Наталья Маслова
Консультация для педагогов «Детское экспериментирование, как средство повышения познавательной активности у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов «Детское экспериментирование, как средство повышения познавательной активности у дошкольников».
Расскажи – и Я забуду,
Покажи – и Я запомню,
Дай попробовать - и Я пойму.
Основная задача занятий по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. Ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определённую целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области.
Публикация «Консультация для педагогов „Детское экспериментирование, как средство повышения познавательной активности у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребёнка - учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания - ощущений, восприятия, представлений.
Занятия по ознакомлению с окружающим включают в себя:
> Ознакомление с явлениями живой и неживой природы.
Во время занятий детей знакомят с определённым типом свойств, связей и отношений.
В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живом и неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. Особое внимание обращается на зависимость жизни и деятельности человека от природных условий в постоянно меняющейся среде - дети учатся видеть и понимать реальные причины зависимости.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности : собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.
«Живое» действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, активное участие в процессе занятий при усвоении знаний об окружающем, развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают
предполагать результаты опытов, выстраивая причинно-следственные связи между
предметами и взаимодействиями с ними, тем самым развивают доказательную сторону своей речи.
Реализация идеи экспериментирования опирается на следующие принципы педагогической деятельности педагога :
- Опора на субъектный опыт дошкольника, который используется в качестве одного из источников обучения;
- Актуализация результатов обучения, предполагающая применение на прак-тике приобретённых знаний, умений и навыков;
- Индивидуализация и дифференциация обучения предполагает учёт индиви дуальных особенностей, интересов и возможностей группы в целом, групп и каждого ребёнка в отдельности;
- Системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного соответст-вия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов, а также создание целостности знаний об окружающем мире;
- Организация совместной работы педагога и детей, предполагающая плани рование, реализацию и оценивание процесса и результата обучения;
- Креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможно-стей педагога и детей.
Следует заметить, что фактором успешности при реализации идеи экспериментирования является соблюдение следующих психолого-дидактических условий организации учебного процесса:
> Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ребёнка, включая опыт его предшествующего обучения;
> Изложение знаний педагогом должно быть направленно не только на расширение их объёма, структурирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ребёнка;
> В ходе обучения должно быть постоянное согласование опыта ребёнка с содержанием задаваемых знаний;
> Активное стимулирование ребёнка к деятельности должно обеспечивать ему возможность саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
> Учебный материал должен быть организован так, чтобы ребёнок имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;
> Необходимо обеспечить контроль и оценку не только результата, но и
процесса учения, то есть тех трансформаций, которые осуществляет ребёнок, усваивая учебный материал.
При этом следует отметить, что результативность будет зависеть не столько от педагогических технологий, сколько от личности, профессионализма педагога.
Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться и в занятия.
Организация «лабораторий природы» в дошкольном учреждении.
Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребёнка уже с первых минут его жизни. Однако истинно развивающей средой является та, в которой ребёнок может самостоятельно действовать.
В нынешних типовых проектах дошкольных учреждений не предусмотрены специальные помещения для детской экспериментальной деятельности. Это заложено в проектах будущих детских садов. Поэтому сегодня предлагается иметь «лабораторию природы» в каждой группе детского сада.
В настоящее время во всех детских садах существуют уголки природы, которые являются, наряду с участком детского сада, базой для ознакомления детей с природой. В них дети под руководством воспитателя ухаживают за растениями и животными, ведут календари природы, дневники наблюдений. Каждый ребёнок в ходе этой деятельности приобретает знания и личный, индивидуальный опыт. Источником этих знаний и опыта здесь традиционно выступают: наблюдение, научение взрослым на основе общения (показ, объяснение, совет и пр., элементарная деятельность. Возможность же самостоятельного экспериментирования, когда ребёнок по личному побуждению, а не по предложению воспитателя изучает свойства и отношения материальных объектов, в уголке природы отсутствует. Позиция ребёнка здесь в целом пассивна.
В предлагаемой «лаборатории природы» ребёнок стоит в активной позиции. Действуя самостоятельно, производя пробы поискового и подражательного характера, ребёнок приобретает личный опыт, в основе которого - его активная деятельность. Такой опыт, как показывают исследования Н. Г. Косолаповой, Н. А. Ветлугиной, лучше «работает» на решение практических и познавательных задач деятельности.
