Зорина Мария
Конспект НОД по развитию речи «Дифференциация звуков [З] — [С]»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи :
1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях.
2. Развивать фонематический слух.
3. Развивать логическое мышление и внимание.
Материалы: картинки: заяц, собака, совок, значок, стакан, зеркало, зайчонок, сумка, салфетка, замок.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Давайте вспомним известные вам песенки-звуки : з-з-з – песня комара, с-с-с – песня воды (так течет из крана вода).
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Дифференциация звуков [З] — [С]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Давайте условимся, если вы услышите звук з - прогоняйте комара вот так (делает легкое отмахивающее движение кистью руки, услышите с — умывайтесь, не касаясь ладонями лица (показываю). Не повторяйте за мной звук, а лишь показывайте те или иные движения. (Произношу то один, то другой звук, прикрыв губы листком бумаги).
2. Игра «Кто самый внимательный?»
- Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук – з или с – слышится в слове:
Слон, зебра, зеленый, синий.
3. Игра «Хлопни или топни».
- Хлопните в ладоши, если услышите звук с, топните ногой, если услышите звук з.
Сахар, озеро, заря, синичка, золотой, серебряный, солнце, звезда.
• А теперь выполняют задание только девочки (мальчики контролируют) :
Суровый, заяц, снегирь, зима, стол, зяблик
• А сейчас выполняют задание мальчики:
Слева, внизу, озорник, сумка, стул, змея
4. Я назвала вам много слов со звуком з. А какие сможете назвать вы?
А теперь слова со звуком с.
5. Физкультминутка.
Сам, сам самолет (Два хлопка руки в стороны).
Тут и там самолет (два хлопка руки в стороны).
Летит самолет близко, далеко (руки к груди, в стороны, вперед).
Летит самолёт низко, высоко (руки в стороны, присесть, встать, руки вверх).
6. Загадки.
- Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса.
Наш зверёк живёт в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверёк зовётся? (зайка)
- Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок –
Взрослая … (собака). ( Выставляю картинки: зайца и собаку, дифференцируем звуки з и с).
На подставке располагаются мелкие предметы: совок, значок, стакан, зеркало, зайчонок, сумка, салфетка, замок. Надо взять предмет, вслушаться в название, определить, какой знакомый звук есть в этом слове и положить предмет к нужной картинке.
7. Игра «Четвертый лишний».
Материал: сова, сосулька, замок, собака
Ребятам предлагается найти лишнюю картинку и объяснить почему.
13. Физминутка «Раз, два, три».
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
8. Работа над скороговоркой.
В предложении, которое я произнесу, будет пять слов со звуком С, столько же, сколько и кубиков. Постарайтесь назвать эти слова. Назовете слово правильно – получите кубик.
«Сорок сорок в короткий срок съели сырок» - скороговорка.
Дети повторяют рифмовку хором и по одному, называют слова сорок, сорок, срок, съели, сырок.
Воспитатель сообщает, что рифмовка про сорок – скороговорка и поэтому произносить ее надо быстро. Педагог предлагает повторить скороговорку всем вместе несколько раз: сначала медленно, четко выговаривая слова, затем быстрее, потом еще быстрее и очень быстро.
После совместного проговаривания дети упражняются в быстром и четком самостоятельном произнесении скороговорки.
9. Итог занятия.
- Какие звуки мы сегодня сравнивали?
– Ребята, вам понравилось занятие?
- Какое задание вам понравилось больше всего?
- Что было самым трудным?
– Изменилось ли ваше настроение? Какое оно сейчас?