Анна Вдовина
Лэпбук «Детский альбом» П. И. Чайковского» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Лэпбук в условиях реализации ФГОС — интерактивная папка для детей на заданную тему, побуждающая детей к самостоятельной работе, к инициативности, творческому проявлению, в игровой форме знакомящая дошкольников с важными понятиями. В нашем детском саду у детей старшего дошкольного возраста большой интерес вызвала работа с созданным мною лэпбуком по «Детскому альбому» П. И. Чайковского. Крупный, яркий, красочный, объемный - он сразу привлек всеобщее внимание. Первое знакомство с лэпбуком мы произвели в музыкальном зале после слушания пьес из «Детского альбома» Чайковского. Затем лэпбук и диск с пьесами из «Детского альбома» были переданы в музыкальный уголок группы для работы детей совместно с воспитателями и для самостоятельной работы воспитанников. Игровые задания лэпбука помогли закрепить полученные знания о композиторе, о жанрах музыки (песня, танец, марш, расширили словарный запас детей и их умение высказываться о характере музыкальных произведений. Кроме того, интегрированный подход и включение разных видов деятельности из различных областей искусств (раскрашивание раскрасок на сюжеты произведений Чайковского, чтение стихов, разгадывание загадок) дополнительно активизировала интерес детей к «Детскому альбому».
Публикация «Лэпбук „Детский альбом“ П, И, Чайковского“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Старшая группа
- Чайковский П.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» сентябрь 2018
Лэпбук выполнен из половины листа ватмана и внешне выглядит так:
В раскрытом виде изнутри он содержит минимальную необходимую информацию про композитора П. И. Чайковского и его цикл пьес «Детский альбом», а также интерактивные задания для детей на разноцветных карточках в папках-кармашках:
Текст на развороте гласит: «П. И. Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес. Сочинение "Детского альбома" - первое обращение композитора к детской теме. В «Детский альбом» входит 24 маленькие музыкальные картинки. Они рассказывают о том, как жили дети в то время, что их интересовало, во что они играли, что их окружало. На титульном листе первого издания было указано посвящение мальчику, шестилетнему племяннику композитора: "Посвящается Володе Давыдову. Детский альбом. Сборник лёгких пьес для детей"».
Кармашек «Отгадай загадку» включает набор карточек, на каждой из которых загадка по тематике пьес из «Детского альбома» :
Бом, бом, бом, бом!
Открывается альбом.
Не простой, а музыкальный,
То веселый, то печальный,
Сочинённый для ребят
Много лет тому назад. («Детский альбом» Чайковского)
Они в коробочке лежат,
Но если их достать-
Построятся за рядом ряд,
Пойдут маршировать. (Солдатики)
Он и стройный и красивый,
У него густая грива.
Жаль, нельзя на нём промчаться.
Только можно покачаться. (Лошадка)
Я хорошая игрушка,
-Буду девочкам подружкой.
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки.
Я прошу меня любить,
Не ронять меня, не бить (Кукла).
Этот танец так прекрасен,
Времени он неподвластен.
Пары движутся, кружась,
А зовется танец… (Вальс.)
С тобой мы движемся по кругу,
И держишь ты меня за руку.
Но не устали мы нисколько,
Веселую танцуя… (Польку.)
Кармашек «Раскрась персонажей произведений Чайковского» содержит набор картинок-раскрасок для мальчиков и девочек («Лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс», «Болезнь куклы») :
Кармашек «Охарактеризуйте музыку» содержит несколько карточек, на каждой из которых условная «группа» определений по эмоционально-образному содержанию музыки из «Словаря эмоций» О. Радыновой1. Детям предлагается после прослушивания пьесы «вытянуть» карточку и определить, подходят ли к услышанной музыке данные эпитеты с карточки.
Карточка 1: Весёлая, радостная, игривая, задорная, звонкая, озорная, шутливая, бойкая, смешная, забавная, резвая, прыгучая, скачущая, солнечная, сверкающая, танцевальная, плясовая, улыбающаяся.
Карточка 2: Спокойная, добрая, приветливая, неторопливая, убаюкивающая, колыбельная, мягкая, плавная, гладкая, напевная, протяжная, хороводная.
Карточка 3: Взволнованная, встревоженная, стремительная, вьюжная, метельная, ненастная, тревожная, беспокойная, торопливая.
Карточка 4: Грустная, печальная, жалобная, тоскливая, скорбная, хмурая, обиженная, плачущая, просящая.
Карточка5: Нежная, ласковая, задумчивая, мечтательная, легкая, светлая, прозрачная.
Карточка 6: Таинственная, сказочная, волшебная, колючая, пугливая, опасливая, осторожная, настороженная, загадочная, отрывистая, острая, подкрадывающаяся.
Карточка 7: Страшная, злая, грубая, тяжёлая, сердитая, недовольная, тёмная.
Карточка 8: Торжественная, праздничная, бодрая, важная, маршевая, чёткая, отчётливая, гордая, могучая, победная.
Карточка 9: мужественная, бесстрашная, боевая, смелая, отважная, решительная, сильная, богатырская, грозная, военная, солдатская, суровая, строгая, уверенная, храбрая, твёрдая.
Когда дети уже хорошо умеют характеризовать музыку, можно провести обратное задание: прочитать эпитеты с карточки и спросить, к какому танцу/ персонажу/сюжету из «Детского альбома» они подходят?
Кармашек «Прочитай стихи» содержит детские стихи по тематике произведений «Детского альбома» :
Кукла вальс танцует старый,
Пара кружится за парой.
А юла, юла, юла себе пару не нашла.
Кто с юлой подружится, тот и сам закружится.
Тихо, тихо, тишина – кукла бедная больна.
Кукла бедная больна, просит музыки она.
Дайте, что ей нравится и она поправится.
Деревянные солдатики маршируют до зари,
Из всей из математики знают только «раз, два, три»
- Мяу, мышка, спляшем польку,
Подадим гостям пример!
- Я сплясала бы, да только
Мышке кот не кавалер!
Данные стихи можно выучить с детьми наизусть и использовать на творческом вечере, посвященном музыке Чайковского.
Круговая диаграмма, в центре которой кнопкой для одежды прикрепляется стрелка, показывает, о каком произведении идет речь в данный момент (в загадке, стихах, во время слушания) :
Работа с лэпбуком приносит детям радость, активизирует их творческое начало и дарит ощущение самостоятельности.