Ольга Терешкина
Конспект комплексного занятия «Зима в творчестве композитора П. И. Чайковского»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного занятия
«Зима в творчестве композитора П. И. Чайковского»
ГБОУ Школа № 982 дошкольное отделение № 3 ЮАО.
Музыкальный руководитель Терешкина О. Л.
Программное содержание:
Закрепить знания детей о творчестве П. И. Чайковского.
Учить различать настроения музыки, средства выразительности, изобразительность музыки, находить сходные и различные по настроению образы в других видах искусства. Побуждать детей к элементам импровизации в движениях, в игре на детских музыкальных инструментах.
Темочки:
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Композиторы и музыкальные произведения
- Композиторы, детям о композиторах. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Чайковский П.И.
- Темочки
Активизировать речь детей, пополнять словарь новыми словами: музыка таинственная, сказочная, загадочная, тревожная…
Развивать у детей чувство прекрасного в природе, музыке.
Прививать детям интерес к классической музыке, воспитывать умение слушать и понимать музыку.
Предварительная работа:
слушание музыки композитора П. И. Чайковского, беседы по репродукциям картин о зиме, разучивание стихов.
Звучит пьеса П. И. Чайковского «Декабрь» из фортепианного цикла «Времена года». Дети входят в зал и свободно располагаются.
Зал оформлен под зимнюю лесную поляну.
М. Р. /музыкальный руководитель/:
Добрый день, друзья! Вновь вас встречает музыка. МУЗЫКА – это огромный волшебный мир. Мир звуков, на первый взгляд, может, непонятный, но вслушайтесь и услышите то лёгкое дуновение ветерка, то шелест тихо падающих снежинок или хрустальный звон капели… А, может, это сияние разноцветной радуги или ласковый луч солнца. Да, музыка – это целый мир, где соседствует природа, ожившие герои сказок и мы с вами.
Тихо – тихо рядом сядем,
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде,
В разноцветном, расписном!
И раздвинулись вдруг стены,
Вся земля видна вокруг.
Плывут звуки речкой пенной,
Тихо дремлет лес и луг …
Это музыка торопит
И зовёт нас за собой!
Вслед за нею можем сразу
В дальний путь пуститься мы,
Побывать в гостях у сказок,
У весны среди зимы …
Тихо – тихо рядом сядем.
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде:
В разноцветном, расписном! /К. Ибряев/
М. Р. :
Музыка, встретившая нас сегодня, уже знакома и понятна вам. - Как называется эта пьеса?
- Какое настроение вызвала музыка у вас?
Ответы детей.
М. Р. :
Сегодня мы с вами поговорим о творчестве великого русского композитора П. И. Чайковского. Его музыка понятна каждому человеку: ведь Чайковский языком музыки рассказывал о нашей Родине, о русской природе. Прекрасны все времена года. Но сей- час зима, и не случайно наш музыкальный зал превратился в зимнюю полянку. Многие русские поэты, живописцы, композиторы любили это время года за его волшебную красоту, чистые, ясные, сверкающие краски.
Давайте и мы поговорим о зиме: послушаем музыку, вспомним стихи, полюбуемся картинами о зиме.
М. Р. :
Зима … Какая она?
Какими красками художница – зима рисует зиму?
Ответы детей.
Входит ЗИМА:
Вы обо мне? А вот и я! Здравствуйте, мои друзья!
Дети водят хоровод «Здравствуй, гостья Зима!» р. н. песня.
ЗИМА:
Я – великая волшебница ЗИМА могу раскрыть вам волшебную тайну звуков. Слушайте, и музыка унесёт вас далеко – далеко. Мы полетим над сонным заснеженным лесом, вы услышите разговор снежинок с ветром, скрип снега под ногами Деда Мороза, об-ходящего свои владения, его холодное дыхание коснётся и вас… Слушайте!
ЗИМА ходит по залу, зажигает свечи.
ЗИМА:
Сейчас я превращу вас в снежинок.
/ЗИМА берёт волшебную палочку, взмахивает ею. /
Звучит «Вальс снежных хлопьев» муз. П. И. Чайковского.
ЗИМА:
О чём рассказала нам музыка? Какая была зима в это пьесе? Что вы услышали?
