Светлана Морозова
Урок по обучению грамоте в 1 классе «Звуки [х], [х’]. Буква Х»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• познакомить учащихся со звуками [х], [х’] и буквой Х, которая обозначает эти звуки; научить выделять и распознавать звуки [х], [х’] в словах, читать слоги-слияния и слова с буквой Х;
• развивать устную речь, внимание, память, мышление учащихся; способствовать обогащению их словарного запаса;
• воспитывать любовь к труду, чувство уважения к людям труда, бережное отношение к хлебу.
Оборудование:
Публикация «Урок по обучению грамоте в 1 классе „Звуки [х], [х’], Буква Х“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Обучение грамоте, 1 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
карточки с буквами: А, И, Й, О, Е; предметная картинка «Пастух»; карточки для составления звуковой схемы слова и схемы предложения; буквы Х, х; алфавит; «Лента букв»; слоговая таблица; плакаты с изображением каравая (буханки) хлеба и хлебного поля во время уборки урожая; стихи о букве Х; пословицы, поговорки, скороговорки о труде, о хлебе.
Ход урока
1. Оргмомент.
Раз-два – выше голова, три-четыре – руки шире,
Пять-шесть – тихо сесть, семь-восемь – лень отбросим!
- Сегодня, ребята, мы продолжим увлекательное путешествие по стране Букварии, где познакомимся с новыми пока для нас звуками и буквой их обозначающей. Вы готовы?
2. Повторение.
Но вначале проведем игру «Буква заблудилась».
(На наборное полотно выставляются карточки с гласными буквами и согласной буквой Й.)
- Какая буква заблудилась?
- Почему она здесь лишняя?
- Что вы о ней можете рассказать?
- Чем согласный звук отличается от гласного?
3. Беседа о значении крестьянского труда.
Работа по иллюстрации на с. 162-163 учебника.
-Ребята, откройте «Азбуку» на с. 162-163, рассмотрите рисунки. Что вы видите?
(Учитель, выслушав ответы детей, обобщает и рассказывает)
- На рисунке художник изобразил деревню с храмом для верующих, богатые поля, на которых крестьяне выращивают хлеб. Нам всем этим простирается небосклон, звездное небо, месяц, солнце, дарящее всему живому на земле свое тепло. Из облаков проливается дождик, который необходим полям и посевам. Над небосклоном лики святых, ангелов, Пресвятой Богоматери – Покровительницы и Защитницы русской земли. А на переднем плане – каравай хлеба с солью на полотенце – символ человеческого благополучия и счастья, доброжелательности и хорошего отношения к людям – и серп – главное орудие земледельцев-хлебопашцев. Труд их нелегок. На правом рисунке (вверху) мы видим, как крестьяне жнут рожь и пшеницу, из зерна которых получают муку для хлеба. Но крестьяне – это не только землепашцы, они еще выращивают скотину, птицу, от которых человек получает молоко, масло, яйцо, мясо, шерсть. На рисунке внизу страницы изображен человек, его профессию мы назовем, отгадав загадку:
Летним утром рано-рано,
Только лишь пропел петух,
Гонит на пастбище скотину
И стережет ее …
- Верно, ПАСТУХ (показать предметную картинку).
4. Выделение изучаемых звуков.
- Произнесем слово ПАСТУХ.
- Сколько слогов в слове? Как вы определили?
- Какой ударный слог? «Позовем» слово.
- Назовите первый слог. Сколько в нем звуков? Какие?
- Как связаны звуки в слоге?
- Составьте схему первого слога.
- Назовите второй слог. Сколько в нем звуков? Какие?
- Что собой представляет слог?
- Составьте схему второго слога.
- Произнесем слово, опираясь на составленную схему.
- Произнесем только последний звук этого слова ([х]).
- Какой он? (согл., тв., гл.)
- Пастух – один человек. А как будет много? (ПАСТУХИ)
- Сколько слогов в этом слове.
- Назовите последний слог.
- Выделите и произнесите только согласный звук ([х']).
- Охарактеризуйте его. (согл., мягк., гл.)
- Произнесите изучаемые звуки еще раз с опорой на схему (показать синюю и зеленую карточку) ([х], [х']).
5. Упражнение в распознавании звуков [х], [х'] на слух в словах.
- Какие слова, начинающиеся со звуков [х], [х], вы знаете?
