Ирина Ефремова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [З]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником старшей группы компенсирующей направленности (ЗПР)
Тема: «Автоматизация звука «З»
Цель: автоматизация звука «З» изолировано, в слогах и словах.
Речевые задачи:
• закреплять знания об артикуляционных особенностях звука «з»;
• закреплять умение правильно произносить звук «з»;
Темочки:
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Темочки
• автоматизировать звук «з» изолированно, в слогах и в словах.
Коррекционные задачи:
• развивать фонематические процессы;
• коррекция речевого дыхания;
• коррекция общей и мелкой моторики;
• коррекция артикуляционных нарушений.
Воспитательные задачи:
• воспитывать интерес к занятию;
• воспитывать усидчивость;
• воспитывать навыки самоконтроля.
Оборудование: Макеты (Золушка в нарядном платье и домашнем платье, зеркало, картинка с буквой З, разрезные картинки -платье, колокольчик, предметные картинки, ТСО (ноутбук, цветы с бабочками на нити, картинка с комаром, мяч СУ-ДЖОК.
Ход занятия
Мотивация.
Учитель-логопед : Сегодня к нам придет необычная гостья, догадайся, из какой она сказки? Ей надо было вернуться домой ровно в 12 часов, а еще, она потеряла хрустальный башмачок?”
Ответ ребенка: Золушка.
Овладение навыками релаксации
Учитель-логопед : Когда Золушка шла к нам в садик, она замерзла. Покажи, как она замерзла – (съежится, напрячься). Отогрелась в садике – расслабилась.
Мимическая гимнастика
Учитель-логопед : Вспомни сказку и покажи, как огорчилась Золушка, когда ее не взяли на бал, а теперь покажи, как она обрадовалась, когда крестная подарила ей платье и туфельки.
Развитие общей моторики
Учитель-логопед : Какой первый звук в имени нашей гостьи?
Ответ ребенка: «З»
Учитель-логопед : Сейчас мы с тобой пойдем в гости к Золушке, а звук «з» поможет нам выполнить задания злой мачехи, что бы золушка смогла попасть на бал. Пойдем мы на поляну. Только давай для начала немного разомнемся.
Упражнение «Зайка»
Зайка шёл,
Зайка шёл,
Капусту нашел, сел, поел
И опять пошёл.
Зайка шёл, зайка шёл,
Морковку нашёл, сел, поел
И опять пошёл.
(Имитировать движение ходьбы, приседание, показать, как ест зайчик).
Работа над дыханием
Учитель-логопед : Вот на полянке сколько много цветов, а на них прекрасные бабочки. Давай их сдуем.
Ребенок сдувает бабочек с цветка.
Массаж. Артикуляционная гимнастика.
Массаж лица и языка по основным линиям.
Учитель-логопед : А теперь возьми зеркало, выполним несколько упражнений: «Улыбка», «Лопатка», «Погладим зубки», «Язычок силач», «Горка», «Комарик».
Автоматизация звука в изолированном виде
Учитель-логопед : Ой, к нам прилетел на помощь комарик, послушай, как он говорит «З-З-З-З-З». А теперь попробуй сама сказать как комарик (повторяет «з-з-з»).
Ответ ребенка: проговаривание з-з-з-з
Акустико-артикуляционная характеристика
Учитель-логопед :
Скажи, в каком положении находятся губы, когда мы произносим звук з?
Ответ ребенка: Губы в улыбке
Учитель-логопед : А где у нас язык?
Ответ ребенка: На нижних зубках,
Учитель-логопед : Зубы?
Ответ ребенка: Между зубками щель.
Учитель-логопед : Что с горлом?
Ответ ребенка: Горлышко поет песенку комара. Звук «З» согласный, звонкий, твердый.
Развитие мелкой моторики
Учитель-логопед : Золушка собиралась на бал и обнаружила, что кто-то разрезал ее замечательное платье. Поможем Золушке зашить платье.
Ребенок: Собирает картинку разрезанного платья.
Работа над голосом
Учитель-логопед : Когда Золушка танцует, то каблучки ее стучат громко: «ЗА-ЗА-ЗА»; А когда она проходит мимо комнаты злой мачехи, каблучки стучат тихо: «за-за-за».
Ребенок: Произносит слоги сначала громко, а затем тихо: - ЗА-ЗА-ЗА! - за-за-за.
Развитие фонематического слуха
Учитель-логопед : А в следующем задании злой мачехи тебе необходимо позвонить в колокольчик, как только услышишь звук «З».
Игра «Поймай звук».
Автоматизация звука в слогах
Учитель-логопед : Мы выполнили задание мачехи и от радости Золушка запела:
За-за-за Зо-зо-зо Зу-зу-зу
Аз-аз-аз Оз-оз-оз Уз-уз-уз
Давай ей подпоем.
Ребенок: повторят слоговые ряды.
Автоматизация звука в словах
Учитель-логопед : Посмотри на картинки и скажи, что на них нарисовано
Ребенок : называет слова с четким произнесением звука "з"(ваза, береза, замок, звезда, зонт, заяц, роза, забор).
Развитие фонематического восприятия
Учитель-логопед : Следующее задание «Один-Много» Я назову один предмет, а ты множество таких предметов.
Ответ ребенка: арбуЗ - арбуЗЫ,
паровоЗ - ПаровоЗЫ,
мороЗ - мороЗЫ,
расскаЗ – расскаЗы.
Формирование лексико-грамматического строя речи
И последнее задание мачехи: скажи ласково.
зайка - заинька зонт - зонтик
зуб – зубик таз – тазик
Рефлексия
Золушка появляется в красивом платье, благодарит за то, что помогли ей и она может отправляться на бал.
Покажи, какое настроение у Золушки сейчас. Скажи, какой звук помог справиться с заданиями злой мачехи?