Елена Герасимова
Проект «Неделя знакомства с русским народным творчеством». Средняя группа
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Неделя знакомства с русским народным творчеством»
Актуальность проекта :
Проект направлен на знакомство детей с народным творчеством, народными традициями, и передачу их из поколения в поколение. В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу — вот ведущая педагогическая идея. Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, патриотического воспитания. Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к народным традициям, испытать удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект. Проект способствует развитию познавательных способностей детей, включает в себя ознакомление дошкольников с народным промыслом России. Данный проект направлен на развитие художественно - творческих способностей детей, эстетического воспитания формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.
Публикация «Проект „Неделя знакомства с русским народным творчеством“, Средняя группа» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Работа по проекту ведется вместе с родителями с целью приобщения их к совместной деятельности с детьми.
Тип проекта : Групповой, краткосрочный, творческий.
Направления развития: Познавательное, Социально–коммуникативное Речевое, Художественно-эстетическое.
Участники проекта : Дети группы № 12, родители, воспитатели: Герасимова Е. С.
Срок реализации проекта : краткосрочный (1 неделя).
Основание для разработки проекта : Дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа, с народными игрушками, народными играми, устным народным творчеством.
Цель:
• Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм;
• создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры.
Задачи:
• Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.
• Знакомить детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки, былины.
• Обогащать словарный запас названиями предметов быта : изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.
• Воспитывать уважение к культурам других народов.
• Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.
• Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Жостове, Дымкове, русской народной игрушке).
• Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.
• Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.
• Пополнение образовательной - культурной среды в группе дидактическим материалом "Декоративно-прикладное искусство русского народа", "Национальные русские костюмы ", "Национальный орнамент", "Русские народные сказки ", "Пословицы и поговорки ", "Народные игры"
• Подбор методической, научно - популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.
• Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.
• Расширение представлений детей об окружающем мире.
• Обогащение представлений детей о традициях и культуре русского народа.
• Повышение уровня сформированности нравственно- патриотических чувств воспитанников.
• Знание правил народных игр, умение в них играть.
• Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный.
Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Перспективное планирование проекта.
Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап – основной (практический).
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний о русском народном творчестве
III этап – заключительный.
Оформление результата проекта в виде выставки.
1. Социально-коммуникативное и речевое развитие.
Ситуативные разговоры, свободное общение:
• «Традиции русского народа»;
• «О русских народных промыслах»;
• «Русская матрёшка»;
• «Устное народное творчество в России»;
• «Русские народные музыкальные инструменты».
Коммуникативное развитие (развитие речи) :
• Составление рассказов по пословицам и поговоркам.
• Отгадывание и составление загадок о предметах быта, народных приметах, природных явлениях.
• Пересказ русских народных сказок.
• Викторина по русским народным сказкам.
Разучивание:
1. Закличка:, «Жаворонки».
2. Песенок-потешек: «Катя, Катя маленька», «Ранним-рано поутру.», «Ласточка-ласточка».
Сюжетно-ролевые игры:
• «К нам гости пришли»;
• «Ярмарка».
Дидактические игры:
«Найди лишнее», «Что изменилось», «Угадай игрушку», «Составь картинку», «»Узнай элемент узора», «Угадай и расскажи»,
Русские народные подвижные игры и игры-забавы:
«Гуси-лебеди», «Ловишки», «Баба- Яга», «Карусель», «Пирог», «Колпачок», «Плетень», «У медведя во бору», «Гори-гори ясно».
2. Познавательное развитие.
Беседы:
• «Исконные символы России»;
• «Чудо-чудное, диво-дивное»;
• «Как раньше в гости ходили».
Рассматривание и чтение книги «Русская изба. От печки до лавочки» (автор Марина Улыбышева); иллюстраций о проведении обряда встречи весны; картинок с изображением различных видов обуви; картин о родной природе, деревне; куклы в русском национальном костюме; народных игрушек.
3. Художественно-эстетическое развитие.
Чтение:
1. Русский фольклор : «Николенька-гусачок.», «Как у бабушки козёл.», «Ранним-рано поутру.», «Грачи-киричи», «Ласточка-ласточка.», «Дождик, дождик, веселей.», «По дубочку постучишь».
2. Русские народные сказки : «Теремок», «Курочка ряба», «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», «Сивка-бурка», «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Волк и семеро козлят», «Морозко», «Лиса и журавль», «Хвосты», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лиса и рак», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой».
Предметы художественных промыслов:
• Предметы городецкой росписи;
• Филимоновские дымковские игрушки;
• Загорские и Семёновские матрёшки.
Книги:
1. Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду.
2. «Русские художественные промыслы».
3. Альбом «Народная игрушка».
4. Альбомы для детского творчества «Дымковская игрушка», «Городецкая игрушка», «Деревянная игрушка».
Иллюстрации:
• О праздниках на Руси;
• Устройство русской печи;
• Иллюстрации старинных предметов;
• Иллюстрации художника Ю. Васнецова к сказкам.
Музыка.
Попевки:
«Андрей-Воробей» обр. Е. Тиличеевой; «Сорока» обр. Т. Попатенко; русские народные песни, прибаутки; «Частушки», «Лиса», рус. нар. прибаутка, обр. Т. Попатенко.
Слушание:
П. И. Чайковский «Русская песня», «Танец пастушков»; «Вдоль по Питерской», р. н. песня.
Пение:
• Заклички, приговорки, прибаутки.
• Р. н. песни: «Ах, улица», обр. Е. Туманян; «По зелёной роще», «Катюша», «Солнышко, покажись».
Изобразительная деятельность.
Декоративное рисование:
«Знакомство с русским народным костюмом»,
«Русская матрёшка»
Лепка: «Пряники печатные».
Самостоятельное художественное творчество :
1. Изготовление масок животных к русским народным сказкам.
2. Украшение плоскостного изображения матрёшек, посуды, игрушек.
3. Раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы».
4. Пение русских народных песенок и попевок.
5. Придумывание пословиц и поговорок.
6. Инсценированне сказок.
.
Центр театрализованных игр:
Набор игрушек кукольного, плоскостного, пальчикового театров для обыгрывания русских народных сказок, потешек.
3. Взаимодействие с семьё й:
1. Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов.
2. Чтение художественной и познавательно-энциклопедической литературы по теме «Народная культура и традиции».
3. Изготовление подделок по теме : «Русское народное творчество»