Наталья Горобцова
Перспективный план «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста:
Сентябрь.
1. Тема: «Что, как, почему?»
Задачи: Уточнить представление детей о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Познакомить с понятием «наука» (познание, «гипотеза» (предположение).
Материал: Игрушка - дед Знай, баночка с водой, бумажные полотенца, стакан с водой, в которую добавлены чернила; духи и ванилин, яблоко, барабан, металлофон, мяч.
2. Тема: «Экскурсия в детскую лабораторию»
Публикация «Перспективный план „Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Задачи: Рассказать детям о способе познания мира - эксперименте (опыте, о назначении детской лаборатории. Расширять представления детей о культуре поведения в детской лаборатории.
Материал: предметы собранные в лаборатории группы для эксперементальной деятельности.
Октябрь:
1. Тема: «Нюхаем, пробуем, трогаем!»
Задачи: Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении.
Материал: Ширма с тремя круглыми прорезями (для рук и носа); газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, футляры от киндер–сюрпризов с отверстиями; чеснок в футляре, кусочек апельсина, поролон с духами, лимон.
2. Тема: «Волшебные звуки»
Задачи: Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.
Материал: Бубен, стеклянный стакан, газета, деревянная линейка, металлофон.
Ноябрь:
1. Тема: «Что мы знаем о воде?»
Задачи: Выявить свойства воды, подвести к пониманию, что вода прозрачная, без запаха, льется, имеет вес. Показать детям опыт, в котором вода принимает форму сосуда, в которой она налита.
Материал: Две непрозрачные банки (одна с водой, другая нет, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос. Воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, надувной шарик, целлофановый пакет.
2. Тема: «Весёлые мыльные пузыри и подушка из пены»
Задачи: Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пеночку. Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести)
Материал: Жидкое мыло, кусочки мыла. Петля с ручкой, стаканчики, вода, ложки, поднос. На подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть.
Декабрь
1. Тема: «Невидимка-воздух»
Задачи: Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство - невидимость. Развивать представления воспитанников о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.)
Материал: Воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги. Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики.
2. Тема: «Да будет свет!»
Задачи: Показать значение света. Объяснить, что источники света могут быть как природные - солнце, луна, костер, так и искусственные - лампа, фонарик, свеча. Познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.
Январь:
1. Тема: «Замерзшая вода и тающий лед»
Задачи: Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. Определить, что лед тает от тепла, от надавливания, что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.
Материал: Кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга. Тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, разнообразные формочки, веревочки
2. Тема: «Таинственные картинки»
Задачи: Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.
Материал: Цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши.
Февраль:
1. Тема: «Все увидим, все узнаем»
Задачи: Познакомить детей с прибором помощником – лупой и её назначением.
Материал: Лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки, мелкие камешки и прочие для рассматривания, цветные карандаши.
2. Тема: «Замки из песка»
Задачи: Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого - можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.
Материал: Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.
Март:
1. Тема: «Тяжелый или легкий?»
Задачи: Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.
Материал: Предметы одинаковой формы и размера из разных материалов: дерева, металла, поролона, пластмассы; емкость с водой; с песком, шарики из разного материала.
2. Тема: «Ловись, рыбка, и мала, и велика»
Задачи: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
Материал: Игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочий лист.
Апрель:
1. Тема: «Солнечные зайчики»
Задачи: Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом)
Материал: Зеркала разных размеров.
2. Тема: «Было и исчезло?»
Задачи: Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных предметов.
Материал: Мука, сахарный песок, речной песок, стиральный порошок, стаканы с чистой водой.
Май:
1. Тема: «Солнце дарит нам тепло»
Задачи: Развить у детей представление о том, что Солнце является источником тепла и света; показать степень ее поглощения разными предметами и материалами
Материал: Набор предметов, изготовленных из разных материалов: из бумаги, пластмассы, дерева, металла
2. Диагностирование детей.
Литература
1. Н. А. Рыжова «Воздух – невидимка»- М. 1998г.
2. А. И. Иванова «Мир животных»- М. 2009г.
3. Г. П. Тугушева., А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» С. П. 2007г.
4. Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет»- Волгоград. 2009г.
5. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» М. 2003г.
6. И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова «Прогулки в детском саду» - М. 2008г.