Елена Свинцова
Конспект НОД «Звуки [х]-[х’]. Буква Х»
▼ Скачать + Заказать документы
Буква Х, Зауки Х и Хь
Цель: познакомить детей с согласным звуком [х], буквой Х, х.
Задачи: развивающие:
развивать фонематический слух детей, речь, умение находить место звука в словах; развивать память, внимание, мышление.
Образовательные:
формировать представление о согласном звуке [х], учить делать анализ буквы х, продолжать упражнять в чтении слогов, составлении предложений.
Публикация «Конспект НОД „Звуки [х]-[х’], Буква Х“» размещена в разделах
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
Воспитательные: формирование дружеских отношений, навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, умения слушать друг друга, воспитывать у детей самоконтроль за речью, положительную мотивацию к процессу обучения.
Ход НОД
Организационный момент
Выставляется игрушка Хрюша – хвастунишка.
- Сегодня у нас в гостях Хрюша. Этот Хрюша такой хвастунишка! Он утверждает, что всё обо всех знает.
– Хрюша, а знаешь ли ты, с какого звука начинается твоё имя? (со звука [к]). Вы согласны с ним?
- Какой первый звук вы услышали в словах «Хрюша, хвастун»? (Звук [х]).
Сегодня мы будем слушать и произносить звук [х].
Игра «Какой я звук»
Когда мы произносим звук [х], спинка языка глубоко во рту поднимается к нёбу, а кончик его – за нижними зубами. Произнеси ХХХ и попробуй это почувствовать.
С голосом или без голоса мы произносим звук [х]?
Когда мы произносим звук[х], спинка языка мешает воздуху свободно выходить изо рта. Значит звук [х] – согласный звук. Он может произносится твердо например (халва) и мягко (хитрец, значит мы можем сказать, что звук [Х] может быть твердым и мягким.
Характеристика: [х] — согласный (язычок создаёт преграду воздуху, глухой, бывает твёрдым и мягким и обозначается синим и зелёным кружочком без звоночка (на доску помещается буква «Х» и её звуковые обозначения).
Знакомство с буквой «Х».
— С какого звука начинается имя нашего гостя? «Х»
Придумайте слова начинающие на звук «Х»
Холодильник, хурма, химия, хижина, хлебоуборочная машина, халва.
А какую букву он означает?
Анализ буквы Х
Рассмотрим букву «Х»
Х —на ножницы похожа,
но в работе, а не лежа
Х — все ходит, ходит, ходит —
Место что ли не находит.
На что она похожа? Сложи из пальцев букву Х.
— Давайте мы её пропишем в воздухе, и посмотрим из чего она состоит, а состоит она из двух одинаковых, длиной палочек, которые между собой пересекаются.
Давайте поучимся писать эту букву
Работа в тетрадях
Определение места звука в словах. (звуковые линейки) Определить где и какой звук находится.
Хлеб, хорошо, подсолнух, хитрец,хозяйка, халат, халтура, хирург, химия. Заканчиваются буквой х : альманах, воздух, вывих, горох, грех, помеха, рубаха, черепаха, ольха, мачеха.
Физминутка.
Хомка — хомка, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
Составить схему предложения
Хрюшка есть хлеб.
Расселить слова по домикам (синий или зеленый)
На столе картинки. Картинки с Хь в зеленый дом, с Х в синий
Рассадить картинки в паровоз
Поситать сколько слогов в словах и «посадить» картинки в нужный вагон»
Итог:
- Ребята, с каким мы познакомились звуком?
- Какой это звук?
- Какую букву означает?