Развивающей средой является та, в которой ребёнок может активно действовать. Исходя из этого, можно утверждать, что «лаборатория природы» - это такое место, где ребёнок может заниматься самостоятельной исследовательской деятельностью.
Одна из главных задач «лаборатории» как развивающей среды - научить детей
задавать вопросы и самостоятельно искать и находить на них ответы, не принимать,
а самостоятельно ставить цель и находить решение. Отправной точкой самостоятельной деятельности детей в «лаборатории природы» являются сведения, полученные на занятиях или в совместной деятельности со
взрослым (например, занятие на выявление зависимости плавучести тел от материала, из которого они изготовлены). Эти сведения дети пропускают через самостоятельную опытническую, экспериментальную деятельность в «лаборатории природы».
Организуя обстановку в «лаборатории», воспитатель создаёт не только те же условия опыта, которые были в совместной деятельности, но и расширяет их, вносит дополнительные материалы, предполагающие вариативность исследования.
Опыты в «лаборатории» проводятся только по желанию детей. Воспитатель никого не принуждает. Желающие могут проводить их многократно в течение нескольких дней. Воспитатель уточняет у ребёнка цель опыта, но в ход его не вмешивается. Пусть ребёнок пробует, ошибается, варьирует, но сам приходит к результату. Результаты опытов и выход знаний, полученных в самостоятельной деятельности детей, отражаются в «круговой дискуссии». Дети собираются за круглым столом и рассказывают о том, кто что делал и что у кого получилось, анализируют полученные результаты. Круглый стол - тоже необходимый элемент развивающей среды. Ценность такой организации в том, что разговор идёт «глаза в глаза» («я вижу тебя - ты видишь меня», «я понимаю тебя - ты понимаешь меня»). Роль воспитателя - подготовить ключевые вопросы, запускающие и поддерживающие активность детей. В ходе дискуссии обязательно используются ошибки в опытах, противоречивые суждения. Окончательный вывод формулирует воспитатель.
После дискуссии желающим детям даётся возможность повторить опыт; предусматривается возможность изучения явлений в других условиях. Обычно дети, не проводившие опыт, после дискуссии стремятся тоже попробовать его провести. Часто наблюдается взаимообучение детей - накапливается опыт положительного общения детей, сотрудничества в ситуации интересной деятельности. Так постепенно все дети увлекаются и вовлекаются в исследовательскую деятельность.
Работу в «лаборатории» следует начинать с изучения неживой природы. На первых порах дети не умеют ещё самостоятельно ставить цель опыта, могут забыть её, могут увлечься самим процессом деятельности, поэтому желательно, чтобы результат опыта дети получили быстро. Этому отвечают опыты с неживой природой.
В живой же природе результат опыта обычно значительно отсрочен во времени, поэтому лучше проводить эти опыты, когда дети уже увлечены и приобрели навыки исследовательской деятельности.
Приведём примеры возможной работы в «лаборатории природы».
Младший возраст
В основе работы с младшими детьми - развивающее взаимодействие взрослого и ребёнка.
В младшем возрасте предлагаем начинать работу со 2-ой половине года, когда дети уже получили элементарные знания и навыки работы в уголке природы.
В отведённом для «лаборатории природы» месте на низкую подставку устанавливается большой аквариум с водой или другая ёмкость. Подбираются различные сосуды с узким или широким отверстием, разной формы, небольшие предметы, которые можно опустить в воду, плавающие и тонущие.
Дети, сначала в совместной деятельности с воспитателем, а потом самостоятельно, изучают свойства воды:
- вода льётся; из разных сосудов льё тся по-разному: из широкого - большим потоком, из узкого - тоненькой струйкой, капает;
- вода принимает форму того сосуда, в который налита;
- вода прозрачная, через неё видно, что есть в аквариуме (сравнить с молоком, через которое не видно чайной ложки);
-в воде одни предметы плавают, другие тонут; тонут тяжёлые предметы, лёгкие плавают;
- на морозе вода превращается в лёд; лёд твёрдый, холодный;
- лёд в тепле тает и превращается в воду;
- снег белый, холодный, мягкий; в тепле снег тает и превращается в воду.
