Надежда Гренадер
Конспект знакомства с творчеством П. И. Чайковского «Детский альбом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Прививать любовь к классической музыке, к творчеству П. И. Чайковского.
Задачи:
Образовательные.
- познакомить детей с биографией П. И. Чайковского;
- познакомить с инструментальной музыкой изобразительного характера;
- научить детей воспринимать образы в музыке;
- учить различать контрастное звучание музыки;
- учить импровизировать, фантазировать под музыку.
Развивающие:
- развивать музыкальный вкус;
- развивать умение вслушиваться в музыку и понимать музыкальные образы;
Публикация «Конспект знакомства с творчеством П, И, Чайковского „Детский альбом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Чайковский П.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
- развивать музыкальные и творческие способности.
Воспитательные.
- воспитывать в детях доброе начало через классическую музыку;
- воспитывать культуру слушания;
- воспитывать желание слушать классическую музыку.
Материалы и оборудование:
-ПК, слайды, мультимедийное оборудование,
-музыкальный центр, диски с записью музыкальных произведений из «Детского альбома» П. И. Чайковского, фортепиано,
- куклы, кроватка для куклы, повязка на голову куклы, барабан, гусарский головной убор.
- презентация «Детский альбом», мультфильм «Детский альбом».
Предварительная работа: беседа о творчестве П. И. Чайковского, краткий обзор «Детского альбома», разучивание роли Бабы Яги с воспитателем.
Музыкальное сопровождение:
«Детский альбом» П. И. Чайковского;
Фрагменты мультфильма «Детский альбом» И. Ковалевской. 1976г. ;
«ПЕСЕНКА ПРО МАННУЮ КАШУ» (слова и музыка Л. Абелян).;
Ход совместной непрерывной образовательной деятельности:
(Слайд 1) Звучит «Марш деревянных солдатиков». Дети маршируя входят в зал
Музыкальный руководитель приветствует их, просит присесть на стульчики.
Постановка цели.
Муз. рук. Тихо, тихо рядом сядем
Входит музыка в наш дом,
В удивительном наряде
Разноцветном, расписном.
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство,
Осторожней, осторожней,
Не спугнуть бы нам его….
Дети, сегодня я пригласила вас на встречу с музыкой великого русского композитора – П. И. Чайковского. (Слайд 2) Посмотрите на портрет этого замечательного человека, про кого я говорю?
Муз. рук. А кто же он по профессии?
Муз. рук. Правильно!
Да, ребята, вы прекрасно знаете, что П. И. Чайковский является великим русским композитором, его музыку знают во всем мире и взрослые, и дети. Вам также уже знакомы некоторые музыкальные пьесы из его «Детского альбома».
- Но прежде чем мы вновь встретимся с музыкальными картинками из «Детского альбома», я хочу рассказать вам очень интересные факты из детства П. И. Чайковского, вы узнаете, как он стал композитором и как появился его «Детский альбом».
Вам интересно узнать больше о великом композиторе?
Муз. рук. Итак… Перенесемся с вами в давние-давние времена, (Слайд 3) в 19 в., когда не было ни электричества, ни радио, ни телевизора. Люди ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах. Мальчики играли не с
машинками, (Слайд 4) а с деревянными лошадками и деревянными солдатиками, но девочкам так же, (Слайд 5) как и сейчас дарили красивые куклы в длинных бальных платьях.
Именно в те далекие времена жил-был мальчик Петя. (Родился он в 1840г.) (Слайд 6)
Он рос очень добрым мальчиком, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. У Пети было очень щедрое сердце. С ним всегда было радостно и интересно, т. к. всегда придумывал веселые игры и забавные истории. Но у него была одна особенность: Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него.
Петя не знал, откуда они и как складывается из них мелодия. Однако, любил слушать музыку и она заставляла его то радоваться, то плакать. Порой мелодии, звучащие в его голове, мешали ему заснуть и он не знал, куда от них деться.
Как-то к нему в комнату зашла его няня, он лежал в своей кроватке и плакал. Няня спросила Петю, что с ним, и он ответил, указывая на голову: «Музыка звучит у меня здесь. Избавьте меня от нее, она не дает мне покоя!»
Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петю, и тогда он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку.
А чтобы получить профессию композитора, он, уже став взрослым, окончил музыкальную консерваторию. В дальнейшем он обучился еще и дирижированию и приобрел еще одну музыкальную профессию – стал дирижером оркестра. А потом он стал преподавателем в музыкальной консерватории – учил студентов сочинять музыку.
- Итак, ребята, вы обратили внимание, что Петр Ильич имел несколько профессий? Какие?
Муз. рук. (берет в руки «Детский альбом» П. И. Чайковского)
- А теперь обратите внимание, что у меня в руках?
Муз. рук. Правильно, это «Детский альбом» П. И. Чайковского. (Слайд 7)
Бом-бом, открывается альбом,
Не простой, а музыкальный,
То веселый, то печальный,
Сочиненный для ребят
Много-много лет назад.
- Вот вы, ребята, уже знаете, что в «Детский альбом» помещены интересные музыкальные картинки для детей. А написал П. И. Чайковский свой «Детский альбом» специально для своего племянника Володи, (Слайд 8) чтобы ему было интереснее учиться играть на фортепиано. До сих пор в музыкальных школах дети обязательно играют музыкальные произведения из «Детского альбома» и если вы пойдете учиться в музыкальную школу, тоже будете их играть.
