Приложение МААМ

Познавательно-исследовательская деятельность в группах детей 5–6 лет

любовь таранова
Познавательно-исследовательская деятельность в группах детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад на педагогическом совете

«Познавательно - исследовательская деятельность в группах детей 5-6 лет»

Подготовила: воспитатель МАДОУ ДСКВ «Сказка» Таранова Любовь Борисовна

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.

Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.

Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в группах детей 5–6 лет» размещена в разделах

Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Работая в данном направлении, мы поставили перед собой цель: развитие познавательной активности детей, воспитание стремления к самостоятельному познанию.

Для качественной и продуктивной работы в данном направлении мы создали предметно-развивающую среду, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Оборудован и постоянно оснащается познавательный центр «Детская лаборатория почемучек». Наш центр постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами. Огромную помощь оказывают родители. Для них мы проводим консультации о значении экспериментирования в жизни детей и как можно дома проводить опыты.

В содержание центра входит: зона "песка и воды", разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, лупа, магниты, пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т. д. различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки, мерные стаканчики. Не все материалы находятся там одновременно.

Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования, мы постоянно пополняю наш центр. Предоставляемые в распоряжение детей новые предметы (например, сетки, полоски резины, куски гофрированного картона и т. д.) Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность. Организуя детское экспериментирование, мы пришли к выводу о необходимости составления перспективного плана и разработки дополнительных конспектов по экспериментированию.

Месяц

Тема

Цель

Октябрь

1 неделя Экспериментирование с водой Вода прозрачная. У воды нет запаха. Дать представления о том, что чистая вода не имеет запаха.

2 неделя «Окрашивание воды» выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

3 неделя «Как воду превратить в лед» познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).

4 неделя «Весёлые кораблики» Познакомить детей со свойствами воды и бумаги.

Развивать наблюдательность.

Способствовать становлению дружеских отношений.

Ноябрь

1 неделя «Игры с веерами и султанчиками» познакомить детей с одним из свойств воздуха - движением; движение воздуха - это ветер.

2 неделя «Поиграем с ветерком» обнаружить движение воздуха в природе.

3 неделя «Игры с соломинкой» дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

4 неделя «Ветер по морю гуляет» Продолжать знакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.

Декабрь

1 неделя «Снег, какой он?» познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).

2 неделя «Снег. Какой он?» познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

3 неделя «Как из снега получить воду» формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

4 неделя «Мороз и снег» закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

Январь

3 неделя «Свойства льда» познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает, учить устанавливать простейшие закономерности.

4 неделя «Изготовление цветных льдинок» познакомить с одним из свойств воды.

Февраль

1 неделя «Плавает - тонет» учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

2 неделя «Поплывет не поплывет» развивать представление о весе предметов.

3 неделя «Бумага, ее качества и свойства» научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

4 неделя «Посадка лука» уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

Март

1 неделя «Ткань, ее качества и свойства» учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

2 неделя «Здравствуй, солнечный зайчик» дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

3 неделя «Веточка тополя» наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

4 неделя «Вот какая пена» Познакомить детей со свойствами мыла. Развивать навыки самостоятельности. Воспитывать желание соблюдать гигиену.

Апрель

1 неделя «Поиграем с тенью» Познакомить детей с особенностью появления теней.

Развивать творческое воображение. Воспитывать наблюдательность.

2 неделя «Почему тёмный камень теплее?» Продолжать с детьми экспериментирование с неживой природой.

Развивать сенсорное восприятие.

Развивать мелкую моторику.

3 неделя «Сушим платочки» Познакомить детей с температурой.

Учить сравнивать разные температуры. Развивать любопытство.

4 неделя «Весёлые путешественники» Познакомить детей с различными материалами (резина, дерево.) и их свойствами.

Развивать сенсорное восприятие. Воспитывать аккуратность.

Май

1 неделя «Древесина, ее качества и свойства» учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

2 неделя Земля и её свойства Познакомить со свойствами земли

3 неделя Посадка цветов в клумбу Познакомить с правилами посева

4 неделя Игра «Я-юный исследователь» Диагностика детей по пройденным темам

При определения предмета экспериментирования мы опираемся на следующие критерии:

В центре экспериментирования мы организовываем познавательные занятия для детей. Каждое занятие тщательным образом готовится, обязательно определялись цели, задачи эксперимента или элементарного опыта.

Решение задач осуществляется в двух вариантах: а) дети проводят эксперимент, не зная его результата и, таким образом, приобретают новые знания; б) дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили. В заключение проведения опыта или эксперимента мы стремимся к тому, чтобы дети сами делали выводы и подводили итоги собственной деятельности.

Иногда специально организованному экспериментированию предшествуют наблюдения, которые нередко являются стимулом проявления любознательности и познавательной активности ребенка. Поэтому при организации наблюдений мы стараемся соблюдать необходимые требования, предъявляемые к наблюдению. Мы считаем, очень важным правильно выбрать объект для наблюдения. Если это условие не соблюдается, то познавательная ценность эксперимента снижается.