Каждое свойство изучается и обсуждается отдельно. Каждая самостоятельная инициатива ребёнка поощряется.
Дети и воспитатель поливают растения, каждый из своей лейки. После поливки воспитатель спрашивает: «Зачем мы поливаем растения?» (Растения живые, они пьют воду, чтобы жить и расти, поэтому мы их поливаем).
Воспитатель и дети обтирают растения тряпочкой. В дальнейшем дети обтирают растения самостоятельно, когда захотят и сколько захотят. По завершении работы воспитатель спрашивает детей: «Зачем мы обтирали растения?» (Растения живые, листиками они дышат. На листиках очень маленькие, почти незаметные дырочки - устьица, с помощью которых растения дышат. Дети дышать через дырочку в носу. Если ребёнок простудился и нос заложен, то дышать трудно.
Растению тоже трудно дышать, если устьица забиты пылью).
Средний возраст
После проведения занятия на выявление зависимости плавучести предметов от материала, из которого они созданы, в «лабораторию природы» вносится разнообразный набор предметов из разных материалов и разного размера. Предметы подбираются в значительно большем количестве и ассортименте
материалов, чем это было на занятии, обязательно предусматривается по нескольку предметов из одного и того же материала.
Около аквариума с водой размещаются ёмкости, куда дети могут раздельно откладывать тонущие и плавающие материалы. Во время «круговой дискуссии» использованные в опыте предметы можно иметь перед глазами. Дети рассказывают, какие предметы плавали, а какие утонули, уточняют, из чего сделаны предметы, которые утонули и которые плавали. Если возникает спорный результат, опыт с этими предметами повторяется. Окончательный вывод формулирует воспитатель. (Плавучесть не зависит от формы и размера предмета, а зависит от материала, из которого он сделан.) После занятия на выяснение растворимости веществ в воде в «лабораторию» вносятся различные растворимые и нерастворимые вещества (соль, сахар, гуашь или другая краска, мука, крупа, камешки, речной песок и др., а также вода, банки, ложечки или палочки для размешивания веществ. В «круговой дискуссии» дети приходят к выводу, что вода является растворителем многих веществ; такие вещества, как соль, сахар и т. д., растворяются в воде. Для выявления свойств песка и глины в «лабораторию» вносятся цветочные горшки с поддонами, подносы, вода и сами исследуемые материалы - песок, глина. После опыта в «круговой дискуссии» дети объясняют, как отличить глину от песка: песок пропускает воду, а глина нет; песок не растворяется в воде, а глина очень медленно растворяется, и вода делается мутной; сухой песок сыплется, а глина сохраняется в комьях; из влажного песка и глины можно лепить, но глина более пластична.
Совместно с воспитателем дети производят опыт на выявление зависимости роста и развития растения от влаги: в две коробочки сажают семена овса, в одной коробочке семена поливают, а в другой нет. Когда семена в первой коробочке взойдут и будет сделан вывод о необходимости влаги для жизни растений, опыт переносится в «лабораторию природы». В «лабораторию» вносятся семена овса, гороха и др., коробочки для посадки семян, почва, вода. После того как дети по желанию посадят семена, воспитатель уточняет, зачем они это сделали, что они хотят выяснить.
Если дети ошибаются и сажают семена в одну коробочку, а не в две для сравнения или в ходе опыта поливают семена в обеих коробочках, воспитатель детей не поправляет. Через несколько дней, когда семена прорастут, дети собираются за круглым столом. Каждый ребёнок может иметь свои коробочки перед собой. Сначала вспоминают цель опыта. Потом рассматривают, кто, как проводил опыт и что у него получилось. Ошибки детей в ходе опыта дают возможность задать дополнительные вопросы, уточнить условия проведения
опыта. В ходе дискуссии воспитатель побуждает детей задавать вопросы о ходе опыта друг другу. В конце воспитатель подытоживает правильные выводы детей. Аналогично проводятся опыты с уже проросшими семенами:
- на выявление значение света для роста и развития растений;
- на выявление влияния тепла на рост и развитие растений.
Старший возраст
В старшем возрасте работа может начинаться с занятий, разработанных И. С. Фрейдкиным.
