Наталья Суворова
Музыкальное занятие с использованием кейс-технологии «Центр музыкального экспериментирования» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Звучит музыка. Дети входят в музыкальный зал, встают в круг.
М. Р. – Музыкальный зал гостеприимно распахнул свои двери, приглашая нас сегодня окунуться в волшебный мир музыки. Но, прежде чем начать нашу встречу, я предлагаю сделать легкую музыкальную разминку для голоса и поприветствовать друг друга, а поможет нам в этом попевка «Музыка, здравствуй!».
1. Песня приветствие «МУЗЫКА, ЗДРАВСТВУЙ!» М. Лазарев.
Музыка, здравствуй! Музыка, здравствуй! /дети поют все вместе/
Публикация «Музыкальное занятие с использованием кейс-технологии „Центр музыкального экспериментирования“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные уголки и центры в детском саду
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Музыка, музыка.
Праздник прекрасный, праздник прекрасный,
Нам дари музыка.
Здравствуйте, девочки! /поет педагог/
Здравствуйте! /поют девочки/
Здравствуйте, мальчики! / поет педагог/
Здравствуйте! / поют мальчики/
Здравствуйте, взрослые! /здороваются с педагогом/
Здравствуйте! /поет педагог /
Здравствуйте, здравствуйте, все! /поют все вместе/
/Затем дети по очереди здороваются пропевая свое имя/
(воспитатель помогает детям сесть на стулья).
М. Р. – Нас всегда приветствует музыка, когда мы входим в музыкальный зал. А где и когда в нашем детском саду еще может звучать музыка? Ребята, предлагаю вам настроиться на общение с музыкой и ответить мне на несколько вопросов.
2. ИНТЕРВЬЮ.
- ты хочешь, чтобы с утра, когда ты только приходишь в детский сад, звучала музыка? Для чего это тебе нужно?
- хочешь ли ты, чтобы во время твоей игры в группе звучала музыка? Какая музыка?
- тебе интереснее заниматься с музыкой или без? Например, рисовать интереснее в тишине или под музыку?
- представь, что ты на занятии математикой. Как тебе будет легче выполнять задание: под музыку или без музыки?
- хочешь ли ты засыпать под музыку? Под какую?
- хочешь ли ты просыпаться под музыку? Под какую?
- хотел бы ты дома или в детском саду самостоятельно включать музыку на ноутбуке тогда, когда тебе захотелось? Для чего это тебе может понадобиться?
М. Р. – Музыки в нашем детском саду играет много, а вот уже и первое музыкальное произведение звучит, приглашает вас разучить несколько музыкально-ритмических движений.
(воспитатель помогает детям встать в круг).
3. «М. -Р. ДВИЖЕНИЯ». (музыка П. И. Чайковского «Подснежник»).
- Разучим с вами комбинацию из нескольких движений: на счет 1-8 мы все будем ритмично хлопать в ладоши, на следующую 8 – четко маршируем на месте, на следующую 8 – стоим по стойке «смирно» и на последнюю 8 – маршируем по всему залу врассыпную. Пробуем… А сейчас считаем и выполняем самостоятельно.
М. Р. – Ребята, мне кажется, у нас возникла проблема! Ответь мне на вопрос: музыка, которая звучала во время выполнения движений, помогала вам их выполнять или напротив, мешала?. (дети отвечают)
(воспитатель помогает детям сесть на стулья).
- Великие ученые с давних пор считают, что правильно подобранная музыка может за считанные минуты снять усталость, взбодрить, либо расслабить и усыпить, поднять настроение, или помочь поплакать с другом над бедой. Но очень сложно определить, какая музыка для чего подходит! Поможет разобраться в этой проблеме «Центр музыкального экспериментирования».
М. Р. Ставит на стол табличку «Центр музыкального экспериментирования».
