любовь таранова
Познавательно-исследовательская деятельность в группах детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на педагогическом совете
«Познавательно - исследовательская деятельность в группах детей 5-6 лет»
Подготовила: воспитатель МАДОУ ДСКВ «Сказка» Таранова Любовь Борисовна
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.
Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в группах детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Работая в данном направлении, мы поставили перед собой цель: развитие познавательной активности детей, воспитание стремления к самостоятельному познанию.
Для качественной и продуктивной работы в данном направлении мы создали предметно-развивающую среду, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Оборудован и постоянно оснащается познавательный центр «Детская лаборатория почемучек». Наш центр постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами. Огромную помощь оказывают родители. Для них мы проводим консультации о значении экспериментирования в жизни детей и как можно дома проводить опыты.
В содержание центра входит: зона "песка и воды", разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, лупа, магниты, пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т. д. различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки, мерные стаканчики. Не все материалы находятся там одновременно.
Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования, мы постоянно пополняю наш центр. Предоставляемые в распоряжение детей новые предметы (например, сетки, полоски резины, куски гофрированного картона и т. д.) Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность. Организуя детское экспериментирование, мы пришли к выводу о необходимости составления перспективного плана и разработки дополнительных конспектов по экспериментированию.
Месяц
Тема
Цель
Октябрь
1 неделя Экспериментирование с водой Вода прозрачная. У воды нет запаха. Дать представления о том, что чистая вода не имеет запаха.
2 неделя «Окрашивание воды» выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).
3 неделя «Как воду превратить в лед» познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).
4 неделя «Весёлые кораблики» Познакомить детей со свойствами воды и бумаги.
Развивать наблюдательность.
Способствовать становлению дружеских отношений.
Ноябрь
1 неделя «Игры с веерами и султанчиками» познакомить детей с одним из свойств воздуха - движением; движение воздуха - это ветер.
2 неделя «Поиграем с ветерком» обнаружить движение воздуха в природе.
3 неделя «Игры с соломинкой» дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.
4 неделя «Ветер по морю гуляет» Продолжать знакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.
Декабрь
1 неделя «Снег, какой он?» познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).
2 неделя «Снег. Какой он?» познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)
3 неделя «Как из снега получить воду» формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).
4 неделя «Мороз и снег» закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.
Январь
3 неделя «Свойства льда» познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает, учить устанавливать простейшие закономерности.
4 неделя «Изготовление цветных льдинок» познакомить с одним из свойств воды.
Февраль
1 неделя «Плавает - тонет» учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)
2 неделя «Поплывет не поплывет» развивать представление о весе предметов.
3 неделя «Бумага, ее качества и свойства» научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).
4 неделя «Посадка лука» уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.
Март
1 неделя «Ткань, ее качества и свойства» учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).
2 неделя «Здравствуй, солнечный зайчик» дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.
3 неделя «Веточка тополя» наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.
4 неделя «Вот какая пена» Познакомить детей со свойствами мыла. Развивать навыки самостоятельности. Воспитывать желание соблюдать гигиену.
Апрель
1 неделя «Поиграем с тенью» Познакомить детей с особенностью появления теней.
Развивать творческое воображение. Воспитывать наблюдательность.
2 неделя «Почему тёмный камень теплее?» Продолжать с детьми экспериментирование с неживой природой.
Развивать сенсорное восприятие.
Развивать мелкую моторику.
3 неделя «Сушим платочки» Познакомить детей с температурой.
Учить сравнивать разные температуры. Развивать любопытство.
4 неделя «Весёлые путешественники» Познакомить детей с различными материалами (резина, дерево.) и их свойствами.
Развивать сенсорное восприятие. Воспитывать аккуратность.
Май
1 неделя «Древесина, ее качества и свойства» учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).
2 неделя Земля и её свойства Познакомить со свойствами земли
3 неделя Посадка цветов в клумбу Познакомить с правилами посева
4 неделя Игра «Я-юный исследователь» Диагностика детей по пройденным темам
При определения предмета экспериментирования мы опираемся на следующие критерии:
В центре экспериментирования мы организовываем познавательные занятия для детей. Каждое занятие тщательным образом готовится, обязательно определялись цели, задачи эксперимента или элементарного опыта.
Решение задач осуществляется в двух вариантах: а) дети проводят эксперимент, не зная его результата и, таким образом, приобретают новые знания; б) дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили. В заключение проведения опыта или эксперимента мы стремимся к тому, чтобы дети сами делали выводы и подводили итоги собственной деятельности.
Иногда специально организованному экспериментированию предшествуют наблюдения, которые нередко являются стимулом проявления любознательности и познавательной активности ребенка. Поэтому при организации наблюдений мы стараемся соблюдать необходимые требования, предъявляемые к наблюдению. Мы считаем, очень важным правильно выбрать объект для наблюдения. Если это условие не соблюдается, то познавательная ценность эксперимента снижается.
Независимо от выбранной формы проведения экспериментирования, мы стараемся постоянно оказывать помощь детям в подборе слов и построении предложений, в то же время, не подменяя их и не формулируя выводов самостоятельно.
Наши опыты
Планируя работу с детьми по теме «Вода», мы ориентировались на уже имеющиеся знания детей. Мы убедились в том, что игры - эксперименты с водой позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для развития познавательной активности. На занятиях: «Какой бывает вода?», «Лёд - это твёрдая вода» дети учились самостоятельно различать воду в трёх физических состояниях, выделять и называть их особенности, делать простые умозаключения: вода бывает жидкой, твёрдой - в виде льда и в виде подвижного
летучего пара, а также, что может произойти с водой, когда становится холодно - она замерзает и превращается в лёд. А при проведении опыта «Лед легче воды» ребята убедились в том, что сначала лед плавает и не тонет, держится на воде. Но через некоторое время он все-таки исчезает.
О газообразном состоянии воды дети узнали из опыта «Пар - это тоже вода»,когда поместив зеркальце над паром, они увидели, что на нем выступили капельки воды.
«Вода принимает форму сосуда»
«Тонет –не тонет»
«Окрашивание воды»
«Вода-растворитель»
«Фильтрование воды»
«Весёлые кораблики»
«Как из снега получить воду»
«Где холоднее под снегом или снаружи?»
Опыты с воздухом Цель: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами в процессе экспериментиро-я. Роль воздуха в жизни человека. Воздух», мы знакомили детей с его свойствами и ролью в жизни человека. Маленькие исследователи в играх: «Мы ищем воздух», «Ворчливый шарик», «Веселая полоска»открывали для себя элементарную закономерность - мы дышим воздухом, воздух есть везде, он лёгкий и невидимый, движение воздуха - это ветер, его можно увидеть в воде, в виде пузырьков. Ребята учились делать элементарные умозаключения. Например, при решении проблемы «Можно ли услышать воздух?» мнения детей разделились : одни говорили, что воздух можно услышать, но не могли объяснить, как; другие говорили, что воздух услышать нельзя. Тогда мы предложили провести опыт «Воздух поёт и свистит», в ходе, которого они пришли к одному мнению, что воздух действительно поёт и свистит. Дети брали бутылочки, приставляли к нижней губе и дули сбоку на горлышко – возникал звук. Объяснила, что ещё можно услышать воздух с помощью свистков и свистулек. Так дети ещё раз убедились, что воздух поёт и свистит.
Продолжая обучать детей познавать окружающий мир, я проводила различные организованные наблюдения за природой на прогулках, которые, без сомнения, обогащают практический опыт детей и побуждают их к практической исследовательской деятельности.
«Поиграем с ветерком»
Вывод:
В результате организации детского экспериментирования, мы пришли к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.
Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др., о применении их человеком в своей деятельности.
У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.
В дальнейшей работе мы планируем активно использовать экспериментирование и опыты в работе с детьми.