После проведения занятий на выявления свойств воздуха в «лаборатории природы» дети самостоятельно убеждаются, что воздух легче воды. В аквариум с водой помещается футбольная камера, надутая воздухом. Чтобы её погрузить, нужно приложить значительные усилия, вода выталкивает её наверх; воздух, выпущенный из камеры под водой, тут же в виде пузыря поднимается на поверхность.
Воздух имеет объё м: стакан, перевёрнутый вверх дном и опущенный в воду, остаё тся внутри сухим: сухими остаются салфетка, закреплённая пластилином внутри стакана, и кубик с флажком, накрытый стаканом и опущенный в воду.
Перед опытами в «лаборатории» раскладываются различные предметы, ёмкости, среди которых дети могут выбирать то, что им понадобится для эксперимента.
В старшем возрасте могут повторяться опыты на выявление разного агрегатного состояния воды, проводившиеся ранее.
Вода испаряется; в холодном помещении испаряется медленно; чем сильнее нагревать, тем быстрее она испарится. Для проверки одно блюдечко с водой ставится на стол, другое на батарею, и дети выясняют, где вода быстрее испаряется.
Полые предметы плавают; воздух легче воды, поэтому, заполняя полые предметы, он не даёт им утонуть; если вода проникает в предмет, он утонет.
Для проведения опыта подбираются многочисленные пузырьки и бутылочки с крышками, лодочки. Некоторые бутылочки не должны плотно закрываться, чтобы вода могла проникнуть под пробку. Во время круговой дискуссии дети рассказывают о том, что произошло с бутылочками, выдвигают предположения,
почему некоторые бутылочки утонули. Для проверки предположений можно вернуться ещё раз к опыту. После окончательных выводов детям задаётся вопрос, почему во время шторма корабль может утонуть?
В старшем возрасте к опытам на тему о влиянии влаги, света и тепла на рост и развитие растений добавляется опыт, показывающий значение почвенного питания. Этому предшествует опыт по растворению веществ в воде.
При проведении опыта на выявление растворимости веществ в воде акцент делается на то, что часть почвы, помещённой в воду, растворяется и вода становится мутной. Дети рассматривают и называют твёрдые частички, не растворившиеся в воде (камешки, песок, древесные остатки, части корней и др). Для перепроверки выводов в «лаборатории» подбираются нерастворимые и растворимые материалы (соль, сахар, грифель карандаша, кусочек акварельной краски). После опыта за круглым столом дети задают друг другу вопросы о том, кто что растворял, и что растворилось, а что нет, делают выводы: вода является растворителем, когда она попадает в почву, некоторые вещества растворяются в ней, а другие нет.
Для выяснения значения почвенного питания для роста и развития растений сеются семена в почву и песок. Дети под руководством воспитателя наблюдают за проросшими всходами и делают выводы о том, что всходы, растущие в почве, чувствуют себя лучше, а в песке постепенно чахнут, так как им не хватает питания.
В «лаборатории природы» для самостоятельного опыта детей подготавливаются почва, песок, опилки, стружка пенопласта и др. Дети могут посадить семена куда хотят. Воспитатель уточняет, с какой целью они сажают семена и куда. По окончании опыта за круглым столом дети задают друг другу вопросы о том, кто, во что посадил семена, и показывают, что получилось; обсуждают, аргументируют, доказывают, почему так получилось. При обсуждении результатов вспоминают эксперимент с растворением веществ в воде. Окончательный вывод формулирует воспитатель. (В воде из почвы растворяются вещества, которые являются питательными для растений. Растения корнями всасывают влагу с растворёнными в ней питательными веществами и хорошо растут.)
Организовывая работу в «лаборатории природы», воспитатель поощряет инициативу детей. Их вопросы в повседневной жизни тоже являются источником экспериментирования. Не давая прямых ответов, а создавая проблемную ситуацию, воспитатель помогает детям организовать необходимые условия, чтобы найти решение. В итоге все дети вовлекаются в исследовательскую работу.
Деятельность в «лаборатории природы» сглаживает скованность и заторможенность застенчивых детей. Ситуация интересной деятельности способствует накоплению у таких детей необходимого опыта общения со сверстниками. Робкий ребёнок проявляет здесь свои сильные качества и по- новому раскрывается для окружающих.
В результате деятельности в «лаборатории природы» у детей развивается познавательная активность, самостоятельность мышления, инициативность,
совершенствуется прогнозирующая функция мышления, умение анализировать факты, аргументировать свои суждения и делать выводы.