- Поиграем в игру «Ловушка». Встали из-за парт. Я буду называть слова, если вы слышите в слове звуки [х], [х'], то «ловите» это слово, т. е. хлопайте в ладоши. Одновременно вы должны определить, в какой части слова находится этот звук.
Хобот, муха, мох, сапог, горох, хоккей, футбол, ухо, нос, хомяк.
6. Физкультминутка «Хомка-хомячок»
Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет,
Шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка сильным хочет стать.
- Сегодня мы не случайно вспомнили эту зарядку. Как вы думаете, почему?
- Какие слова с звуками [х], [х'] вы услышали?
7. Знакомство с буквой «ХА» (Х, х).
а) ознакомление:
- Звуки [х], [х'] обозначаются одной и той же буквой «ха». Назовем ее хором.
б) запоминание:
- Рассмотрим букву (открыть таблицу). Из каких элементов состоит печатная буква? На что похожа? (чтение стихов о букве)
- Сложите букву из палочек для счета.
- Похожи ли между собой письменные заглавная и строчная буква?
в) узнавание, различение:
- Кто из вас отыщет и покажет место буквы «ха» в Азбуке (висит на стене). Назови ее соседей.
- А кто найдет букву «ха» на «ленте букв» (висит над доской). Что можно сказать о ней и звуках, которые она обозначает, глядя на «ленту букв»?
8. Чтение слогов-слияний и договаривание до слова.
Выделение твердого и мягкого звуков, обозначенных буквой «ха».
- Прочитаем хором слоги слияния, записанные на доске (открыть):
ХА
ХО
ХУ
ХИ
ХЕ
- Обратите внимание, в современном русском языке нет слияния ХЫ.
- Прочитайте слоги с твердыми согласными, с мягкими. Что указывает на их мягкость.
- Дополним слияния до слов.
- А теперь прочитаем эти слова (открыть оставшиеся части слова, следующие за слогами): халва, холод, хурма, хижина, хек. Уточнить лексическое значение слов.
- А сейчас предлагаю вам соединить стрелочкой каждое слово со схемой, которая к нему подходит (открыть рядом схемы слов).
9. Работа с учебником.
• Чтение и разбор текста на с. 163.
- Приготовьтесь читать текст по «Азбуке».
а) Первичное чтение:
- Читаем текст по 1-му предложению
б) Беседа-проверка понимания прочитанного:
- О каком времени года идет речь? Как можно озаглавить текст?
в) Повторное чтение и анализ предложений:
- Сколько предложений в тексте? К какому из них подходит эта схема (показать:). Докажите. Прочитайте вслух.
- В каком из предложений 4 слова. Прочитайте его.
- Найдите и прочитайте хором самое длинное предложение. Как вы понимаете его смысл?
г) Обогащение словаря:
- Ребята, как вы считаете, можно ли считать слово ХЛЕБ многозначным? Почему?
Верно, (на доске открыть 2 иллюстрации) хлебом мы называем зерновые растения: пшеницу, рожь и т. д., но чаще мы зовем хлебом привычный нам продукт, приготовленный из пшеничной или ржаной муки.
• Чтение пословиц на с. 162 и выяснения их смысла.
1) За обедом хлеб всему голова. (Человек может прожить без сладостей, фруктов, но он не может обойтись без хлеба, соли и воды. Мы не можем себе представить обеда без хлеба. Для русского человека хлеб - святыня)
2) Без труда хлеб не родится никогда. (Хлеб не падает с неба, только труд людей помогает из маленьких зернышек вырастить и собрать богатый урожай, сохранить и переработать его. Мы должны уважать труд этих людей).
3) Не велик кусок пирога, а стоит много труда. (Много людей разных профессий трудятся, чтобы хлеб попал на стол: рабочие, ученые, агрономы, трактористы, комбайнеры, шофера, пекари и другие, поэтому хлеб нужно беречь, каждый кусочек, каждую крошку)
• Выразительное чтение скороговорок на с. 166.
- Прочитаем скороговорки на с. 166.
(Отработка интонации, логического ударения, темпа и громкости)
• Чтение и заучивание стихотворения на с. 166. (4 строки)
- Ребята, сейчас мы будем читать стихотворение «Хлеб», но перед этим возьмем в руки простые карандаши и подчеркнем дугами слияния в словах (или подчеркнуть букву Х в словах)
10. Итог урока. Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу. Что нового вы узнали?
Что вам понравилось на уроке?
- С какими звуками и буквой познакомились?
- Молодцы! Урок окончен.