Наталья Шишкова
Деятельность педагога-психолога в подготовительной группе компенсирующей направленности с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
«Деятельность педагога-психолога
в группе компенсирующей направленности»
К сожалению, в последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка.
Основной принцип организации моей работы в группе компенсирующей направленности — это оказание психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения.
Темочки:
- Группы компенсирующей направленности
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Моя деятельность направлена на развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с речью, формирование универсальных коммуникативных навыков и развитие эмоционально – волевой сферы.
Алгоритм сопровождения педагогом–психологом группы компенсирующей направленности :
Диагностика
В сентябре и в мае я провожу диагностику по психологической готовности детей к обучению в школе. Использую тесты для обследования: тревожности, устойчивости мотивации, определение школьной зрелости, внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, особенности произвольной регуляции психических процессов (тест простых поручений, выявления уровня самооценки.
По итогам диагностики информирую воспитателей, на родительском собрании информирую родителей, предоставляю рекомендации. Подобрала упражнения для развития памяти, внимания, мышления, мелкой моторики рук и объединила их в брошюру. Каждому родителю была предоставлена эта брошюра. Также родители могут узнать, чем и как я занимаюсь с их детьми из моей газеты, которая выходит 1 раз в месяц и расположена на сайте нашего учреждения.
Коррекционно-развивающая работа
По результатам диагностики я планирую коррекционно-развивающую работу.
Для подгрупповых занятий разработала программу по психологической подготовке к обучению в школе для детей с ТНР.
Занятия проходят по подгруппам, 1 раз в неделю, продолжительность 30 минут.
В каждом занятии запланированы игры и упражнения на развитие мелкой моторики, мышления, памяти, внимания, речи, для снятия мышечного и эмоционального напряжения, уровня тревожности (Релаксация).
Использую технологии: игры, элементы тренингов, психогимнастика, гимнастика для глаз, артерапия, сказкотерапия, пальчиковая гимнастика, музыкотерапия, самомассаж, релаксация, ИКТ.
За счет того, что деятельность на занятии постоянно меняется, дети легко проводят данное время и не устают.
В конце года итоговая диагностика. Будет виден результат моей работы.
Также по результатам диагностики у нескольких детей был выявлен высокий уровень тревожности. По устранению данной проблемы была разработана программа «Коррекция страхов и тревожности у дошкольников».
Занятия проходят 1 раз в неделю с подгруппой детей, продолжительностью 30 минут.
Запланировано 10 занятий. После реализации программы будет проведена повторная диагностика.
Использую в программе релаксацию, функциональную музыку, игротерапию, телесную терапию, арт-терапию.
Для планирования индивидуальной работы я опираюсь на заключение ЦПМК, где прописана над чем работать педагогу-психологу. В основном это развитие и активизация когнитивных процессов.
На каждого ребенка разрабатываю индивидуальный маршрут, учитывая результаты диагностики. Смотрю, какие познавательные процессы западают, направляю основной упор (т. е. уделяю больше времени) на данный процесс. У кого очень низкий уровень, уделяю одинаковое количество времени развитию познавательных процессов.
У троих человек в заключении прописано формирование коммуникативных навыков. Я их объединила в подгруппу, т. к. индивидуально не целесообразно проводить занятия по данной проблеме.
Занятия проходят в форме тренинга, проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 30 минут.
Использую методические приемы, как: беседа, вербальные и невербальные игры и упражнения, изо-терапия, инсценировка, проигрывание и анализ различных психологических игр и упражнений.
Взаимодействие с учителем-логопедом
С учителем-логопедом у нас тесное взаимодействие.
Обсуждаем результаты диагностики. В коррекционно-развивающих занятиях (на логопедических используются приёмы по активизации психических процессов, а на занятиях педагога-психолога активизируется речевое высказывание детей);
Выступаем на родительских собраниях, размещаем стендовую информацию, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития.
При составлении программы я использовала лексические темы, которые использует Лариса Александровна.
Все мои занятия провожу в сенсорной комнате.
Наличие сенсорной комнаты в нашем учреждении я считаю, является необходимой инновационной моделью для реализации комплексного подхода в развитии дошкольников группы компенсирующей направленности для оказания им всесторонней помощи.
Сенсорная комната является важным инструментом в моей работе с детьми, является обеспечением психологических условий для оптимального психического развития детей.
Само пребывание в сенсорной комнате уже создает ощущение безопасности и комфорта, что способствует быстрому восстановлению сил и работоспособности. Сенсорная комната стимулирует чувствительность, развивает зрительно-моторную координацию, психические процессы, положительные эмоциональные реакции и, конечно, уравновешивает психику ребенка.
Дети с удовольствием посещают мои занятия.