Развитие речи в раннем возрасте II Избранные психологические труды. - М. : Педагогика, 1989