Альбина Гетт
План самообразования «Обследование и формирование слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Обследование и формирование слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями речи»
Цель: Повышение качества дифференцированной диагностики и организации коррекционной работы с детьми дошкольного возрастам с речевыми нарушениями.
Задачи:
1. Создание условий по ФГОС для дифференциации и индивидуализации диагностики речевых нарушений, коррекционного воздействия.
2. Повышение самообразования учителя-логопеда в процессе обследования и формирования у дошкольников с нарушениями речи слоговой структуры слова по ФГОС.
Содержание:
Публикация «План самообразования „Обследование и формирование слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями речи“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Планирование. Планы работ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
1. Пояснительная записка (обоснование выбранной темы)
2. Профессионально-педагогическая деятельность.
3. Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.
4. Изучение специальной литературы.
5. Повышение профессионального мастерства.
1. Пояснительная записка
На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими диагноз общее недоразвитие речи, я увидела, что у данной категории детей отмечаются нарушения всех компонентов речевой системы, а также ряда неречевых психических функций. Результаты практической деятельности свидетельствуют о том, что наряду с исправленным звукопроизношением, сформированным фонематическим слухом, фонематическим восприятием, усвоенными лексико-грамматическими категориями у детей остаются ошибки при употреблении слоговой структуры слова, что ведёт к отставанию в овладении чтением, к ошибкам на письме.
Анализ результатов диагностического обследования позволил сделать выводы о том, что число детей с нарушениями слоговой структуры слова достаточно высоко. Исходя из этого, коррекционная работа с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи по формированию слоговой структуры слова, представляет сложную проблему, и проходит более эффективно, если учитывается ведущий вид деятельности дошкольников – игра. Таким образом, возникла необходимость разработки системы логопедической работы по использованию дидактических игр в коррекционно–развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
С учетом постоянного увеличения числа детей с общим недоразвитием речи проблема формирования слоговой структуры слова занимает важнейшее место в современной логопедии. Наряду с достаточным количеством исследовательского материала по проблеме становления слоговой структуры слова у детей с различными формами речевого дизонтогенеза, теория и практика логопедической науки располагает недостаточными данными об особенностях рассматриваемого процесса у дошкольников с нарушениями речевого развития, а также материалами целенаправленного исследования факторов, значимых для его формирования. Остаются нерешенными вопросы, отражающие состояние процесса восприятия слова в единстве его структурных составляющих. Этот вопрос является предметом исследования многих ученых, но проблема его изучения остается актуальной.
Нарушение слоговой структуры слов представляет значительную сложность для логопедической работы. Недостаточная степень коррекции данного вида патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии.
В процессе овладения навыком чтения и письма большое значение имеет умение анализировать слово на составляющие его слоги. Обучение письму на русском языке осуществляется по так называемому аналитико – синтетическому методу. Поэтому овладевающий грамотой ребенок еще до начала записи предложения должен уметь выделить в нем отдельные слова, уловив границы между ними, и определить звуко – слоговой состав каждого слова. Если же такой анализ речевого потока ребенку не доступен, то это приводит к появлению специфических ошибок письма.
Можно выделить следующие виды дисграфичных ошибок, являющихся следствием нарушенной слоговой структуры слов у детей:
• Пропуск слогов в словах: «гова» – голова, «кродил» – крокодил.
• Вставка лишних слогов: «монотоцикил» – мотоцикл, «гололова» – голова.
• Перестановка слогов: «мотолок» – молоток, «коркодил» – крокоодил.
• Недописывание слогов: «многи» – многие.
На начальном этапе ребенок учится читать слова по слогам, сливать звуки в слоги, синтезировать слоги в слово и на основе этого объединения узнавать слова. При фонематической дислексии наблюдаются искажения звуко – слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках: пропусках согласных и гласных при чтении; добавлении и перестановках звуков; пропусках и перестановках слогов.
Несмотря на широкое использование дидактических игр в дошкольном воспитании и обучении, не все ее возможности исследованы и не полностью реализуются. Проблема коррекции нарушений слоговой структуры слова с учетом ведущего вида деятельности дошкольников – игры, остается нерешенной до конца. Необходимость решения обозначенных проблем в теоретическом и практическом планах определяет актуальность выбранной мною темы.
Основное противоречие, решаемое в повседневной практике: необходимость полноценной готовности к школе ребёнка с отклоняющимся развитием при постоянно возрастающих требованиях к уровню готовности и недостаточное количество сведений в теории и практике логопедической науки о факторах, значимых для усвоения слоговой структуры слова таких детей при подготовке их к школе, недостаточное обеспечение педагогического процесса методическими рекомендациями и разработками по данному вопросу, отсутствие систематизированного, практического материала основанного на использовании дидактических игр.
