Валентина Воскресенская
Эстетическое восприятие пейзажной лирики
▼ Скачать + Заказать документы
Детское творчество отражает окружающий мир, природу на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы.
Эмоционально-творческое настроение и эстетические чувства у дошкольников пробуждает поэзия. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах, образность природы помогает ребёнку увидеть волнующую прелесть белоствольных берёзок, пёстрых лугов, дубовых рощ, еловых хороводов и испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром.
Публикация «Эстетическое восприятие пейзажной лирики» размещена в разделах
У детей появляется желание выразить свои чувства и переживания в рисунке.
Чем больше ребёнок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность. Поэтическое слово помогает ребёнку обобщить впечатления от наблюдений.
Во время экскурсий в природу, прогулок около детского сада идёт подготовка детского восприятия к знакомству с пейзажами. Необходимо стремиться сформировать у каждого ребёнка тёплое, трепетное, любовное отношение к нежным образам природы, умение чувствовать её красоту и совершенство.
Одушевить природу в стихотворении помогают метафоры. Динамические образы природы изобразить легче, поэтому подбирать следует произведения, в которых образы природы показаны в действии, в развитии.
Природа раскрывается в поэзии в цветовой характеристике образов. Различные краски становятся более понятными детям благодаря тому, что поэт очень тонко и выразительно выделяет их в произведении с помощью эпитетов-прилагательных, прямо или косвенно указывает на цвет предмета.
Например, в стихотворении А. Толстого «Осень», описываются листья «пожелтелые», кисти рябин «ярко-красные», т. е. непосредственно диктуется, какую краску надо взять.
Эпитеты определяют различные тона, оттенки цвета. Сразу становится понятно, что «тёмный лес» нужно изображать насыщенной краской, а «прозрачные леса» требуют более светлых тонов.
Метафоры помогают выразить общее настроение стихотворения, подсказывают средства для передачи его в рисунке.
Например, Е. Трутнева в своём стихотворении «Осень» использует метафору:
«по лесным тропинкам ходит-бродит осень»,
создавая с помощью неё мечтательное, задумчивое настроение у слушателя, желание вместе с осенью побродить по лесу.
При знакомстве с опоэтизированной природой, педагог должен дать детям возможность почувствовать прелесть, неповторимость природы, уяснить её значение в жизни человека, научить сравнивать, как отражено одно и то же природное явление в разных поэтических строках.
Вот так образ леса изображён в целом ряде стихотворений.
И. Суриков «Первый снег».
Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно….
С. Есенин «Пороша».
Заколдован невидимкой дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой подвязалася сосна.
Понагнулась,как старушка, оперлася на клюку,
А над самою макушкой долбит дятел на суку.
И. Бунин «Листопад».
Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный.
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
А. С. Пушкин.
«Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.
Короче становился день. Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась.
Во все времена года лес по-своему красив!Вот так его изображают наши дети.