ольга кайгородова
Конспект занятия «Знакомство со звуком [Л]»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство со звуком [Л]
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема (проект. событие): Знакомство со звуком «Л».
Возрастная группа: Подготовительная группа
Форма НОД: ___
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) Групповая.
Учебно-методический комплект: ___
___
___
Средства:
Наглядные: Предметные картинки, кроссворд, ребус.
Мультимедийные: Компьютерная презентация___
литературные ___
музыкальные ___
ЗАДАЧИ
Темочки:
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
образовательной программы Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
Развитие звуковой интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Создание условий для приобретения опыта:
*контроля правильности собственной речи окружающих;
*осуществления полного звукового анализа простых слов с определением места звука в слове и его характеристикой.
Этапы
(последовательность) деятельности Содержание деятельности Действия, деятельность педагога Действия, деятельность детей,
выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемый результат
I. Мотивационный. Сюрпризный момент – приходи Буратино.
- Здравствуйте! Хоте… вам позвонить по те…ефону, но сам пришёл.
- По телефону. – воспитатель.
Буратино: Я пое… суп …ошкой, попи… чай с …имоном и пошё… к вам.
- Что зделал Буратино?
Дети: Поел суп ложкой, попил чай с лимоном и пошёл к нам.
- Какой звук пропустил Буратино?
Дети: Звук «Л».
Педагог приносит куклу Буратино, создаёт сюрпризный момент. Дети радостно встречают Буратино. Вставляют и произносят потерянный звук. Охотно общаются с Буратино. Размышляют, находят и чётко произносят потерянный звук.
II. Целеполагание. - Ребята, а давайте познакомим Буратино со звуком «Л». И попробуем научить его произносить звук «Л». И показать ему, что этот звук очень нужный.
Буратино: «Да и так хорошо!»
Педагог подводит к цели – научить Буратино произносить звук «Л». Дети соглашаются с педагогом. Дети хотят научить Буратино произносить звук «Л».
III. Планирование деятельности.. – Как нам Буратино доказать, что звук «Л» нужный звук?
- ответ детей. (Посмотреть в интернете, спросить у родителей.).
- А как вы думаете, нам в речи нужен этот звук?
Ответ детей
-А сами вы хотите узнать больше о звуке «Л»?
Дети: «Да!» Педагог задаёт вопросы, стимулирующие процесс мышления. Дети высказывают своё мнение, что звук «Л» в речи необходим. Хотят узнать больше.
IV. Организация деятельности. - Я предлагаю сегодня для начала посмотреть ролик-загадку.
Поиграть.
Вспомнить символы звуков.
Познакомить с символом буквы «Л».
Научить Буратино произносить звук «Л». Педагог проговаривает виды деятельности. Дети знакомятся с видами деятельности. Познакомились, чем будут заниматься.
V. Осуществление деятельности.
И вот то, что я обещала – видеоролик.
Малыши подарили видеоролик, в нём скрывается загадка. Хотите посмотреть. Ответы детей.
Приложение 1.
- Я тоже хочу загадать загадку: «Маленький конёк за морем бывал. Спереди мильце, сзади вильце,
на груди – белое полотенце».
Дети: «Ласточка». – Какой первый звук в слове ласточка?
Ответы детей.
-Что вы знаете про этот звук?
Дети: «Он согласный, твёрдый».
-Покажите фишку, которой мы обозначаем твёрдый, согласный звук.
Дети: «Синей». Педагог загадывает загадку. Проводит анализ первого звука. Дети слушают загадку. Определяют первый звук в слове Лласточка. Отгадали загадку о ласточке. Определили первый звук в слове.
• - Ласточка это кто?
Дети: «Птица».
- Она зовёт вас поиграть. Возьмите картинки, вы тоже будете птичками. И Буратино возьми картинку. (Звучит музыка)
-«Ну- ка птички полетели,
Полетели и присели,
Поклевали зёрнышки,
Поиграли в полюшке,
Водички попили,
Пёрышки помыли,
В стороны посмотрели,
Прочь улетели». Педагог с игрушкой демонстрирует движения, с интонацией проговаривает слова в сопровождении музыки. Дети с удовольствием выполняют движения в соответствии с текстом под музыку. Весёлые эмоции детей.
- А сейчас каждая птичка найдёт себе пару, но, чтобы название птички было с такого же звука. Например: Павлин, какой первый звук?
Ответы детей.
- Значит он себе ищет пару, название птички которой тоже начинается со звука «П».
Обратить внимание на птичку без пары.
- А ты почему без пары? Как называется твоя птичка?
Ребёнок: «Ласточка».
- Какой первый звук в слове ласточка?
Ответ детей.
- Буратино, запомни.
* Сейчас мы отгадаем маленький кроссворд.
