Ольга Руднева
НОД по развитию речи для детей подготовительной группы «Знакомство со звуком и буквой Б»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Программные задачи:
- учить выделять звук «б» на слух в слове, из потока слов, из текста;
- автоматизировать звук «б» в слогах, словах и предложениях;
- развивать навык слогового чтения;
- развивать речь детей, пополнять словарный запас;
- развивать логическое мышление, внимание, фонематический слух;
- воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, усидчивость;
Публикация «НОД по развитию речи для детей подготовительной группы „Знакомство со звуком и буквой Б“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Способы организации детей : полукругом, сидя на стульчиках;
практическая работа в центрах по группам, сидя за столами.
Методы и приемы:ритуал приветствия,создание проблемной ситуации, наглядный метод: демонстрация (рассматривание картины, предметных картинок, ребусов)
Словесный метод: вопрос- ответ; игра: «Назови гостей на звук «б»,
«Определи место звука в слове», «Придумай слова на заданный звук», художественное слово;
Практический метод (моделирование буквы из пластилина, печатание буквы, ритуал прощания.
Оборудование:проектор, экран,презентация, карточки с заданиями, дощечки, пластилин, стеки, карандаши, влажные салфетки.
Словарная работа:звук, буква, преграда, слог, слово, предложение, ребус
Предварительная работа: отгадывание загадок, индивидуальная работа по совершенствованию звукового анализа слов;
игры: «Придумай слово», «Поймай звук», «Где спрятался звук?»
Ход НОД:
Психологический настрой (1 мин.)
Ритуал приветствия:
«Мы веселые ребята!
Мы ребята дошколята!
Скоро в школу мы пойдем,
Будем знать мы обо всем!»
Воспитатель: Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшнее занятие принесет нам всем радость общения. Сегодня вас ждет много интересных заданий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.
Вводно-организационный этап (1 мин)
Загадывание загадки:
«У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный.
Кто же это?»
Слайд 1. Правильно, ребята это Буратино.
Воспитатель: Скажите, ребята, на какой звук начинается имя нашего героя? Правильно на звук «б».
Мотивация на деятельность (1мин)
Создание проблемной ситуации:
Воспитатель: Буратино пришел к нам не просто в гости, а для того чтоб познакомиться со звуком и буквой «Б». Он хочет многое узнать про звук и букву «б». Ребята, поможем Буратино?
Развитие артикуляционного аппарата (1 мин)
Артикуляционная гимнастика:
«Очень любит наш роток улыбаться.
«Улыбка»
А подвижный язычок работай заниматься.
Наш язык лопатку сделал раз, два. «Лопатка»
А потом забор построил. Красота! «Забор»
Рядом с новеньким забором - желобок.
«Желобок»
По нему несется воздуха поток (выработка воздушной струи)
Мясорубку надо делать не спеша.
«Мясорубка»
Физкультура получилась хороша».
Объяснение нового и расширение имеющихся знаний (15 мин)
Воспитатель: Скажите мне, ребята, чем отличается звук от буквы.
Ребята, давайте произнесем звук «б».
Какую преграду мы почувствовали?
(губы смыкаются, и мешают воздуху свободно выходить изо рта).
Значит, какой это звук? - Это согласный.
Слайд 2. Знакомство с буквой «Б».
Из каких элементов состоит буква «Б» (из длинной и короткой палочки, полукруга). Давайте нарисуем в воздухе букву "Б".
Построим из пальцев букву «Б».
Указательный с большим
Мы в кольцо соединим
Остальные мы дугой
Над кольцом объединим.
Словесная игра: «Назови гостей на звук «б»
У звука «Б» сегодня день рождения».
Он пригласил к себе много гостей. И все они начинаются на звук «Б». Кто они? Назовите их. Например: барсук.
Развитие фонематического слуха:
слайд 3. Впереди у вас, следующее задание. Посмотрите на картинки и определите, где находится звук «б»
(в начале, в середине, или в конце слова)
И с этим заданием вы справились, молодцы
Слайд 4. Развитие слогового чтения :
Давайте, прочитаем слоги с буквой "Б".
Работа со слогами: придумайте слова с этими слогами.
Динамическая пауза (1мин)
Физкультминутка:
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел –
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
На носочки нужно встать.
Развитие фонематического слуха:
Игра: "Поймай звук".
Ребята, вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите слово со звуком "б".
Слушайте внимательно: банка, дом, бочка, цапля, бабка, нож, бумага, зебра, столб, гном, шуба.
Слайд 5. Развитие зрительного внимания:
Ребята, рассмотрите картину и найдите слова, в которых есть звук "б", и составьте с этим словом предложение.
Развитие слухового внимания :
Воспитатель: Ребята, Буратино прислали письмо, в котором было стихотворение, и он просит вас выбрать из этого стихотворения слова со звуком «б».
Барсук в лесу затеял бал.
Барсук на бал гостей созвал:
Белочки во флейты дуют,
Польку бабочки танцуют.
В барабаны бьют бобры.
А бараны трубачи.
Слайд 6. Развитие логического мышления:
Воспитатель: А сейчас, мы попробуем разгадать ребусы. Посмотрите на экран, и отгадайте, какие слова здесь зашифрованы.
Воспитатель: Молодцы ребята со всеми заданиями справились. Впереди у нас практическая часть - работа в центрах по вашему выбору.
Развитие мелкой моторики рук (1мин)
Пальчиковая гимнастика:
Дождик, дождик, поливай,
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки
Практическая работа (8мин)
Самостоятельная работа детей в центрах.
Центр грамматики:
(штриховка и печатание буквы «Б»)
Центр искусства: (лепка буквы «Б»)
Заключительный этап(2мин)
Обсуждение результатов:
С каким звуком и буквой вы сегодня познакомились?
- Какое задание вам показалось трудным?
-Какое задание вам больше понравилось?
- Какие слова вы запомнили со звуком «б»?
Рефлексия: ритуал прощения:
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно светло