Екатерина Жарникова
Конспект занятия «Автоматизация звука [р] изолированно и в слогах, звука [л’] в связной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: автоматизировать звук [р] изолированно и в слогах, звук [л’] в связной речи.
Задачи:
Коррекционные задачи:
Уточнить правильную артикуляцию сонорного звука [р] и звука [л’]; Закреплять правильное произношение звука [р] изолированно, в слогах и звука [л’] в связной речи;
Публикация «Конспект занятия „Автоматизация звука [р] изолированно и в слогах, звука [л’] в связной речи“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивать направленное восприятие речи педагога; Развивать речевое дыхание, фонематический слух, общую, мелкую и артикуляционную моторику, целостное восприятие.
Образовательные задачи:
Закреплять навык правильного произношения звука [р] и звука [л’]; Тренировать правильное произношение звука [р] изолированно, в слогах и звука [л’] в связной речи.
Воспитательные задачи:
Воспитывать умение внимательно слушать логопеда; Развивать усидчивость и интерес к занятию; Развивать коммуникативные навыки.
Речевой материал:
Ра-ра-ра, Ру-ры-ра-ро,
Ро-ро-ро, Ры-ра-ро-ру.
Ру-ру -ру, Ар-ар-ар,
Ры-ры-ры. Ур-ур-ур,
Ра-ро-ру-ры, Ор-ор-ор,
Ро-ру-ры-ра, Ыр-ыр-ыр.
Кленовый листок на клёне, Кленовый листок зелёный, Всё лето листок зелёный Зеленел на зелёном клёне.
«Вот слова со слогом «ра» : ко - ра, жа - «Вот слова со слогом «ру» : кенгу - ру.
ра, но - ра, иг - ра.
«Вот слова со слогом «ры» : ку - ры, го - ры, топо — ры, кома - ры.
«Вот слова со слогом «ро» : вед - ро, мет — ро, пе — ро, доб - ро.
У Лены лейка.
Галя и Оля бегали.
Лева и Коля сидели.
Коля сильнее Толи.
Леня полез на липу.
Далеко, далеко колокольчик звенит.
Оля поливает лимон.
Лида любит лимонад.
Леня лепит из пластилина.
У Левы заболели зубы.
Маленькая Оля лежит в коляске.
У Лизы болит левое колено.
Валя и Галя лепили лебедей.
Самолет летит над поляной.
Маленькие лисята бежали за лисой.
Ежедневно я из лейки поливаю тополь
клейкий.
Эти тополи и липы сами мы сажали. Эти клены и газоны сами поливали. Взгляни, на маленьких совят - малютки рядышком сидят.
Логопед: Здравствуй! Как настроение? Послушай слова: рука, робот, роза, арбуз, Ира, март. Скажи, пожалуйста, какой звук встречается в этих словах? Ребенок: Р-р-р
Логопед: Правильно! Молодец!
Логопед: А теперь придумай несколько слов со звуком [Л’].
Ребенок: Лес, лимон, лиса, соль.
Логопед: Хорошо.
Логопед: Звук [Р] - губы открыты, зубы разомкнуты, язык упирается в верхние «бугорки», и мы на него дуем. Получается, р-р-р-р.
Звук [Л] - губы растянуты в улыбке, кончик языка поднят несколько выше и упирается в "бугорки" за передними верхними зубами, средняя и задняя части языка подняты и продвинуты вперед-л’ Получается, ль-ль-ль.
Логопед :Артикуляционные упражнение «Барабанщик».
Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним бугоркам (альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук "д". Сначала звук "д" произносить медленно, постепенно увеличивать темп.
Упражнение «Комар».
Описание: улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки (альвеолы). Пытаться произнести «дзззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд.
Упражнение «Мотор». Описание: Перед зеркалом, рот широко открыт, язык за верхними зубами и заводим мотор «р-р-р-р-р». Следим, чтобы работал язык и не было горлового «р».
Логопед: Дыхательная гимнастика
«Фокус»
Цель: Учить детей направлять воздушную струю посередине языка.
Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа.
«Пропеллер»
Цель: Учить детей с одноразового вдоха через нос с силой выдыхать воздух ртом достаточно сильной воздушной струей. Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближенными губами. Струю воздуха, направленную в эту щель, ребенок рассекает движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правильно и струя достаточно сильная, звук от рассекаемого пальцем воздуха хорошо слышен.
Повторить несколько раз, пока не будет хорошо слышен звук от рассекаемого пальцем воздуха.
Логопед: Автоматизация изолированного звука [р] «Звуковые дорожки».
Проведи линию по дорожке, не отрывая карандаша от листа, произнося на одном выдохе звук (р-р-р-р-р-р).
Физминутка
«Коза-корова».
На правой руке все пальчики сжаты в кулак, кроме указательного пальца и мизинца. Это у нас будут «рога коровы».
На левой руке пальцы в кулаке, кроме указательного и среднего. Это «рога козы».
Теперь поменяем. Повторяем 5 раз.
«Ребро-ладонь».
Кладем на стол одну руку ребром, а другую ладонью вниз. Меняем. Повторяем 5 раз.
«Кулак-ладонь».
Кладем на стол одну руку кулаком, а
другую ладонью вниз. Меняем.
Повторяем 5 раз.
«Пальчики здороваются».
Руки перед собой. Склеиваем большие
пальцы правой и левой руки,
указательные, средние, безымянные и
мизинцы. Повторяем 1 раз.
Логопед : Автоматизация в Автоматизация звука [л’] У Лены лейка.
связной речи звука Галя и Оля бегали.
[Л’] Послушай предложение и повтори. Лева и Коля сидели.
Коля сильнее Толи.
Леня полез на липу.
Далеко, далеко
колокольчик звенит.
Оля поливает лимон.
Лида любит лимонад.
Леня лепит из
пластилина.
У Левы заболели зубы.
Маленькая Оля лежит в
коляске.
У Лизы болит левое
колено.
Валя и Галя лепили
лебедей.
Самолет летит над
поляной.
Маленькие лисята бежали
за лисой.
Ежедневно я из лейки
поливаю тополь клейкий.
Эти тополи и липы сами
мы сажали.
Эти клены и газоны сами
поливали.
Взгляни, на маленьких
совят - малютки
рядышком сидят.
Логопед: Автоматизация в звуке «Цепочки слогов» Ра-ра-ра,
слогах звука [р]
Повтори за мной слоги. Ро-ро-ро,
Ру-ру -ру,
Ры-ры-ры.
. «Накорми щенка».
Ра-ро-ру-ры,
Это щенок по имени Рекс.
Он очень Ро-ру-ры-ра,
Любит косточки со слогами со звуком Ру-ры-ра-ро,
[р].
Логопед:Я буду показывать кость, и называть Ры-ра-ро-ру. слог, а ты повторяй за мной.
Логопед: И так, мы накормим Рекса.
Логопед: Ар-ар-ар, Ур-ур-ур, Ор-ор-ор, Ыр-ыр-ыр.
Логопед: Автоматизация в связной речи звука [л’]
Логопед:Повторяй за мной стихотворение.
Кленовый листок на клёне,
Кленовый листок зелёный,
Всё лето листок зелёный
Зеленел на зелёном клёне.
Логопед: Автоматизация звука [р]
Игра с мячом «Доскажи словечко».
Логопед:Я называю ребенку начало слова, ребенок заканчивает слово, добавляя нужный слог (ра, ро, ры, ру) :
«Вот слова со слогом «ра» : ко - ра, жа - ра, но - ра, иг - ра.
«Вот слова со слогом «ры» : ку - ры, го - ры, топо — ры, кома - ры.
«Вот слова со слогом «ро» : вед - ро, мет — ро, пе — ро, доб - ро.
«Вот слова со слогом «ру» : кенгу - ру.
Итог занятия.
Логопед:Ребята с каким звуком мы сегодня работали? Вспомни слова с этим звуком. Что тебе понравилось на занятии? Как ты думаешь, что у тебя получилось?