Независимо от выбранной формы проведения экспериментирования, мы стараемся постоянно оказывать помощь детям в подборе слов и построении предложений, в то же время, не подменяя их и не формулируя выводов самостоятельно.

Наши опыты

Планируя работу с детьми по теме «Вода», мы ориентировались на уже имеющиеся знания детей. Мы убедились в том, что игры - эксперименты с водой позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для развития познавательной активности. На занятиях: «Какой бывает вода?», «Лёд - это твёрдая вода» дети учились самостоятельно различать воду в трёх физических состояниях, выделять и называть их особенности, делать простые умозаключения: вода бывает жидкой, твёрдой - в виде льда и в виде подвижного

летучего пара, а также, что может произойти с водой, когда становится холодно - она замерзает и превращается в лёд. А при проведении опыта «Лед легче воды» ребята убедились в том, что сначала лед плавает и не тонет, держится на воде. Но через некоторое время он все-таки исчезает.

О газообразном состоянии воды дети узнали из опыта «Пар - это тоже вода»,когда поместив зеркальце над паром, они увидели, что на нем выступили капельки воды.

«Вода принимает форму сосуда»

«Тонет –не тонет»

«Окрашивание воды»

«Вода-растворитель»

«Фильтрование воды»

«Весёлые кораблики»

«Как из снега получить воду»

«Где холоднее под снегом или снаружи?»

Опыты с воздухом Цель: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами в процессе экспериментиро-я. Роль воздуха в жизни человека. Воздух», мы знакомили детей с его свойствами и ролью в жизни человека. Маленькие исследователи в играх: «Мы ищем воздух», «Ворчливый шарик», «Веселая полоска»открывали для себя элементарную закономерность - мы дышим воздухом, воздух есть везде, он лёгкий и невидимый, движение воздуха - это ветер, его можно увидеть в воде, в виде пузырьков. Ребята учились делать элементарные умозаключения. Например, при решении проблемы «Можно ли услышать воздух?» мнения детей разделились : одни говорили, что воздух можно услышать, но не могли объяснить, как; другие говорили, что воздух услышать нельзя. Тогда мы предложили провести опыт «Воздух поёт и свистит», в ходе, которого они пришли к одному мнению, что воздух действительно поёт и свистит. Дети брали бутылочки, приставляли к нижней губе и дули сбоку на горлышко – возникал звук. Объяснила, что ещё можно услышать воздух с помощью свистков и свистулек. Так дети ещё раз убедились, что воздух поёт и свистит.

Продолжая обучать детей познавать окружающий мир, я проводила различные организованные наблюдения за природой на прогулках, которые, без сомнения, обогащают практический опыт детей и побуждают их к практической исследовательской деятельности.

«Поиграем с ветерком»

Вывод:

В результате организации детского экспериментирования, мы пришли к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.

Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др., о применении их человеком в своей деятельности.

У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

В дальнейшей работе мы планируем активно использовать экспериментирование и опыты в работе с детьми.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Познавательно исследовательская деятельность в экспериментах с солью Цель: познакомить детей со свойствами и применением соли. Задачи: Образовательные: Способствовать расширению знаний о полезных ископаемых.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ с детьми 4–5 лет (средний дошкольный возраст)Конспект познавательно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ с детьми 4–5 лет (средний дошкольный возраст) Тема: «Русская Матрешка» Цель: Познакомить детей с историей матрешки, ее происхождением. Задачи: 1. Способствовать развитию речи, внимательности,.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности, старший возраст, «Мы Фиксики-исследователи» Цель. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Задачи. - расширять знания о том, где «живёт» электричество;.

Краткий конспект НОД. Возраст (стр. гр) Вид детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная. ОБУЧАЮЩАЯ ЗАДАЧА: Выявить понимание пространственных отношений в группе реальных предметов и в группе предметов. РАЗВИВАЮЩАЯ ЗАДАЧА: Развивать.

Познавательно-исследовательская деятельность «Падают листочки» Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие,.

Фотоотчёт «Познавательно-исследовательская деятельность»Фотоотчёт «Познавательно-исследовательская деятельность» Добрый день, уважаемые коллеги!Вот и настал новый учебный год. Впереди нас всех ждет разработка новых планов, конспектов, подготовка презентаций.

Познавательно-исследовательская деятельность Дошкольники с увлечением собирают камни, играют с песком и водой: предметы и явления живой и неживой природы входят в их жизнедеятельность,.

Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность. Подготовительная группа Сентябрь 1. Тема:ОД №1 (конструирование.

Эссе «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» "Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал ". Сухомлинский В. А.

Эссе «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника» Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность в группах детей 5–6 лет
Опубликовано: 4 ноября 2016 в 07:01
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в группах детей 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем любовь таранова (УИ 26408) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД