Антонина Семашко
НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Забавы зимушки-зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условий для познавательного, интеллектуально-речевого, художественно-эстетического развития посредством формирования элементарных экологических представлений о жизни диких животных в лесу.
Образовательные задачи: расширить и обогатить кругозор детей о диких животных; учить замечать характерные особенности диких животных; закрепить представления детей о зиме, зимних месяцах, приметах зимнего времени года; расширять и обогащать словарный запас детей.
Публикация «НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР „Забавы зимушки-зимы“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние забавы и игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие задачи: развивать у детей интерес к живой природе; развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения; развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания, воображения, формировать у детей познавательный интерес, развивать у детей воображение, умение отгадывать загадки; закреплять знания детей о диких животных зимой; развитие общей моторики; развивать мелкую моторику пальцев рук; развивать умение действовать сообща в коллективе.
Воспитательные задачи: формировать бережное отношение к природным богатствам России; воспитывать руссские традициии (русские народные игры,чувство патриотизма, воспитывать уважительное отношение к товарищам, умение выслушать мнение других; воспитывать отзывчивость.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о зиме, диких животных;
Рассматривание иллюстраций;
Чтение художественных произведений (рассказов, стихов, загадок о лесе и его обитателях, диких животых).
Просмотр мультфильмов и фильмов о диких животных;
Дидактические игры;
Работа с родителями.
Разучивание речевой гимнастики “Дикие животные”.
Демонстрационный и вспомогательный материал:
1 лента длиной 1 м, шириной 5—6 см, 2 маски-шапочки: Мороз-Красный нос, Мороз-Синий нос; 1 колокольчик, скамейка, доски длиной 2—3 м, шириной 15-20 см, гимнастическая стенка.
Ход занятия
Детей приглашает воспитатель:
Тройка, тройка прилетела. Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица — Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом —
Все покрыла серебром.
Как вы думаете, ребята, что это?
Дети. Это зимние месяцы.
Воспитатель. Ребята, а какое сейчас время года? Правильно, зима. Посмотрите в окно: деревья стоят белые, укутанные снегом, метель намела большие сугробы. Природа спит, даже пение птиц сейчас почти не слышно. Но русский народ всегда любил зиму. Зимой много праздников: Новый год, Рождество, Крещение и Масленица. А зимние праздники на Руси всегда сопровождались гулянием, различными играми и забавами. Вот и мы будем сегодня веселиться и играть.
Воспитатель: Заведем мы хоровод.
Упражнение «Веселый хоровод»
Становись в хоровод, Будем веселиться.
Будем вместе все в кругу Весело кружиться.
А мы сядем на коней,
По полю помчимся. Маме с папой до земли
Низко поклонимся.
Дети становятся в круг, берутся за руки и спокойным шагом идут по кругу. Дети кружатся на месте в одну, потом в другую сторону.
Дети изображают скачущих коней.
Дети выполняют поклон.
Русская народная игра «Заря»
Дети встают в круг, руки держат за спиной. Один из играющих «Заря», ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые — «За водой пошла».
Примечание: Дети могут повторять слова вслед за «Зарей».
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, сам становится «Зарей».
Игра повторяется 2—3 раза.
Воспитатель. Ребята, вы здорово играли! А какие зимние игры-забавы вы знаете?
Дети. Катание на санках, игра в снежки, постройка крепости или снежной бабы, катание с горки.
Воспитатель. Молодцы, ребятки! А теперь попробуйте отгадать загадки:
Есть, ребята, у меня два серебряных коня. Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня?
Дети. Коньки. Воспитатель.
Две новые кленовые Подошвы двухметровые: На них поставил две ноги И по большим снегам беги.
Дети. Лыжи.
Воспитатель.
Я катаюсь на нем до вечерней поры,
Но ленивый мой конь возит только с горы.
А на горку всегда сам пешком я хожу
И коня своего за веревку вожу. Дети лепят воображаемый ком и
Дети. Санки
Меня не растили.
Из снега лепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза — угольки, руки — сучки.
Холодная, большая, кто я такая?
Дети. Снежная баба.
Воспитатель. Ребята, давайте и мы с вами построим снеговика.