Муз. рук. Тихо, тихо сядем рядом -
входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
разноцветном, голубом.
И раздвинутся вдруг стены,
Вся земля видна вокруг.
Пляшут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
В даль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой,
Это музыка торопит
И зовет нас за собой.
(К. Ибряев)
- Сейчас мы послушаем лирическую, напевную музыку П. И. Чайковского, называется (Слайд 9) «Сладкая греза». Греза - это мечта.
Посмотрите, пожалуйста, на экран.
Фрагмент мультфильма «Детский альбом» И. Ковалевской. 1976г.
(Звучит «Сладкая греза).
Муз. рук. Понравилась вам музыка?
Муз. рук: Мне хочется сказать об это музыке, что она светлая, нежная. А вы, дети, расскажите о характере музыки, какая она?
Муз. рук: Все правильно говорите. О чем вам думалось, мечталось?
Муз. рук. А сейчас я вам загадаю загадку:
Они в коробочке лежат, но если их достать,
Построятся за рядом ряд, пойдут маршировать!
И каждый с новеньким ружьем, похожи, словно братики,
Кто скажет, как мы их зовем? (Слайд 10)
Посмотрите, пожалуйста, на экран
Фрагмент мультфильма «Детский альбом» И. Ковалевской. 1976г.
(Звучит «Марш деревянных солдатиков»).
Муз. рук: Дети, вы вспомнили, что это за музыка?
Муз. рук: Правильно, это марш, под который вы вошли. Марш игрушечный, поэтому музыка звучит легко и ритмично. А ваши впечатления о характере музыки? Как она звучала?
Муз. рук: Какое настроение у солдатиков?
Давайте вспомним, как ходят деревянные солдатики, встанем и промаршируем, как деревянные солдатики.
(Выбирается барабанщик, становится в центре круга)
Звучит «МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ»
Муз. рук: Молодцы, ребята, хорошо маршировали! Пётр Ильич в своих произведениях не забыл и о девочках, и о их любимой игрушке—куколке. Особенно они радуются, когда им дарят новую куклу. Давайте попробуем разыграть небольшую сценку: Маша подарит Вале новую куклу на день рождения.
Следующее произведение, которое мы будем слушать, так и называется (Слайд 11) «Новая кукла».
Посмотрите, пожалуйста, на экран
Фрагмент мультфильма «Детский альбом»
(Звучит «Новая кукла»)
Муз. рук: Нам известен девочек секрет – дороже куколки для них игрушки нет. Представьте себе, как девочки нарядили своих кукол – подружек и решили с ними и повеселиться, потанцевать.
Что же за танец они стали танцевать, нам расскажет музыка.
Фрагмент мультфильма «Детский альбом»
(звучит фрагмент «Вальса»).
Муз. рук: Что же за танец?
Муз. рук: Правильно, это вальс! Почему вы решили, что это вальс? Как звучала музыка?
Муз. рук: В нашем детском саду тоже много красивых кукол и сегодня они вместе с нами. И им тоже хочется потанцевать. Девочки, потанцуйте с куколками – подружками.
(Звучит музыка «Вальс»(Слайд 12)
Муз. рук: Молодцы, наши девочки! Я обратила внимание на то, что многие использовали такие движения, как кружение и повороты и это правильно, потому что в переводе с французского слово «вальс» означает «кружиться».
Вносится кукла, которую муз. рук. качает на руках,
у куклы повязка на голове.
Муз. рук: Кукла заболела, на бочок легла.
Дали ей конфетку – кукла не взяла,
«Сами виноваты» - доктор говорит
«У нее животик от конфет болит»
- Что вы делаете, когда болеете?
- Вот послушайте, какую стонущую и плачущую музыку написал П. И. Чайковский.
Фрагмент мультфильма «Детский альбом»
(звучит фрагмент «БОЛЕЗНЬ КУКЛЫ»).
(Слайд 13)
- Какая музыка по характеру?
- Что вы услышали в музыке
(как слезинки капают, как кукла стонет, как вздыхает, температура то повышается, то понижается)
- А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы кукла поправилась, и ей стало весело?
Тихо, тихо, тишина,
кукла бедная больна,
просит музыки она.
Спойте, что ей нравится,
и она поправится.
- Давайте споем песенку про манную кашу, чтоб куколка лучше ела кашу, а не конфеты, и тогда у нее не будет болеть животик.
«ПЕСЕНКА ПРО МАННУЮ КАШУ»
(слова и музыка Л. Абелян).
(посадить куклу на стульчик)
- Ну вот, куколка и поправилась
(муз. рук. снимает повязку с головы куклы)
Муз. рук: Ну вот, ребята, наша встреча подошла к концу.
- Чью же музыку мы с вами сегодня слушали?
- Какая музыка у П. И. Чайковского? (красивая, удивительная, волшебная, сказочная). Конечно, волшебная! Потому, что слушая ее, мы можем представить себе разные музыкальные образы и даже помечтать.
- Какая музыкальная картинка из «Детского альбома» вам больше всего понравилась? Чем она вам запомнилась?
- А теперь вам задание. Придете в группу и нарисуйте ту музыку, которая вам больше всего понравилась и запомнилась. Завтра я приду к вам в группу, и вы мне покажите, я постараюсь отгадать, какую пьесу П. И. Чайковского вы нарисовали. Договорились?
Муз. рук: (Слайд 13) На этом наша беседа о творчестве великого русского композитора закончена, встретимся завтра. До свидания!
Звучит «Сладкая греза». Дети выходят из зала