Ольга Соловьёва
Конспект НОД по музыке в подготовительной группе «Детям о Чайковском. Детский альбом»
для детей подготовительной группы
«Детям о Чайковском. Детский альбом»
Музыкальный руководитель Соловьёва О. Б.
Цель:
• Через эмоциональное восприятие произведений искусства закрепить и обобщить знания произведений П. И. Чайковского.
Публикация «Конспект НОД по музыке в подготовительной группе „Детям о Чайковском, Детский альбом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Чайковский П.И.
- Темочки
• Развивать воображение, ассоциативное и образное мышление, интеллектуальные способности детей.
• Использовать разные формы активного и пассивного восприятия музыки.
• Побуждать детей вспоминать знакомую музыку и анализировать её.
• Передавать впечатление о музыке в движениях, цветах и линиях.
Материал:
• портрет П. И. Чайковского,
• набор СD - дисков,
• музыкальные инструменты
Ход нод
На стене зала — портрет П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель : Сегодня мыс вами поближе познакомимся с музыкой великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.
Звучит «Итальянская песенка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель :
Тихо-тихо рядом сядем —
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены —
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тройки,
Тают в дымке голубой.
Эта музыка торопит
И ведет нас за собой.
Звучит запись пьесы «Песня жаворонка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель : Как звучит эта музыка?
Дети: (ответы детей)
Музыкальный руководитель : Вспомните, как называется это музыкальное произведение и кто его автор?
Дети: («Песня жаворонка» Чайковского.)
Ведущая: Есть на Урале небольшой городок - Воткинск. Много лет назад в этом городе родился мальчик, и назвали его Петей. В семье было много детей, Петя был младшим. Все его любили, потому что он был удивительно добрым. Петя очень боялся кого-нибудь обидеть и огорчался, если кто-то другой был невнимательным к людям. С Петей всегда было радостно и занимательно. Он был на выдумки горазд, на забавные истории и веселые игры. Няня считала, что у него очень доброе сердце, а мама говорила, что оно просто золотое. Наверно, так оно и было. Но была у Пети одна странность, которая всех удивляла. Иногда он бросал игру, уходил куда-нибудь в дом или глубоко в сад и сосредоточенно к чему-то прислушивался. А прислушивался он к звукам, которые раздавались внутри него. Он не знал, что из них складывается мелодия. Петя был очень внимателен, и музыка его заставляла то радоваться, то печалиться. Мелодии внутри него так громко звучали, что порой сильно мешали. Он не знал, куда от них деваться.
Однажды произошел такой случай: в доме были гости, играла музыка, и все без устали танцевали. Петя был вначале оживлен и весел. Но к концу вечера так утомился, что ушел к себе в спальню раньше всех. Когда в комнату вошла няня, он не спал: лежал в своей кроватке и плакал. Няня спросила, что с ним. Он ответил, указывая на голову: «Музыка звучит у меня здесь». А на самом деле в комнате никакой музыки не звучало. Но Петя настаивал: «Избавьте меня от нее, она не дает мне покоя». Няне пришлось его успокаивать до тех пор, пока он не уснул. Таким был маленький Петя, неизвестный до поры мальчик, которого узнали потом и полюбили за то, что он любил людей, природу, свою Родину, и за то, что весь свой путь он выразил в музыке.
Петр Ильич проявлял большой интерес к жизни детей. Он понимал их, умел радоваться их радостям, печалиться их невзгодам. «Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни», — писал композитор. Он сочинил музыку к балетам по разным сказкам и много пьес для детей, объединив некоторые из них в специальный «Детский альбом». В течение всего занятия мы с вами будем слушать произведения из «Детского альбома», цикла «Времена года» и фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро».
У него был любимый племянник, Володя Давыдов, по прозвищу Боб. Ему и был посвящен «Детский альбом», заполненный милыми сердцу, необычайно забавными и занятными пьесами. Сколько их тут! Знакомый «Марш деревянных солдатиков», печальная страница «Болезнь куклы» и вовсе трагическая «Похороны куклы». Потом «Новая кукла», танцы, песни. Боб мог играть на фортепиано, и поэтому сам исполнял эти пьесы.
Бом, бом, бом, бом.
Открывается альбом.
Не простой, а музыкальный,
Сочиненный для ребят
Много, много лет назад.
Музыкальный руководитель : Послушайте фрагмент пьесы, которая вам уже знакома. Как она называется, в каком жанре написана? Как вы думаете, почему?