Пальчиковая гимнастика «Снеговик»
Воспитатель.
Давай, дружок, смелей, дружок!
Кати по снегу свой снежок — катят его от себя
Он превратится в толстый ком. Рисуют в воздухе круг.
И станет ком снеговиком. Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх.
Его улыбка так светла! Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку.
Два глаза, шляпа, нос, метла… Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью — шляпу, кулачком правой руки — нос и воображаемую метлу.
Но солнце припечет слегка — Дети поднимают руки вверх.
Увы! И нет снеговика! Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками.
Молодцы, потрудились, устали, и мороз вам нипочем!
Руководитель физкультуры. А это мы сейчас посмотрим.
Подвижная игра «Два Мороза»
На противоположных сторонах группы обозначаются два «дома». В одном из «домов» располагаются играющие. Посередине площадки лицом к ним становятся два водящих. Они произносят:
— Мы два брата молодые, два Мороза удалые.
Первый ребенок. Я Мороз-Красный нос!
Второй ребенок. Я Мороз-Синий нос!
Оба водящих. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься? Играющие отвечают хором:
— Не боимся мы угроз и не страшен нам Мороз!
После этого дети перебегают через площадку в другой «дом». «Морозы» стараются догнать их и «заморозить» (дотронуться рукой). «Замороженные» останавливаются на том месте, где их настигли «Морозы», и стоят до окончания перебежки. «Морозы» подсчитывают, сколько играющих им удалось заморозить. Игра повторяется 2—3 раза.
Воспитатель. Ух, Морозы, сколько холода нагнали, даже зябко стало в зале. Давайте, ребята, вставайте в круг веселей. Будем дружно греться.
Подвижная игра «Ловишка с колокольчиком»
Дети становятся в круг и выбирают ловишку, которому педагог дает колокольчик. Ловишка встает в центр круга. Педагог произносит:
Здесь веселые ребята любят бегать и скакать,
Ты попробуй их догнать!
Приготовься, посмотри и кому-то позвони!
Дети в это время идут по кругу и, услышав последние слова, разбегаются, влезают на гимнастическую стенку, доски, скамейки. Ловишка должен успеть кого-либо задержать, позвонить в колокольчик и передать его пойманному. Ловишка приводит задержанного в центр. После этого все играющие спускаются вниз и снова образуют круг. Дети выбирают нового ловишку, и игра повторяется 2—3 раза.
Воспитатель. Вы были ловкими и быстрыми, теперь мы отдохнем. (Дети садятся на скамейку.) Ребята, в старину в России на народные гуляния часто приводили медведя, который потешал и развлекал народ. Слышите, и к нам кто-то идет. (Воспитатель надевает костюм медведя и говорит от его имени.)
Медведь.
Я пришел к вам на веселье
Поиграть, потешить вас.
Вы похлопайте, ребята,
Ноги сами рвутся в пляс! (Медведь пляшет.)
Ох и старый же я стал, очень быстро я устал.
Дайте, дети, отдохну, про друзей вам расскажу.
Какой зверь опасный ходит в шубе красной,
Снег разгребает, мышек хватает?
Дети. Лиса
Медведь.
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
Дети. Волк.
Медведь.
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубе — летом.
Дети. Белка
Медведь.
Летом шубу серую, а зимою — белую
Носит попрыгайчик, боязливый…
Дети.. Зайчик
Медведь. Молодцы, детишки:
Девчонки и мальчишки.
Все загадки отгадали!
А теперь и я поиграю с вами!
Русская народная игра «Игровая»
Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:
У дядюшки Трифона было семеро детей,
Семеро сыновей.
Они не пили, не ели.
Друг на друга смотрели.
Разом делали как я!
При последних словах все начинают повторять жесты ведущего — «Трифона». Тот, кто повторял движения лучше, становится ведущим.
Примечание: При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.
Игра повторяется 3—4 раза.
Медведь. Ох, меня вы рассмешили
И немало удивили.
Ведь медведь я не простой,
Я не сплю в лесу зимой.
Я по праздникам хожу,
Весь народ я веселю!
А теперь уж мне пора,
До свидания, детвора!
Воспитатель: Ребята, мы хорошо поиграли сегодня. А продолжить зимние забавы вы сможете на прогулке.