Елена Неретина
Звукоразличение (восприятие и дифференциация шумов)
▼ Скачать + Заказать документы
Звукоразличение (восприятие и дифференциация шумов)
Для развития функции звукоразличения можно предлагать детям прослушивать аудиокассеты со звуками морского прибоя, ручейка, дождя, криками дельфинов, чаек, лягушек, лесных птиц и т. д., а затем рисовать звуки (перевод аудиальной информации в визуальную).
Визуализация звуков
Публикация «Звукоразличение (восприятие и дифференциация шумов)» размещена в разделах
Включается аудиокассета с определенными звуками. Например, музыка П. И. Чайковского «Времена года» с наложенными звуками морского прибоя, ветра и голосов дельфинов. Детям предлагается, прослушивая музыку, узнать, назвать и нарисовать звуки. Для этого потребуются чистые листы бумаги, гуашевые краски, смешанные с крупой (манка, пшенка) и клеем ПВА, сосуд с водой и полотенце (для мытья рук). Детям предоставляется свобода творчества и возможность рисовать пальцами обеих рук без использования кисточек. Для каждого пальца выбирается свой цвет краски. Рисунок можно начать одной рукой, продолжить другой и обеими одновременно. Затем дети проводят презентацию рисунков с речевым объяснением своего видения музыки.
Послушать тишину
Закрыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание и биение сердца.
Шумящие коробочки
Логопеду необходимо подготовить несколько одинаковых наборов коробочек, заполненных материалами (песок, крупа, скрепки, горох, бумажные шарики и т. д., которые при сотрясении издают различные шумы. Детям до 7 лет необходимо подготовить 5 пар коробочек с одинаковым шумом в каждой паре (10 штук, после 7 лет – 7 троек с одинаковым шумом в каждой тройке (21 штука). Дети, сотрясая коробочки, отбирают одинаковые пары или тройки.
Запрещенный звук
Логопед предлагает детям ответить на вопрос, исключая какой-то определенный звук либо заменяя его хлопком в ладоши. Например, исключается звук [м]. Тогда, отвечая на вопрос Какие ягоды растут в лесу, нельзя говорить малина и земляника. Звук [м] заменяется хлопком.
(Хлопок)-алина, зе-(хлопок)-ляника.
Слово наоборот
Произнести названное логопедом слово наоборот – от конца до начала. Начинать необходимо с коротких слов (кот, дом, постепенно переходя к более длинным.
Зашифрованное предложение
Мысленно разбить слово на слоги и после каждого из них добавить слог хве.
Ма (хве)-ма (хве) – мама, Са (хве)-ша (хве) – Саша, при (хве)-вет (хве) – привет и т. д.
Добавляемые слоги могут быть любые: фи, пи, мек и т. д.
Слоги могут добавляться до соответствующего слога или после него.
(Пи)ма-(пи)ма или ма (пи)-ма (пи) – мама.
Один слог может добавляться до слога, другой – после него.
(Пи)ма (хве)-(пи)ма (хве) – мама.
Для запоминания сначала даются короткие слова, а затем и предложения.
Де (хве)ти (хве) иг (хве)ра (хве)ли (хве) во (хве) дво (хве)ре (хве). – Дети играли во дворе.
Ритмы
Нарушение функции ритмов речи и дыхания может стать причиной заикания, «застревания» на звуках и т. д., поэтому развитие ритмов крайне важно для формирования функции речи.
Ритм по кругу
Дети садятся в круг. Логопед отстукивает какой-либо ритм. Например, стук – пауза – стук – стук – стук – пауза – стук. Дети внимательно слушают и по команде логопеда повторяют ритм (каждый отдельно или все вместе). Когда ритм освоен, дети по очереди простукивают его об пол слева направо (пространственные представления) сначала правой, затем левой рукой, далее обеими, потом хлопая в ладоши, топая ногами, хлопая по спине соседа справа (или слева). Когда ритм закончится, следующий по кругу выжидает короткую паузу и выполняет программу сначала. Задачу можно усложнить, удлиняя и усложняя ритм, используя звуки разной громкости внутри ритмического рисунка.
Пожатие руки по кругу
Дети садятся в круг и берутся за руки. Логопед пожимает ладошку ребенка справа (слева) в определенном ритме. Например: пожатие – пауза – пожатие – пожатие – пауза. Ребенок должен передать заданный ритм дальше по кругу, не меняя его рисунка. Пожатие можно заменить осторожным похлопыванием по спине.