Ответы детей…
ЗИМА:
Правильно! Мы как бы побывали с вами в заснеженном лесу. Услышали как начинается буря: вот первые лёгкие снежинки кружатся в воздухе, ветер дует всё сильнее, сильнее и, вдруг, бросает нам в лицо пригоршню снега и тут же мчится прочь. И вот уже всё кругом занесено белым пушистым снегом! Вьюга улеглась. Деревья стоят, словно, зачарованные в кружевном снежном уборе на фоне чистого голубого неба /рассказ идёт на фоне музыки/.
ЗИМА:
Вам понравилась картина, нарисованная музыкой? Давайте попробуем соединить краски музыки с красками живописного полотна: они удивительно дополняют друг друга!
Дети рассматривают репродукции картин: «Февральская лазурь» Грабарь, «Волшебница зима», «Иней» Н. Кузнецова.
ЗИМА:
Не хватает только красивых, выразительных, поэтических слов. Может быть кто-то вспомнит стихотворение, подходящее к этой картине?
Дети читают стихи:
«Белая берёза» С. Есенин, «Под голубыми не-бесами…» А. С. Пушкин, «Встреча зимы» Н. Никитин.
ЗИМА:
Как красиво в лесу. Попробуйте представить зимний день, один из многих, которыми живёт лес.
М. Р. :
Целую долгую декабрьскую ночь в лесу царствовал мороз. Он сковал льдом реки, укрыл землю пушистым снежным покрывалом …
Этюд – пантомима «Мороз и солнце».
Звучит «Вальс» муз. П. И. Чайковского из «Детского альбом». Дети выполняют движения в соответствии с характером и частями музыки.
ЗИМА:
Новые пейзажи рождают новую музыку, послушайте.
Звучит фрагмент симфонии «Зимние грёзы» муз. П. И. Чайковского.
М. Р. :
О чём нам рассказывает музыка? Что вы услышали и пред-ставили?
Ответы детей.
ЗИМА:
Выберите картину и вспомните стихотворение, подходящее к этому образу зимы.
Детям предлагается репродукция картин «Восход солнца» и «Зимний пейзаж» И. Грабарь.
Дети вспоминают и читают стихи «Пришла, рассыпалась…» А. С. Пушкин, «Не ветер бушует над бором …» отрывок из поэмы «Мороз Красный нос» Н. Некрасова.
ЗИМА:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя … /А. С. Пушкин/
Танец «Зимы и снежинок» /звучит вальс/.
ЗИМА:
Я очень люблю вас, дети, и стараюсь доставить вам радость зимними забавами: играми в снежки, катанием на санках, лыжах, коньках, на тройке с бубенцами.
Звучит пьеса П. И. Чайковского «На тройке» /из фортепианного цикла «Времена года»/.
Детский оркестр - дети импровизируют на музыкальных инструментах: колокольчиках, металлофонах, ксилофонах, ложках, бубнах. Стараются показать широту русских просторов, передать цокот копыт, лёгкость и искристость снега на полях … в определённый момент звучания той или иной части музыки.
ЗИМА:
Композитор передаёт в музыке ритм скачущей тройки. Мы как бы слышим её издалека – музыка звучит сначала тихо, приглушённо; затем тройка приближается – музыка становится громче, отчётливее слышен стук копыт. Постепенно тройка удаляется – музыка затихает, и вот тройки уже совсем не видно …
ЗИМА:
На каком инструменте была исполнена эта пьеса?
Дети:
Фортепиано!
ЗИМА:
Вышел месяц молодой,
Зажёг звёзды чередой …
И пришла пора прощаться,
Хоть и жаль нам расставаться …
Стихает музыка, погасли свечи …
До новой встречи!
До новой встречи! /О. Котова/
М. Р. :
Вот она какая – красавица русская зима! Образ её останется у вас в памяти: то яркой, нарядной, сверкающей, то – суровой, притихшей, затаившейся перед снежной бурей. Сегодня мы с вами вспоминали стихи о зиме прекрасных поэтов А. С. Пушкина, Н. Некрасова, И. Никитина, С. Есенина. Обращались к живописным картинам художников Е. Кустодиева, К. Гона, И. Грабаря. Слушали замечательную музыку только одного композитора – П. И. Чайковского.
М. Р. :
Мы ещё раз убедились в том, что музыка может сочетаться со стихами – поэзией, стихи – с картинами – живописью, и всё это связано между собой, выражает один образ, подчинено одному настроению. И всё это – музыка! Музыка звуков, стихов, красок!
Музыка – это всё прекрасное, что окружает нас.