Звучит пьеса «Нянина сказка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Дети: Эта пьеса называется «Нянина сказка». Она похожа на колыбельную. Наверное, няня рассказывает сказку ребенку перед сном.
Музыкальный руководитель :
Загадка:
Они в коробочке лежат,
Но если их достать —
Построятся за рядом ряд,
Пойдут маршировать.
И каждый с новеньким ружьем,
Похожи, словно братики.
Кто скажет, как мы их зовем?
Дети: Оловянные солдатики.
Музыкальный руководитель : А что солдатики делают под музыку?
Дети: (ответы детей)
Музыкальный руководитель : Ребята, а теперь покажите эти движения, как солдатики.
(Дети импровизируют под музыку «Марш оловянных солдатиков».)
Музыкальный руководитель : А вот марш из балета «Щелкунчик» совсем иного характера — веселый, шутливый, он переносит нас в мир беззаботного и счастливого детства. Щелкунчик — забавная кукла в виде человеческой фигурки с огромной головой. Использовалась эта игрушка для раскалывания орехов. Девочка Маша — героиня балета — получила Щелкунчика в подарок в канун Рождества и радостно марширует с ним вокруг праздничной елки. Все это вы услышите в музыке.
Звучит «Марш» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».
Музыкальный руководитель : Ребята, послушайте следующее музыкальное произведение.
Звучит «Баба Яга» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».
Музыкальный руководитель : Как звучит эта музыка?
Дети: (ответы детей)
Музыкальный руководитель : Вспомните, как называется это музыкальное произведение?
Дети: (ответы детей)
Музыкальный руководитель :
Звенят колокольцами песни-сказки,
Таинственные мелодии.
Какие созвучья, какие краски,
Совсем небывалые, вроде бы!
Травой они шуршат под ногою,
Звездой в озерах качаются,
То вдруг обернутся Бабой-Ягою…
А то вдруг — Спящей красавицей.
Звучит «Вальс» из балета П. И. Чайковского «Спящая красавица».
Музыкальный руководитель : Какими цветами вы видите музыку и почему?
Дети: Желтыми, розовыми, оранжевыми — теплыми цветами, потому что музыка светлая, радостная, торжественная.
Музыкальный руководитель : Ребята, а какого жанра эта музыка?
Дети: (ВАЛЬС)
Музыкальный руководитель : Вальс, вальсировать в переводе с французского языка означает именно «кружиться». Давайте покружимся под музыку другого вальса Чайковского из балета «Лебединое озеро».
Звучит фрагмент вальса из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро».
(Дети импровизируют)
Музыкальный руководитель : А вот вальс из «Детского Альбома» совсем иного характера — спокойная, мелодичная, озорная, переносит в мир беззаботного детства.
(Дети импровизируют под музыку вальса из «Детского Альбома»)
Музыкальный руководитель : Петр Ильич много путешествовал: он бывал во Франции, Италии, Германии, слушал там народные песни, запоминал, обрабатывал, а затем записывал их в свой альбом. Я сыграю вам мелодию, а вы подумайте, из какой страны Чайковский мог привезти ее.
Звучит фрагмент пьесы «Старинная французская песенка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Дети: Эта мелодия из Франции.
Музыкальный руководитель : И называется произведение.
Дети: «Старинная французская песенка» из «Детского альбома».
Музыкальный руководитель : А сейчас нам дети исполнят это произведение на музыкальных инструментах.
(Дети исполняют пьесу «Старинная французская песенка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.)
Музыкальный руководитель : А где композитор мог услышать следующую мелодию?
Звучит фрагмент пьесы «Неаполитанская песенка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Дети: В Италии, в городе Неаполе.
Музыкальный руководитель : Возьмите самодельные инструменты, и давайте, вместе исполним эту пьесу.
(Дети исполняют пьесу «Неаполитанская песенка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.)
Музыкальный руководитель :
Может песней - полусказкой
Нас, шутя, развеселить
И рассыпаться вдруг пляской,
В хороводе закружить.
(Дети исполняют «Полька» под муз. Ю. Чичкова.)
Музыкальный руководитель :
И наш концерт окончен…
Музыка вдруг смолкла…
Мы будет долго-долго
Тот день с волнением ждать,
Когда мы вместе
Дверь в страну мелодий
Ключом скрипичным отомкнем опять!
Музыкальный руководитель : Всем большое спасибо. До свидания.
Дети уходят под музыку «Вальса цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.