Людмила Булгакова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Щ] в предложениях связной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Автоматизация звука [Щ] в предложениях связной речи.
Задачи:
1. Закрепить правильное выполнение артикуляционных и дыхательных упражнений.
2. Закрепить четкое произношение звука [Щ] в связной речи.
3. Развивать четкую, связную речь, психические процессы, фонематический слух, четкую артикуляцию, мелкую моторику, правильное дыхание.
4. Воспитывать усидчивость, активность, самостоятельность, интерес к работе, желание преодолеть дефект.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [Щ] в предложениях связной речи“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Оборудование: мягкая игрушка – щенок, настенное зеркало, мимический картинки, мячик для массажа, картинки с артикуляционными упражнениями, слова из предложений, картинки по теме.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
Логопед :
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Сядь же ровно, подтянись
И скорей мне улыбнитесь.
• Посмотри, кто к нам пришел?
• Это щенок по кличке Щекотка.
• Но он не всегда правильно произносит звук [Щ] и просит нас о помощи.
• Давай ему поможем.
2. Введение в тему урока.
• Какой первый звук в словах щенок и Щекотка? Правильно, звук [Щ].
• Сегодня на занятии мы с тобой закрепим четкое и правильное произношение звука [Щ] в речи. А для этого мы подготовим наших помощников. Давай вспомним их, это:
• мимика,
• дыхание,
• речевой аппарат,
• моторика.
3. Подготовительная работа
1. Мимическая гимнастика
• Подбрось и посмотри на мимический кубик и изобрази ту эмоцию, которая на нем выпадет.
2. Дыхательная гимнастика
• Щенок только что пришел с улицы, он замерз. Покажем ему, как греть лапки.
Сделай глубокий вдох носом. Округли губы и с силой выдохни воздух ртом. Чувствуешь теплую струю? Давай повторим.
• Наш живот будет надуваться как шарик при вдохе, и сдуваться при выдохе.
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг он лопнул, воздух вышел,
Стал он тонкий и худой.
3. Гимнастика на развитие моторики.
• Посмотри, какой у меня есть колючий мячик. Наш гость очень любит играть с мячиком, давай и мы поиграем:
Как Щекотка хороша –
Её мы гладим не спеша.
Мячиком круги катаем,
Взад-вперед его гоняем.
Им погладим мы ладошку,
Будто бы сметаем крошку,
И помнем его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
4. Артикуляционная гимнастика
• Молодец, а сейчас, мы вместе с Щекоткой подготовим наш речевой аппарат к работе. Смотри, как щенок высунул язык. Давай также сделаем.
1. «Лопаточка»
Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким.
Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять.
И под счё т его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
2. «Заборчик», «Окошко»
Кто хозяин в доме этом
В нем хозяин язычок.
Он удобно в доме лег.
Вход в дом двери запирают.
Двери разные бывают.
Двери – зубы - осторожно,
Закрываются надежно.
3. «Качели»
Цель: выработать умение менять положение языка с постепенным ускорением темпа.
Язычок во рту живет,
Никогда не устает.
На качелях оказался,
Вверх взлетал и вниз спускался.
(открыть рот, тянуть язык то за верхние, то за нижние зубы).
4. «Маляр»
Цель: отработать подъём языка вверх и его подвижность.
Красить потолок пора,
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Язык к нёбу поднимаем,
Проведём вперёд-назад—
Наш маляр работе рад!
5. «Пиала»
Цель: выработать умение делать язык широким, приподнимая его края и удерживая форму чашечки.
Язык широкий положи,
Его края приподними—
Получилась пиала,
Почти круглая она.
В рот её ты занеси
И края к зубам прижми.
6. «Вкусное варенье»
Цель: выработать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки-пиалы (слизывать с верхней губы широким языком).
Ох, и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
Надоели превращенья:
Лижет язычок варенье.
Тебе машет на прощанье,
Говорит он: «До свиданья»
4. Работа по теме урока.
1. Работа с профилем.
• Какой дежурный звук сегодня на занятии? [Щ]
• Расскажите, как расположены органы речи, когда произносим [Щ]?
Характеристика по профилю:
• губы округлены и вытянуты вперед,
• широкий кончик языка прижат к бугоркам за верхними зубами,
• боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам,
• спинка языка приподнята,
• язык напряжен,
• воздушная струя направлена по середине языка вверх, воздух теплый.
Подражание дворнику, который чистит дорожку около дома. Щ-щ-щ-щ-щ… .
2. Характеристика звука.
Дай характеристику звука [Щ] :
• согл.,
• всегда мягкий,
• глух.
3. Развитие фонематического слуха.
Щекотка доволен и хочет ещё с тобой поиграть в Игру «Сигнальщики», где ты будем слушать звук [Щ] среди слов. Когда ты услышишь звук [Щ], хлопни в ладоши:
Карандаш, мощь, шапка, плащ, комок, шуба, хвощ, немощь, банка, помощь, вещь, рубашка, малина, лещ, кошка, клещ, плющ, камыш, овощ.
• Скажите, где мы учились различать звук? [Щ] (среди слов).
• Какое слово я назвала последним? (овощ).
4. Звуко-буквенный анализ слова - овощ :
• Произнеси слово.
• Какой первый звук в этом слове ты слышишь? [О]
• Мы можем его пропеть длинно? Значит он гласный или согласный? Каким цветом он обозначается? (Крысный)
• Давай найдем букву, которая обозначает звук [О].
• Какой следующий звук в этом слове ты слышишь? [В].
• Мы можем его пропеть длинно? Значит он гласный или согласный? А он твердый или мягкий? (Твердый)
• Каким цветом он обозначается? (Синий)
• Давай найдем букву, которая обозначает звук [В].
• Какой следующий звук в этом слове ты слышишь? [О]
• Мы можем его пропеть длинно? Значит он гласный или согласный? Каким цветом он обозначается? (Крысный)
• Давай найдем букву, которая обозначает звук [О].
• Какой следующий звук в этом слове ты слышишь? [Щ].
• Мы можем его пропеть длинно? Значит он гласный или согласный? А он твердый или мягкий? (Всегда мягкий)
• Каким цветом он обозначается? (Зеленый)
• Сколько всего звуков в слове? (4)
• Сколько гласных? Согласных( 2)
• Определи, где находится дежурный звук? (в конце слова).
Молодец, мы все верно выполнили. Уберите сигналы.
5. Физминутка.
Автоматизация звука в предложениях с элементами пальчиковой гимнастики.
А сейчас Щекотка предлагает размять тебе свои пальчики. Пальчики шагают по столу и приговаривают:
Над рекою тучи гуще,
Дождик хлещет пуще, пуще.
Даже щуки и лещи
Ищут шляпы и плащи.
6. Автоматизация звука в предложениях.
• Щекотке задали домашнее задание, а он не может с ним справиться. Давай ему поможем. Я показываю тебе слова, а ты читаешь и составляешь из них предложения.
• Мы надели плащи защитного цвета.
• В озере лещи.
• Вова с товарищами поймал крупного леща.
• Папа вытащил на берег большую щуку.
• Щекотка говорит тебе спасибо и показывает второе задание.
7. Состав рассказа по серии картинок.
• Посмотри на текст с картинками и помоги щенку прочитать по ним рассказ.
Щенок.
5. Итог занятия.
• Молодец, ты помог Щекотке разобраться со звуком [щ]. Вспомни, что мы сегодня делали со звуком [Щ]? Верно, мы четко произносили звук (щ) в речи.
• Какое у вас настроение? Выбери, пожалуйста, смайлик, который ему соответствует. А хорошее настроение всегда у тех, кто отлично поработал.