В детском саду знакомят детей с природой: она, с необычайным разнообразием растений и животных, производит на малышей сильное впечатление. Непосредственное общение с природой даёт ребёнку более яркие представления, чем книги, картинки, рассказы взрослых. Для постоянного общения с растениями и животными в детском саду создаются уголки природы, так что дошкольники имеют возможность длительно наблюдать за его обитателями. На основе знаний и навыков, которые приобретают дети, формируется познавательный интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы (близко к источнику света) украсит групповую комнату. При этом следует разместить все объекты в природном уголке таким образом, чтобы дети могли свободно подходить, наблюдать, ухаживать за животными и растениями в течение всего года.
При подборе обитателей уголка природы для младших групп следует учесть особенности восприятия детьми предметов: малыши, прежде всего, обращают внимание на яркие и самые красивые из них. В уголке природы помещают растения, имеющие ярко выраженные основные части (стебель, листья, растения с крупными листьями (фикус, аспидистра) и красиво, обильно и долго цветущие. Это могут быть герань, фуксия, бальзамин, камелия, бегония вечноцветущая, китайский розан и т. д. Заинтересуют детей и растения с пёстро окрашенными листьями (саукуба, колеус). Из названных видов растений следует на год подбирать 3-4 и иметь в уголке два экземпляра одного вида: дети учатся находить и узнавать одинаковые растения.
В средней группе усложняются знания о растениях. Увеличивается количество растений, которые дети узнают и называют. Следует подобрать комнатные растения, имеющие разную форму и величину листьев. Поэтому, кроме растений для уголка природы младших групп, в средней группе помещают алоэ (с мясистыми листьями, имеющие зазубрины по краям, бегонию - рекс, аспарагус, душистую герань с узорчатыми опущенными листьями и т. д. В этой группе хорошо иметь разные виды растений одного семейства (герань, несколько видов бегоний и
т. д.). Дети учатся находить сходство и различие в растениях. Одновременно в уголке природы может быть до шести - восьми видов растений.
В старшей группе продолжается знакомство с растениями, с особенностями их внешнего строения, с разнообразием листьев, стеблей цветков. Вносятся растения и ампельные (висячие, вьющиеся, имеющие луковицы, клубнелуковицы и т. д. Подбираются растения, цветущие в разное время года, с разными требованиями к свету (светолюбивые, теневыносливые, к влаге (влаголюбивые, засухоустойчивые, способные накапливать воду (суккуленгы). Поэтому желательно к этой группе добавить следующие растения: два - три вида традесканций (полосатая, виргинская, гвианская, комнатный виноград, вьющийся плющ, один - два вида кактусов (красиво, регулярно цветущие листоподобные кактусы, зигокактус); цикламен, примулу, амариллис, кливию и др.
В подготовительной группе дети знакомятся с закономерными изменениями в жизни растений в разные сезоны, с основными этапами вегетативного размножения (стеблевым черенкованием, листовым черенкованием, размножением лукавицами, делением куста). Поэтому отдельных представителей этих групп растений следует иметь в уголке природы (традесканция, фиалка, бегония - реке, сансевьера, амариллис, гемантус, аспидистра, ципирус, аспарагус).
Большой интерес представляют для детей так называемые живородящие растения (камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм, каланхоэ).
В этой группе желательно присутствие нескольких видов растений одного семейства. Можно подобрать бегонию вечноцветущую, бегонию лотосовидную, бегонию крапчатую, бегонию - реке, бегонию - Клеопатра. Рекомендуем иметь растения с разными потребностями в определённых условиях среды. Например, папирус, ципирус, который растёт в очень влажной почве, и кактус, требующий небольшого и редкого полива; узумбарехая фиалка, глоксиния, герань - умеренный полив; примула, традесканция, фуксия - большая потребность во влаге.
Украсят природный уголок букеты цветов, декоративных веток, ярко окрашенных листьев, посадки в небольших ящиках цветочных, злаковых, овощных культур.
Таким образом, правильный подбор живых объектов по возрастным группам сделает природный уголок той развивающей средой, которая способствует экологическому образованию детей дошкольного возраста, формированию практических навыков и умений, воспитывает гуманное отношение к природе.