Обнаруженное противоречие способствовало тому, что, опираясь на существующий опыт работы, я попытаюсь разработать свою коррекционно-развивающую систему по формированию слоговой структуры слова у детей, имеющих нарушения речи, посредством использования дидактических игр.
Ведущая педагогическая идея моей работы заключается в определении путей повышения эффективности процесса формирования слоговой структуры слова, путем внедрения в образовательный процесс системы коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи посредством использования дидактических игр для подготовки их к школе.
2. Профессионально-педагогическая деятельность
1. Корректировка плана работы учителя–логопеда по самообразованию на 2020-2021учебный год.
2. Корректировка АООП на 2020-2021 учебный год.
3. Изучение специальной литературы по теме:
1. Особенности слоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями.
2. Обследование состояния слоговой структуры слова и предпосылок ее становления у дошкольников с речевыми нарушениями.
3. Формирование слоговой структуры слова и предпосылок ее становления.
4. Систематизировать теоретический материал по изучаемым темам (в помощь начинающим логопедам).
5. Разработать перспективное планирование в старшей и подготовительной группе по теме самообразования «Использование дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова в коррекционной работе».
6. Систематизировать практический материал по внедрению дидактических игр в педагогический процесс.
7. Разработать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием дидактических игр в
коррекционно-логопедической работе с детьми.
8. Провести открытый показ занятия для родителей, имеющих детей с нарушенной слоговой структурой слова.
9. Провести семинар для педагогов МАДОУ «Роль дидактических игр в образовательном процессе»
10. Проведение занятий с детьми, имеющими нарушения слоговой структуры слов.
3. Методическая работа.
Пополнение методической копилки учителя-логопеда
1. Систематизировать речевой материал по обследованию состояния слоговой структуры слова и предпосылок ее становления у дошкольников с речевыми нарушениями:
- обследование произношения слов различной слоговой структуры
-обследование восприятия лексических единиц
-обследование возможностей динамической и ритмической организации серийных движений и действий
-обследование состояния оптико-пространственной ориентации
2. Систематизировать речевой материал по формированию слоговой структуры слова и предпосылок ее становления у дошкольников с речевыми нарушениями:
-формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации
-развитие моторных функций: пространственной организации и сложных параметров серийных движений и действий (динамических, темпоральных и других характеристик движений).
-формирование слоговой структуры слова (восприятие и проговаривание лексических единиц)
3. Изготовить дидактические игры для формирования слоговой структуры слова.
4. Презентация дидактических игр, направленных на формирование слоговой структуры слова.
5. Написать отчет о проделанной работе. Выступление на педсовете о прод
6. Участие в конкурсе «Лучшие разработки коррекционных занятий по логопедии» через интернет.
4. Изучение специальной литературы
1. Изучение материалов на сайтах:
• Детский портал"Солнышко"http://www.solnet.ee/
• Журнал"Логопед" http://www.logoped-sfera.ru/
• Логопед. ру http://www.logoped.ru/index.htm/
2. Изучение учебно-методических пособий 1.:Агранович, З. А. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей [Текст] / З. А. Агранович. -СПб. :«Детство- Пресс», 2005, 45 с.
2. Бабина, Г. В. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи [Текст] / Г. В. Бабина, Н. Ю. Сафонкина. – М. : «Книголюб», 2005, 95 с.
3. Большакова, С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. [Текст] / С. Е Большакова – М. : «Творческий Центр», 2007.
4. Курдвановская, Н. В. Формирование слоговой структуры слова. Логопедические задания. [Текст] / Н. В. Курдвановская, Л. С. Ванюкова– М. : Творческий центр 2007. – 84с.
5. Маркова, А. К. Недостатки произношения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией [Текст] / В сб. :Материалы научной конференции по дефектологии / А. К. МарковаМ. : Изд-во АПН РСФСР, 1962 83-89 с.
6. Ткаченко Т. А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. - Изд-во: Гном и Д, – 2008,- 48 с.
7. Черенкова М. А. Слоговая структура слова.
5. Самообразование
1. Повышение квалификации, профессионального роста. Тема: «Формирование слоговой структуры слова» на коррекционных занятиях в ДОУ Вебинары образовательных интернет порталов.
2. Изучение специальной литературы. Формирование слоговой структуры слова у детей с моторной алалией Представление презентации
на МО логопедов.
3. Создание преемственности в работе Совместное проведение МО логопедов школи детских садов. Логопедические занятия в
школах и детских садах.
4. Обобщение практического опыта. Формы и способы перспективного и тематического планирования работы учителя-логопеда. Круглый стол.