М. Р. – Предлагаю вам разделиться на две группы – 1 группа проходит к инструментам, а вторая группа садится за стол. (воспитатель помогает)
- Попробуем сначала определить, какая музыка помогает слушать и воспринимать происходящее вокруг: громкая музыка или тихая? Дети первой группы по моей команде берут музыкальные инструменты и начинают играть максимально громко, а дети второй группы будут внимательно слушать мое стихотворение…
4. 1 ЭКСПЕРИМЕНТ : «ФОРТЕ» ИЛИ «ПЬЯНО». (МУЗИЦИРОВАНИЕ).
«ВЕСЕЛО АУКНУЛА».
Весело аукнула из лесу весна, ей медведь откликнулся проурчав со сна.
Поскакали зайки к ней, прилетел к ней грач; покатился ежик вслед, как колючий мяч.
Всполошилась белочка, глянув из дупла, - дождалась, пушистая света и тепла!
Гордо приосанился посветлевший бор; на ветвях коричневых грянул птичий хор.
М. Р. – Музыканты стоп! Спасибо, вы очень громко играли! Вторая группа ответьте на вопрос : о каких животных и птицах упоминается в моем стихотворении? (дети отвечают)
М. Р. – Дети, меняемся местами… (Дети меняются.) Теперь у музыкантов будет задание : играть на своих инструментах как можно тише. Дети, сидящие за столом, внимательно слушают стихотворение…
«ВЕСНА» (Е. Благина)
Еще в домах пылают печки и поздно солнышко встает…
Еще у нас по нашей речке спокойно ходят через лед.
Еще тепло мы все одеты – в фуфайки, в ватные штаны…
А все-таки весны приметы во всем, во всем уже видны.
И в том, как крыши потеплели и как у солнца на виду
Капели, падая, запели, захлопотали, как в бреду.
И вдруг дорога стала влажной, а валенки – воды полны…
И ветер нежный и протяжный повеял с южной стороны.
М. Р. – Спасибо музыкантам, вы очень правильно и тихо играли. Ребята, прослушавшие стихотворение, к вам такой вопрос: какие признаки весны я назвала?.
(воспитатель помогает детям сесть на стулья, М. Р. убирает со столов).
- Итак, какой вывод мы сделаем из нашего эксперимента : слушать и воспринимать происходящее помогает громкая или тихая музыка?. (дети отвечают)
- Хочу познакомить вас, дети, с новыми музыкальными терминами : громкое звучание музыки называется музыкантами «форте», а тихое музыкальное звучание «пьяно». Предлагаю еще раз сделать вывод: продуктивно и внимательно занимать нам помогает музыка «форте» или «пьяно»?. Правильно, а звучание «форте» напротив мешает сосредоточиться.
М. Р. – А вас, ребята, ждет второй эксперимент : какая музыка поможет быстрее отдохнуть и восстановить силы? А предлагаю вам самостоятельно выбрать музыку для отдыха и сна… (М. Р. предлагает ребятам картинки с изображениями «Волшебная музыка Моцарта» и «Осенняя песнь» П. И. Чайковского).
- Располагайтесь, дети в нашем центре музыкального экспериментирования как вам удобно, будем слушать музыку и проверять ваши предположения…
(воспитатель помогает детям расположиться за столами).
4. 2 ЭКПЕРИМЕНТ «РЕЛАКСАЦИЯ». (СЛУШАНЬЕ МУЗЫКИ).
Дети слушают, звучит выбранная музыка. Затем М. Р. включает 2 музыкальный фрагмент.
М. Р. – Слушанье музыки подошло к концу…
Вот пришла пора вставать! Солнце встало поутру раньше первой птички,
Заплетая на ветру лучики в косички.
- Наш второй эксперимент закончен. Делаем выводы – слушая какую музыку вам удалось приятно отдохнуть и расслабиться? Почему?.
- Абсолютно верно! Спокойная, медленная, мелодичная музыка тоже бывает разной : одна может иметь светлый, радостный характер, а другая вызывать грусть, печаль и скорбь.
- Ответьте мне на вопрос: а в какой ситуации будет уместно звучание грустной и печальной музыки?.
М. Р. – Вот пришло к нам утро!
