Ирина Полетаева
Знакомство детей с миром профессий в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
1
В современном мире предъявляются высокие требования к развитию и обучению подрастающего поколения. В обществе нужны инициативные, профессионально грамотные люди, которые имеют осознанное отношение к профессиональной и трудовой деятельности. Важным условием этого является ориентация детей в мире профессий, уже в дошкольном возрасте. На различном возрастном этапе дети насыщают свои знания разными представлениями о профессиях, наблюдая за взрослыми они пытаются использовать свои знания о профессиях в игровой деятельности (учитель, врач, парикмахер)
Публикация «Знакомство детей с миром профессий в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Многие элементы профессиональной деятельности трудно понять ребенку. Поэтому взрослый должен найти в определенной профессии область, которую можно представлять на основе впечатлений, наглядных образов, историй и ситуаций из жизни, чтобы ребенку стало все более понятно. Так же одним из основных аспектов является воспитание бережного отношения к труду взрослых и его результатам. Взрослый должен помочь детям понять необходимость и важность различных профессий.
В старшую группу дети приходят уже с определенным запасом знаний о профессиях (врач, воспитатель, продавец). Но эти знания они получили на основе наблюдения за взрослыми. Поэтому на данном возрастном этапе мы должны помочь ребенку понять значимость профессий для окружающих и для него. Это может быть достигнуто лишь тогда, когда все это вызывает у ребенка интерес. Дети получают знания о профессиях, через чтение художественной литературы, беседы, сюжетно-ролевые игры, т. к. они являются основным видом деятельности в дошкольном возрасте.
В работе с детьми мы используем интерактивные экскурсии, путешествия (побывали на животноводческой ферме, в поле, на кондитерской фабрике.)В нашей группе есть творческая мастерская, в которой мы изготавливаем различные атрибуты. Так дети понимают, как важно делать что-то своими руками и использовать эти поделки в играх. Для использования своих знаний о труде в игре, в группе созданы условия для игровой деятельности. Центры сюжетно – ролевых игр расположены соответственно тематике, например в центре творчества дети могут быть художниками, в строительном центре- строителями и т. д.
2
Дети самостоятельно решают и выбирают вид деятельности по трудовому воспитанию. Вмешательство взрослого происходит только тогда, когда ребенок просит о помощи. Мы стараемся сделать так, чтобы,он все таки, сам принял решение с какой профессией он хотел бы познакомиться и применить ее в игре. Очень часто к нам в гости приходят Самоделкин и его подружка Гаечка, они просят детей рассказать, где и кем работают их родители. Дети с удовольствием рассказывают о своей семье, рисуют рисунки о профессиях, показывают фотографии «Работа моих родителей», которые помещены в альбом «Мои папа и мама на работе».
Так же знакомство с профессиями происходит через дидактические игры. Иногда эти игры придумываем и делаем вместе с детьми. Для одной такой игры мы вырезали 3 круга разного размера, соединили их вместе в центре с помощью стрелки, чтобы круги вращались. Каждый круг разделили на 8 секторов, а сектор еще на 3 части по кругу. Отдельно изготовили карточки с орудием труда, с людьми какой-либо профессии, трудовым действием. На центральный круг раскладываем карточки с профессиями, на средний орудия труда и на большой трудовые действия. Вращаем стрелку, выбираем профессию и соответственно подбираем к ней орудие труда и трудовое действие. (Например, учитель-книга- учитель читает книгу.)
Родители, оказывают неоценимую помощь, в пополнении предметно-пространственной развивающей среды нашей группы, которых мы вовлекаем в работу по ознакомлению детей с трудом взрослых. Так они сшили новую одежду для кукол по разным видам профессий, изготовили новые атрибуты для игр «Шоферы», «Моряки», «Космонавты».
Чем больше ребенок получает разнообразной информации, тем легче ему будет сделать выбор, который определит его будущую жизнь. Проводимая работа позволяет ненавязчиво подвести ребенка к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.
Литература.
1. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
2. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях. / В. Федоренко // Дошкольное воспитание. 1978.№ 10. с. 64–69.
3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/04/19/besedy-o-professiyakh