Я загадаю загадку, а отгадка в таблице.
Приложение 2.
«Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко».
- Посмотрите на экран тут схема, кто догадался?
Ответ детей.
Какой первый звук в слове лось?
Ответ детей.
- Видишь, Буратино, как важно знать и произносить все звуки!
Если бы мы пропустили звук «Л», у нас бы получилось – ось.
Мы бы и не поняли, кто это ходит по лесу, рога раскинув широко.
• Предлагаю разделиться на две команды.
Посмотрите на схему. Задание – кто больше придумает слов по этой схеме.
Приложение 3.
• Посмотрите, как пишется буква «ЭЛ».
Выложите за столами символ буквы «ЭЛ» из палочек.
А Буратино посмотрит, и постарается запомнить.
• У меня есть знакомые мальчик и девочка.
- Смотрим на экран. Они хотят чтобы вы догадались как их зовут.
Приложение 4-5.
-Они придумали такую игру: «надо прочитать слово по первым звукам в названии картинок.» Мальчики отгадывают мальчика. Девочки – девочку.
Ответы детей.
• Лёня и Лида хотят, чтобы вы помогли им подставить нужное слово.
Приложение 6.
- Смотрим на экран. На экране две картинки: лук и люк.
- В огороде растёт зелёный …
Ответ детей.
- На дороге открыт …
Ответ детей.
- Молодцы!
- С какого звука начинается имя девочки?
Ответ детей.
- А мальчика?
- Как считаете, нужен нам звук «Л»?
- Дети: «Да!» Педагог помогает найти пару растерявшимся детям.
Педагог обращает внимание на ребёнка без пары. Просит назвать первый звук в слове.
Педагог загадывает загадку. Обращает внимание на экран, на схему. Просит определить первый звук в прочитанном слове. Обращается к Буратино, что важно произносить все звуки. А то слова получаются непонятны.
Педагог предлагает посоревноваться между двумя командами.
Педагог предлагает выложить за столами символ буквы «ЭЛ».
Педагог предлагает познакомиться с детьми на экране. Но, надо догадаться, как их зовут, глядя на предметы.
Педагог читает предложения на экране.
Дети смотрят на картинки других ребят, проговаривают названия птиц.
Дети определяют первый звук в слове ласточка.
Дети слушают загадку. Смотрят на таблицу, разгадывают кроссворд. Согласились с педагогом, что звуки в словах надо произносить все.
Дети придумывают слова по схеме.
Дети выкладывают за столами символ буквы «ЭЛ».
Дети называют первые звуки картинок.
Дети внимательно смотрят на картинки и подставляют нужное слово. Дети находят себе пару.
Закрепление звука «Л».
Разгадали кроссворд.
Убедились, что звуки надо произносить все.
Соревнование между двумя командами.
Выкладывание из палочек символ буквы «ЭЛ».
Дети узнали, что мальчика зовут Лёня, а девочку зовут – Лида.
Подставили нужное слово в незаконченные предложения.
IV. Рефлексия. - Во многих словах, встречается звук «Л». Я сейчас раздам вам листы с нарисованными предметами. Вы обведите в кружок те предметы, в названии которых есть звук «Л».
Приложение 7.
- Поменяйтесь листами и проверьте друг друга, правильно ли выполнили задание.
- Что вам сегодня понравилось?
- Как вы думаете, запомнил ли Буратино, что звук «Л» важен в нашей речи?
Ответы детей.
- А ты как думаешь Буратино?
: «Да, звук «Л» необходим в речи.»
- В какую бы игру вы хотели бы поиграть?
Ответы детей.
- Послушайте стишок и все вместе произнесём его и ты Буратино тоже.
«Ласточка летела и на ветку села.
Села посидела дальше полетела.»
Дети и Буратино повторяют четверостишие.
- Буратино: «Ура! Я, научился произносить звук «Л».
Педагог раздаёт листы с нарисованными предметами, просит обвести предметы, в названии которых есть звук «Л».
Педагог старается понять какие игры понравились больше.
Педагог предлагает всем вместе прочитать четверостишие. Дети выполняют задание и обмениваются листами.
Дети называют понравившиеся игры.
Дети и Буратино повторяют четверостишие. Самоконтроль.
Понравившиеся игры.
Научили Буратино произносить звук «Л».
VII. Анализ. Оценка. - Справились мы сегодня с заданиями?
Дети: «Да!»
- Познакомились со звуком «Л»?
Дети: «Да!»
- Мы показали Буратино, что звук «Л» необходим?
Дети: «Да!»
- Все молодцы! И Буратино тоже! Он внимательно слушал и всё запомнил. Педагог подводит итог НОД. Дети соглашаются с педагогом. Задача выполнена.