Солнцу хочется успеть ранним утром этим
Приласкать и обогреть все на белом свете!
Как же рады все вокруг звери, птицы, рыбки,
Речка, поле, сад и луг солнечной улыбке!
- Пришло время для еще одного музыкального эксперимента : приглашаю вас в движении создать образ солнечного утра. Но сначала мы должны определиться, какая музыка нам поможет это сделать?. (дети отвечают)
- Мне кажется, у меня есть музыкальный фрагмент, который точно соответствует вашему описанию.
М. Р. и воспитатель раздает соответствующие детали костюмов.
5. 3 ЭКСПЕРИМЕНТ : ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ.
(Э. Григ «Утро»).
М. Р. – Ребята, вы прекрасно танцевали и образы создали,
Теперь же поспешите и на стульчики пройдите.
(воспитатель помогает собрать костюмы, усадить детей)
- Ребята, я думаю многие из вас узнали напевную, мечтательную, трепетную музыку норвежского композитора Эдварда Грига «Утро». Ответь мне на вопрос: эта музыка вам помогла двигаться в характере заданных персонажей: «солнца», «деревьев», «птиц», «цветов»?. Абсолютно верно, каждая музыка, имея свой характер, может помочь танцору создать точный двигательный образ на сцене.
М. Р. – Пришло время для игры на нашем музыкальном занятии, во время которой мы проведем еще один музыкальный эксперимент.
(М. Р. раскладывает на столах названные предметы).
- Вот раскраски, игры с музыкальным заданием,
На музыкальных инструментах узоры художник рисует с признанием.
Подходите, занятие по душе найдите.
(воспитатель помогает детям сесть, дети разбирают игровой материал).
Начинаем эксперименты под разные музыкальные фрагменты.
- Предлагаю устроить необычную игру с музыкой. Вы попробуете заниматься под разную, выбранную мной, музыку. После игр мы сделаем вывод, какая музыка вам помогла, а какая мешала?
6. 4 ЭКСПЕРИМЕНТ – НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ. (МУЗ. ИГРА)
Дети занимаются, воспитатель помогает, М. Р. переключает музыкальные фрагменты. (рок-музыка, «Маленькая ночная серенада» Моцарта).
М. Р. – Эксперимент закончен. Проходим на свои места… Делаем выводы – приятнее и комфортнее было заниматься под первую музыку или под вторую?.
- Вы правы, спокойная, мягкая, мелодичная музыка, с небыстрым темпом, серьезная, размеренная, улучшает внимание, помогает сосредоточиться. А громкая, резкая, отрывистая музыка, напротив, мешает спокойной деятельности, не дает сосредоточиться на выполнении задания.
М. Р. – Мы с вами многое сегодня узнали в нашем «Центре музыкального экспериментирования». Теперь мы сможем решить проблему, которая возникла у нас в начале встречи: какая музыка сможет помочь нам четко, ритмично, энергично хлопать в ладоши, маршировать на месте?. (дети отвечают «марш»).
М. Р. – Предлагаю попробовать еще раз выполнить движения под выбранную вами музыку! Двигаться будем по кругу, на первую 8 – четко маршируем по кругу, на 2-ю 8 – ритмично хлопаем в ладоши, на 3-ю 8 – маршируем на месте, высоко поднимая колени.
7. «МУЗЫКАЛЬНО-Р. ДВИЖЕНИЯ» («Спортивный марш»).
М. Р. – Предлагаю сделать вывод: всякая ли музыка подходит для любого дела, действия, или нет?. (дети делают вывод)
Ребята, запомните, с музыкой можно смеяться,
С музыкой можно грустить.
С музыкой можно общаться, с музыкой нужно дружить.
- В завершении занятия я хочу вам сделать подарок: на этом диске я записала произведения классической музыки, которые вам помогут в свободное время в группе заниматься и играть в приятной, расслабляющей обстановке.
- Пусть знания о волшебной силе музыки помогают вам в жизни всегда!
М. Р. вручает воспитателю диск, дети выходят из зала.