Елена носкова
Конспект занятия по подготовки к обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «И»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по подготовки к обучению грамоте в старшей группе Тема : «Звук И»
Цель: ознакомление детей со звуком «И».
Задачи:
- закреплять понятие «гласный звук».
- научить чётко и правильно произносить звук «И»;
- учить выделять гласный звук на фоне ряда звуков, слогов;
Публикация «Конспект занятия по подготовки к обучению грамоте в старшей группе „Знакомство со звуком „И“» размещена в разделах
- учить находить звук в словах; определять первый и последний гласный звук в слове;
- упражнять в умении делить слова на слоги разными способами;
- развивать фонематический слух;
- воспитывать познавательный интерес, любознательность;
-воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
Оборудование:
зеркала, фишки, слоговые домики, фасоль, стаканчики, игра «Сложи картинку», атрибуты к игре «Скачка», ноутбук.
Словарная работа: глас (древнерусское слово) – голос.
Ход занятия:
Орг. момент.
(Снятие психоэмоционального напряжения)
Ребята! Доброе утро!
Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением.
А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и доброты, что живёт в нашем сердце. Почувствуйте, как по вашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта.
А сейчас откройте глаза.
Давайте улыбнёмся, пожелаем всем доброго утра и чудесного настроения.
Сядьте, пожалуйста, на стульчики и послушайте стихотворение.
Чтение стихотворения.
(Выделение начального звука в слове «иголка»)
«Есть иголки у ежа.
Есть иголки для шитья.
И у ёлки есть иголки»
- Какое слово прозвучало несколько раз?
Посмотрите, пожалуйста, на экран 1СЛАЙД
- Иголки одинаковые или разные?
Правильно. У слова «иголки» много значений. Такие слова в русском языке называются многозначными. Давайте запомним это слово.
Игровой приё м: «Шагаем по ладошке и медленно произносим слово».
Послушайте, как я сейчас произнесу слово «иголка».
- И- и- и- иголка.
- Какой звук я выделяла голосом?
Сегодня мы будем знакомиться с новым звуком. Это звук [И].
Артикуляция звука и его характеристика.
(работа с зеркалом)
- Давайте все вместе произнесём звук [и].
- Какой красивый звук! Когда мы его произносим, наше лицо преображается. Оно становится добрым.
Как вы думаете, этот звук длинный или короткий?
Давайте проверим. (Дети произносят звук)
-Когда вы произносили этот звук, вам мешали губы, язык?
- Этот звук поётся?
- Действительно, звук [И] поётся. В его образовании участвует голос.
Много лет тому назад вместо слова голос говорили «глас». Так появилось слово «гласные».
Звук [И] – гласный звук.
Пусть каждый из вас посмотрит в волшебное зеркало и увидит, какое положение занимают губы, язычок при произнесении звука [И].
Вывод: Губы улыбаются, язычок внизу, воздух выходит широкой струйкой.
2 СЛАЙД
Звук [И] – гласный звук и обозначается красной фишкой.
Игра «Поймай звук»
Сейчас поиграем: я буду произносить, а вы хлопать, если услышите звук И
1 звуки а-о-у-и-у-и-о-а-у-и
2 слоги на-но-ан-ми-ту-си-ко-ри
3 слова Маша, сани, игла, кони, ноги
Упражнение с фасолью
( Установка: на каждую строчку берем одну фасолину)
«И у дедушки есть.
И у бабушки есть.
И у мамы есть.
И у папы есть.
И у нас есть.
Чтоб его узнать,
Надо вслух назвать» (Это имя)
(Если задание вызвало затруднение, задать наводящий вопрос).
- Я называла имена детей.
У каждого из вас тоже есть имя. Сейчас вы по очереди произнесете свое имя и поделит его на слоги.
( определяем количество слогов в слове разными способами: прохлопываем, протопываем, подносим ладонь к подбородку)
Найди место звука И
Индюк, сани, игла
(работаем с фишками и домиками, определяем позицию звука И в словах)
Игровое упражнение «Не ошибись!»
Разделимся на команды мальчики и девочки.
Установка:
- Сейчас я буду называть имена мальчиков и девочек. Если вы услышите в имени звук [и], то возьмите часть картинки и положите на стол перед собой.
Оля, Семён, Игорь, Саша, Вера, Маша, Инга, Алёша, Илонна, Павел, Настя, Ира, Вася, Коля, Инна, Анна, Клава, Ирма.
- Кто из вас назовёт имена со звуком [и] в начале слова?
(Вызывает одного из ребят).
- Молодец! Ты внимательно слушал меня.
Теперь я попрошу вас соединить части картинки.
Кого вы видите перед собой? (лошадки)
А как они подают голос? (И-и-го-го)
Какой звук вы услышали в этой песенке?
- А как зовут детёныша лошади? (Жеребёнок)
Жеребёнок вырастет и превратится в коня-скакуна. А теперь мы поиграем, сильный, ловкий кто, узнаем.
Киргизская народная игра «Скачка»
Звучит музыка. Дети, выполняя поскоки, передвигаются по кругу.
В центре круга стоит водящий и машет платочком. Если музыка смолкнет, водящий бросит платок вверх. Место водящего займёт тот, кто поймает платочек.
Игра «А что у вас?»
Карандаш-карандаши,
яблоко-яблоки,
гиря – гири
вилка – вилки
кружка - кружки
- Как вы думаете, можно ли увидеть звук [И]?
- Для обозначения звуков люди придумали специальные знаки (буквы).
Итог занятия.
- С каким звуком вы сегодня познакомились?
- Можно ли этот звук петь?
- Как называются звуки, которые поются?
Вы мне сегодня очень понравились. Хорошо отвечали на вопросы, были активными на занятии.
Рефлексия: что было трудным для вас? Что понравилось?