Ксения Комлева
Конспект открытого занятия «Знакомство со звуком и буквой Р»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Знакомство детей со звуком и буквой Р.
Задачи.
Коррекционно-образовательные: Совершенствовать навыки звукового анализа путем выделения звука из слов; Закрепить навыки фонематического синтеза; Упражнять в делении слов на слоги; Совершенствовать координацию речевого выдоха и голоса; Продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов; Продолжать учить соотносить звук и букву
Коррекционно-развивающие:
Активизировать и развивать словарь;
Развивать слуховое внимание, память, активизировать мыслительную деятельность;
Публикация «Конспект открытого занятия „Знакомство со звуком и буквой Р“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
Развивать общую моторику, учить координировать речь с движением;
Развивать тонкую ручную моторику;
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу;
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания со сверстниками Оборудование. Рабочие тетради; зеркала; карта страны Рычалия; предметные картинки со звуком (Р); тесьма; трафареты; карандаши; карточки с заданием; доска; маркеры.
Ход ЗАНЯТИЯ
Орг. момент. Логопед. Ребята, вы любите путешествовать? (да)
Логопед. А скажите на чём можно путешествовать?
Дети. Путешествовать можно на машине, поезде, самолете, пешком, на ракете.
Логопед. Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. В страну Рычалию. А помогать нам будет пёс и волшебная карта. Сообщение темы. К планете Рычалия мы полетим с вами на ракете. Для этого нам нужно запастись кислородом. (Приведение дыхательной гимнастики). Вдох через нос, руки через себя; выдох плавный через рот — произношение звука О).
Логопед. Ребята, скажите, как же рычит пёс?
Дети. Pppppppppp.
Логопед. Сегодня мы будем говорить о звуке и букве Р. И первая станция, на которой мы сделаем остановку:
Станция Артикуляции. Возьмите в руки зеркало, и давайте вспомним как рычит пёс — рррр. Артикуляция Р. Язык находится за верхними зубами. Он широкий. Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Губы улыбаются. Акустические характеристики звук Р. Логопед. Звук Р — гласный или согласный?
Дети. Звук Р. — согласный, потому что воздух не встречает преграду, его нельзя пропеть и протянуть.
Логопед. Прикладываем ладошку к горлу. Произносим звук Р. Скажите, горлышко поёт песенку или спит? Дети. Горлышко поёт, значит звук Р — звонкий. Логопед. Произнесем слово pрак, мотор, в этих словах звук твёрдый или мягкий? Дети. Звук [р] — твёрдый.
Логопед. Отправляемся на следующую станцию. Станция называется «найди слово»
Логопед. Давайте вспомним, где может находиться звук Р?
Дети. Звук Р может находиться в начале, в середине, в конце.
Задание. «Найди слово». Ребята, назовите картинки, выделяя звук Р. Найдите слова, в которых звук (р) находится в начале, в середине, в конце. Соедините каждую картинку с соответствующей схемой. Разделите слова на слоги. Назовите еще слова, в которых звук Р находился бы в начале, в середине и в конце.
Логопед. Отправляемся на следующую станцию «Повтори слова-друзья!»
Я буду произносить слова похожие позвучанию, а вы их будете повторять: Слова: Шар — пожар, вор — хор — сор, топор — забор - мотор, комар — загар — удар.
Логопед. Отправляемся на следующую станцию. А попали мы с Вами на станцию «Загадочных слов»
Логопед. Я буду по 3 раза повторять каждый слог и составлять из неправильные слова, а вы должны исправить ошибки.
Ра — ра — ра, ке — ке-ке, та — та — та — карета (ракета) кар-кар-кар, ти — ти —ти, на —на —на — корзина (картина) во — во-во, po — po— ро, та —та-та — ворона (ворота) до — до — до, po — po — ро, га — га —га - кочерга (дорога)
Логопед. Оправляемся мы в путь. Следующая станция «Составь слово» Ребята, перед Вами картинки. Вам нужно составить слова из первых букв названии каждого ряда картинок. Шкаф-арбуз-ракета — шар.
Логопед. Ехать с вами мы устали и немножко отдохнем:
Физминутка
Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
(хлопки над головой)
Мы топаем ногами, топ - топ
(высоко поднимаем колени)
Качаем головой
(головой вперед назад подвигать)
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
(руки поднять и опустить)
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
(присесть и подпрыгнуть)
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем- в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся
Ноги вместе. Ноги врозь
Мы с вами и наконец-то приехали на самую большую станцию нашей страны.
Эта станция называется: Буква Р (Знакомство с буквой).
Логопед. Ребята, скажите на что же похожа буква Р (ответы детей) Логопед. Послушайте, как автор В. Степанов написал про букву Р.
Буква Р- на мачте парус, Вдаль плывет, небес касаясь В. Степанов
Букву Р пишу я так представляю — это флаг. Шест прямой, а полотно — Справа и кругло оно Е. Тарланова.
Логопед: Из каких элементов состоит буква Р? (Показ буквы)
Дети: Буква Р состоит из палочки, к которой присоединяется полукруг (полумесяц) Логопед: В какую сторону смотрит буква?
Дети: Буква Р смотрит вправо.
Логопед: Выкладываем букву Р из тесемочек. Молодцы!
Логопед: Открываем тетради. Берем трафареты. Прикладываем букву. Обводим её, после такого как я проверю, как вы ее приложили.
Логопед. Ребята, посмотрите буквы спрятались в волшебных фигурах. Запишите эти буквы в квадратике в правильном порядке - так, чтобы получились слова. Выполнить это задание Вам помогут картинки - подсказки. (Игра «Озорные буквы» Л. А. Комарова. Автоматизация звука Р, стр. 28). Дети выполняют задания.
Логопед. Игра «Слово рассыпалось» (Л. А. Комарова. Автоматизация звука р. задание «Слово рассыпалось», стр. 29). Посмотрите на картинки. В пустых клетках запиши их названия из рассыпанных букв. Придумайте 2-3 предложения с каждым словом.
Итог.