Маргарита Енякина
Знакомство с зимними явлениями природы. Познавательно-исследовательская деятельность «Ледяной дождь»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с зимними явлениями природы. Познавательно-исследовательская деятельность
Недавно в блоге Ирины Румянцевой познакомилась с беседой, которую она проводила со своими воспитанниками "Ледяной дождь - хорошо ли плохо?"
Данная тема заинтересовала меня. Никогда я не знакомила своих воспитанников с данными атмосферными осадками.
И я решила используя материал Ирины Румянцевой и добавив другие методические приемы, провести познавательно – исследовательскую деятельность "Ледяной дождь".
Сегодня это занятие было проведено.
Публикация «Знакомство с зимними явлениями природы, Познавательно-исследовательская деятельность „Ледяной дождь“» размещена в разделах
- Дождь, дождик, тучи
- Зима, снег, лед. Экспериментальная деятельность
- Зима. Экологическое воспитание
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Лед. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Погода и природные явления
- Снег и лед
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Конспект прилагаю.
Познавательно – исследовательская деятельность «Ледяной дождь» в подготовительной к школе группе
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально – коммуникативное развитие, Физическое развитие
Цель: Развитие познавательной активности воспитанников
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с необычным природном явлении:«ледяной дождь», помочь понять причину его возникновения, представление о том, какое влияние оказывает необычное атмосферное явление на живую природу, на человека и его образ жизни
Развивающие:
1. Развивать умение делать выводы и умозаключения
2. Развивать любознательность, память, логическое мышление
3. Активизировать разговорную речь детей
Воспитательные:
1. Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного поведения детей в природе
2 Воспитывать бережное отношение к деревьям, кустарникам, желание сохранить их растущими в ближайшем окружении
Материалы и оборудование: ноутбук, презентация «Ледяной дождь – хорошо или плохо?», оборудование для опыта: трехлитровая банка с водой, емкость со льдом, горячая вода; оборудование для исследовательской деятельности: срезанные веточки, ножницы, лупы; вывеска «Лаборатория»; волшебная палочка
Методы и приемы:
Наглядные: презентация «Ледяной дождь», опыт - наблюдение
Словесные: беседа, поисковые вопросы
Практические: исследовательская деятельность
Логика образовательной деятельности:
Вводная часть
Воспитатель:
- Зима – удивительное время года, которая преподносит людям немало сюрпризов и чудесных явлений. Одно из таких необычных природных явлений - ледяной дождь
Основная часть
Воспитатель:
-Как вы думаете, что такое «ледяной дождь»?
(ответы детей)
Воспитатель:
- Как вы думаете, откуда берется «ледяной дождь»?
(ответы детей)
Воспитатель:
- Хотите увидеть, как образуются тучи и выпадает дождь?
Опыт – наблюдение «Дождь в банке»
(Воспитатель показывает, дети наблюдают и делают выводы)
Воспитатель:
-Возьму большую стеклянную банку. Это планета - Земля. Налью в нее горячую воду. Это горячая поверхность земли. На банку поставлю формочку со льдом. Это холодная атмосфера.
- Посмотрите, что происходит внутри банки?
(Ответы детей).
Воспитатель:
- Горячий воздух поднимается вверх, там он охлаждается и превращается в пар. Водяной пар охлаждается и образует облако. Облака собираются в тучи. Им становится тяжело, и они падают на землю в виде дождя.
- Смотрите, капли дождя стекают по стенкам банки.
Воспитатель:
-Почему же тогда иногда на землю падает ледяной дождь?
(ответы детей)
Воспитатель:
- Температура воздуха зимой отрицательная, ниже ноля градусов, поэтому капли дождя замерзают в воздухе.
Воспитатель:
- Так что же такое ледяной дождь?
(Ответы детей)
Воспитатель:
-Ледяной дождь — мелкие прозрачные ледяные шарики, выпадающие из облаков. Ледяные шарики образуются при замерзании капель дождя. Внутри шариков находится незамёрзшая вода — падая на предметы, шарики разбиваются на скорлупки, вода вытекает и образуется гололёд.
Физминутка «Облако"
Исходное положение - сидя на корточках или стоя на коленках.
Беленькое облако (Округленные руки перед собой)
Поднялось над крышей (Подняться с корточек или встать с колен)
Устремилось облако
Выше, выше, выше (Подтянуться руками вверх)
Ветер это облако (Плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу. (Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть).
Воспитатель:
-Посмотрите презентацию «Ледяной дождь»
(Дети смотрят презентацию
Слайды 1 - 6)
Воспитатель:
-Расскажите о своих впечатлениях.
(Дети рассказывают)
Воспитатель:
-Ледяной дождь превратил каждое дерево, каждый кустик в хрустальное, переливающееся чудо.
Воспитатель:
- Ледяной дождь – это хорошо или плохо?
(Дети отвечают)
Воспитатель:
-Как может ледяной дождь навредить растениям зимой?
(Ответы детей)
Слайд 7
- Почему ветки деревьев легко ломаются?
(Ответы детей)
Исследовательская деятельность «Хрупкие веточки»
Воспитатель:
- Пройдемте в нашу лабораторию и проведем эксперимент.
- Возьмите веточку и разрежьте ее.
(Дети разрезают веточку ножницами)
Воспитатель:
-Что вы почувствовали, когда разрезали, какая веточка?
(Ответы детей)
Воспитатель:
-Зимой растения находятся в покое, не питаются, не пьют, а сок, который остался внутри ветвей превратился в лед, поэтому веточки хрупкие.
Воспитатель:
-Как вы думаете, можно помочь веточкам ожить?
(Ответы детей. Дети ставят веточки в воду)
Воспитатель:
-Как можно помочь деревям и кустарникам на улице?
(Ответы детей)
Воспитатель:
-Деревья при таком состоянии лучше не трогать, нужно дождаться оттепели.
Воспитатель:
- При таком явлении, как ледяной дождь страдают не только деревья и кустарники.
Воспитатель:
- Посмотрите, какие еще неприятности случаются при ледяном дожде.
Слайды 8 - 11
Воспитатель:
- К каким еще последствиям приводит ледяной дождь?
(Ответы детей)
Воспитатель:
- На крышах домов, различных постройках, электрических проводах образуется достаточно толстый слой льда, дороги, тротуары превращаются в сплошной каток. Перестает работать не только городской транспорт, но также в это время могут не ходить поезда, не летать самолеты.
Воспитатель:
- Какие правила безопасности при гололеде вы знаете?
(Ответы детей).
Воспитатель:
-В такой трудной ситуации МЧС, специальные коммунальные службы стараются ликвидировать последствия такого красивого, но и опасного явления, как ледяной дождь. И мы им очень благодарны!
Слайды 12, 13
Заключительная часть:
Дидактическая игра «Волшебная палочка»
Воспитатель:
- С каким необычным природным явлением мы сегодня познакомились?
- Передавая волшебную палочку из рук в руки, расскажите, что вы нового узнали?
(Ответы детей)
Воспитатель:
-Спасибо вам, ребята, большое за интересную работу! Всегда помните о безопасности в зимнее время года!